Павел Георгиевич Громушкин (20 июня 1913 — 16 мая 2008) — советский разведчик, художник-портретист, полковник. Он известен как мастер изготовления поддельных документов для советских разведчиков, включая Павла Судоплатова, Рудольфа Абеля, Джорджа Блейка, Александра Феклисова Николая Кузнецова и других.
Страницы биографии
Громушкин родился в семье иконописца. С детства увлекался рисованием. В 1920-х годах его семья переехала в Москву. С 14 лет он работал в типографии учеником хромолитографа, позже — в типографии газеты «Правда». Там он познакомился и подружился с художниками Борисом Ефимовым и Кукрыниксами. Позже Громушкин поступил на заочное отделение в Полиграфический институт.
В 1938 году его призвали на работу в разведку. По данным СВР, собеседование с ним проводил лично Л. П. Берия. Громушкин стал сотрудником 7-го отдела ГУГБ НКВД, который занимался изготовлением документов для разведчиков. Во время войны Громушкин создавал немецкие документы — аусвайсы, военные билеты, удостоверения и другие бумаги. Он уделял внимание деталям: изучал трофейные документы, чтобы точно воспроизводить особенности немецких бумаг — печати, штампы, почерк, способ складирования. Его работы отличались высоким качеством: за всю войну ни один из изготовленных им документов не вызвал подозрений у немцев. Ведь в его арсенале были сотни образцов документов из зарубежных стран, в сейфе спецлаборатории на Лубянке хранились оттиски всевозможных печатей, сделанных в посольствах и организациях самых различных стран, краска, особые чернила, клей, бумага с водяными знаками… Трудно перечислить все «богатства» такого специалиста, как П.Г. Громушкин. Кроме того, у него был один универсальный помощник, с незапамятных времён носивший имя «Божий дар»! Повторю ещё раз: «Ни одна контрразведка мира не смогла уличить советских разведчиков-нелегалов в подделке документов». Для этого было необходимо знать до мелочей делопроизводство и документооборот десятков стран. Павел Григорьевич отмечал, что легче всего было подделывать немецкие аусвайсы. Надо было лишь знать, что они были разными для разных родов войск – для пехотных офицеров, для артиллеристов, пилотов люфтваффе, членов СС, сотрудников абвера, гестапо и других служб. Они отличались и обложками. У пехоты она была коричневая, у авиации синяя, у войск СС серая. В солдатской книжке записывалось всё – от выдачи портянок, оружия и получения ранений до награждений. Для каждой записи в графе указывалась дата и ставилась печать.
Одной из самых сложных задач была подготовка документов на имя Пауля Зиберта для разведчика Николая Кузнецова, которому поручили ликвидировать гауляйтера Украины Эриха Коха. Для этого использовали подлинный военный билет немецкого лейтенанта Пауля Вильгельма Зиберта, в который вклеили фотографию Кузнецова. Также Громушкин изготовил для него шофёрское и наградное удостоверения. Но случилось непредвиденное. Никто не мог предположить, что Кох мог быть знаком с семьёй Пауля Зиберта. Увидев входящего в кабинет «Зиберта», Эрих Кох заключил его в объятия и сказал, что помнит его малышом, поскольку приезжал к родителям Пауля в семейный замок… Чтобы избежать неожиданностей пришлось срочно менять сценарий операции, повышать звание и статус Николая Кузнецова (Пауля Зиберта). С лёгкой руки П.Г. Громушкина он стал обер-лейтенантом, тайным сотрудником гестапо, кавалером Железного креста за подвиги во имя фюрера. К сожалению, легендарный разведчик погиб в перестрелке с бандеровцами при выполнении задания в совместной боевой операции с партизанами.
Документы Кузнецова проверяли более 100 раз, но они ни разу не вызвали подозрений у немцев. Благодаря этим бумагам Кузнецов смог добывать ценные сведения, например, о подготовке крупной военной операции в районе Курска, о расположении ставки Гитлера под Винницей и о готовящемся покушении на Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране.
После войны П.Г. Громушкин продолжал работать в разведке, изготавливая документы для нелегалов. Он объездил с заданиями почти весь мир. В 1979 году вышел в отставку в звании полковника, но продолжал консультировать, писать учебные пособия и встречаться с молодыми сотрудниками внешней разведки.
В 1987 году ему было присвоено звание заслуженного работника культуры РФ за серию портретов разведчиков. В 2003 году он получил премию Службы внешней разведки Российской Федерации за книгу-альбом «Разведка: люди, портреты, судьбы».
Послевоенная деятельность
Несмотря на работу в разведке, Громушкин не переставал рисовать. В 2008 году в Центральном Доме журналиста прошла его выставка «Портреты, люди, судьбы. Творческий отчёт», где были представлены портреты легендарных разведчиков, которых он знал лично.
У Громушкина была семья: сын — Валерий Павлович Громушкин, доктор исторических наук, писатель; внучка — Наталья Громушкина, актриса.
Начальником П.Г. Громушкина был «Сталинский терминатор» Павел Судоплатов — известный советский разведчик, начальник 4-го управления НКВД, которое занималось диверсионной работой и организацией партизанского движения. Документы, которые изготавливал Громушкин, использовались в операциях, координировавшихся Судоплатовым.
Но это уже совсем другая история. В настоящее время готовится к опубликованию на канале «Пётр Свирин» материал о гениальном разведчике…
В заключение мы публикуем информацию об основных наградах и знаках П.Г. Громушкина, чтобы читатели не испытывали трудностей, глядя на «иконостас» знаменитого помощника советских разведчиков.
П.Г. Громушкин был награждён:
- орденом Красного Знамени;
- тремя орденами Красной Звезды;
- орденом Отечественной войны II степени;
- двумя орденами «Знак Почёта»;
- званием почётного сотрудника госбезопасности.
#разведка #изготовление документов #аусвайс от Громушкина #Пауль Зиберт #"Божий Дар" сотрудника ИНО