Режиссер — Иван Орлов (ученик Ю.Н. Бутусова).
Художник — Нанна Шех.
Хореограф — Дарья Дерябина.
Балаган на пепелище
Спектакль «Дубровский» родился из эскиза в рамках театральной лаборатории «Пушкин в Молодежном» в Ульяновском молодежном театре, посвященной 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Иван Орлов в то время еще был студентом ГИТИСа.
Историю о бунте небогатого дворянина Дубровского против уездного царька Троекурова режиссер превратил в карнавал марионеток из русского лубка, где торжествует власть медведя, то есть силы. Орлов соединил много тем пушкинского творчества — власти, бунта, насилия, тему родителей и любви — и рассыпал цитаты из его произведений по всей постановке.
По жанру она соединяет трагифарс и мелодраму, но преобладает эксцентрика. На сцене — пепелище: трагедия уже случилась. Остались отдельные части дома, пустые бутылки, остов двери, мебель. Посередине в кучу свалены доски. В левой части — пианино. В правой — невысокая железная конструкция в виде лесов, на которой сидят дворовые, одетые в разношерстное тряпье.
Действие еще не началось, а на сцене, у фортепиано, сидит девочка, закрыв уши руками. Затем становятся слышны крики: кого-то порют. Потом появляется избитый человек, весь в крови, подволакивающий ногу. За ним — вальяжный Троекуров с плетью на плече. На нем тоже кровь. Все маски узнаваемы.
Троекуров (Данила Мельников) — бандит в малиновом пиджаке. С ним рядом почти все время человек в маске медведя. Отец Дубровского (Максим Клюкин) перед смертью преображается в пса, сорвавшегося с цепи, не подчинившегося хозяину. Увидев Троекурова, старший Дубровский бросается на него и лает, а сын еле удерживает его за длинный шлейф, словно тот на поводке.
Владимир Дубровский (Никита Павлов) в начале — столичный студент в белой рубашке, читающий с друзьями любовную лирику Пушкина. Он воплощает образ романтического персонажа и беспечного юноши. Из мира праздности и поэзии молодой помещик неожиданно попадает в другой, балаганный мир и совершенно меняется.
Беготня по сцене с друзьями и поэтический настрой улетучиваются, и мы видим несчастного человека, говорящего с остановками, часто заторможенного. Он похож на грустного Пьеро с бессильными руками и опущенными плечами. Каждый новый поворот — появление дворни, в том числе Архипа с топором (эту роль играет девушка), встреча с чиновниками, похожими на клоунов в желтом и красном пиджаках, сначала обескураживает Владимира, а потом включает в происходящий смоки-карнавал (дым стелется почти все время).
Даже поджог дома показан так, словно все происходит по чьему-то колдовскому сценарию, а не по выбору героя. Дубровский стоит к нам спиной и курит, вокруг повисает облако дыма, а в это время челядь в доме совершает убийство, которое является продолжением ритуала с песнопениями — бабы из ведер и таза высыпают на мертвых чиновников обгорелые куски бумаги.
Все, что происходит дальше, — развитие той же карнавальной темы. В доме бандита Троекурова — гарем с тремя беременными девицами, похожими на белых вертящихся кукол с нарисованными красными щеками. На застольях гости сидят с измазанными сажей лицами, точно в масках. На женщинах, играющих помещиц, старые пальто с кусками разного меха — это «псарня» Троекурова. У приказчика сверкают золотые передние зубы, а он изображает жертву ограбления.
Дубровский и Маша (Анастасия Рачкина) на этом сборище — как на шабаше из «Сна Татьяны». Кругом испорченная мебель, два трупа в цветных одеждах, пустые бутылки, вместо скатерти — простыня с опаленными краями, а герой и героиня — жертвы в белом.
Темы огневой стихии и масок тесно связаны. Творящееся насилие вызывает страх и желание спрятаться за маску и играть роль. По сути, марионетки все. Есть даже беременная наложница с веслом и беременная каратистка. Поединок Троекурова, грубого и коренастого, пьющего водку из садовой лейки, с юношей Дубровским «в Гарольдовом плаще» предрешен с самого начала.
Владимир одинок, а против него действует целая шайка «медведей всех мастей», да и его пистолет оказывается зажигалкой. Из Маши тоже сделают куклу, когда отец заставит ее выйти замуж за князя Верейского, одетого в черную шубу. Если родниться, то с такими же хищниками, как и он.
После свадьбы Верейский вывезет на белом шлейфе огромный шар, скатанный из кусков фаты. Внутри окажется Маша. Потом фату сорвут — и девушка останется в нижнем белье. Муж уведет ее за руку в распахнутые на заднике двери — оттуда повеет холодом. Самого же Дубровского князь пристрелит.
Фраза на грифельной доске, присутствующая на сцене, — «Это наше все» — часть цитаты. Пушкин вывел типажи, которые до сих пор узнаваемы. Пожар с подмостков русской истории никуда не уходил, поэтому все в саже. Но поскольку уроки не извлечены, шоу продолжается.
P.S. Не все эксцентричные номера были смешными, поэтому подключиться эмоционально не удалось. Игра актеров показалась недостаточно выразительной. С другой стороны, история Дубровского, сделавшаяся сюжетом балагана, - это интересно.
Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma