Том 2, часть 5, главы 16-22
Комментарий
Анатоль Курагин готовился к похищению Наташи Ростовой. Главным его помощником был Фёдор Долохов. Друзья договорились с двумя участниками их кутежей, чтобы они стали свидетелями; нашли расстриженного попа, готового обвенчать невесту и жениха, состоящего в законном браке. Знал ли об этом поп, Толстой не сообщил. В любом случае ответственность за двоежёнство должен был нести «жених».
Расстриженный поп – это священник, лишённый сана на какие-либо нарушения церковных канонов. Он не отлучался от церкви, но лишался духовного звания и не имел права проводить обряды. Таких авантюристов, как Курагин и Долохов, это не беспокоило.
Ямщик Балага, преданный этим «славным» господам, был готов выполнить любое их поручение. «Не раз он увозил Долохова от погони… Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда выручали его господа… и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь».
Похищение, как казалось Долохову и Курагину, было хорошо подготовлено, но не состоялось.
«Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню,.. заставила её во всём признаться.
Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась.
- Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моём доме любовникам свиданья назначать! Ты себя осрамила, как девка самая последняя!
- Оставь… те… что мне… я умру…
- Ну, узнает он, ну брат твой, жених!
- У меня нет жениха, я отказала, - прокричала Наташа.
Комментарий
Марья Дмитриевна проявила себя как настоящий друг семьи Ростовых. Она не сообщила о проступке Наташи графу Ростову, чтобы не расстраивать его. Известная всей Москве, как женщина строгих нравов, Марья Дмитриевна обрушила своё негодование на Наташу, пыталась доказать ей, что Курагин не заслуживает её любви, что это беспутный и низкий человек.
В то же время она попросила Пьера Безухова помочь князю Андрею справиться с ударом, нанесённым отказом Наташи. Марья Дмитриевна также опасалась возможной дуэли между Болконским и Курагиным.
«Пьер… слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы) и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – этого Пьер не мог понять…
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о её низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», - сказал он сам себе, думая, что ему одному достался печальный удел связаться с гадкой женщиной. Но ему всё-таки до слёз жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения…»
Комментарий
Пьер решил, что лучшим способом предотвратить возможное столкновение Анатоля Курагина и Андрея Болконского будет удаление «дурака Анатоля» из Москвы, и добился его отъезда в Петербург. Наташа, узнав о том, что Курагин был женат, выпила мышьяк. Но вовремя принятые меры сохранили ей жизнь.
Вскоре возвратился в Москву князь Андрей. Пьер при встрече с ним был удивлён его спокойствием и оживлением. Казалось, Болконский как ни в чём ни бывало говорил о Сперанском.
М. М. Сперанский, государственный секретарь Российской империи, ещё недавно считавшийся любимцем императора Александра I, в результате интриг против него, был обвинён в измене. В начале 1812 года Александр I объявил ему об отставке.
Князь Андрей рассуждал об отношении к Сперанскому в высших кругах, то есть демонстрировал повышенный интерес к политике и не говорил ничего о своих личных переживаниях. Пьер решил, что спокойствие друга объясняется нежеланием показывать своё горе из-за измены Наташи.
Болконский передал Пьеру письма Наташи.
«…Пьер остановившимся взглядом смотрел на него.
- Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, - сказал Пьер.
- Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
- Разве можно это сравнивать? – сказал Пьер.
Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
- Да, опять просить её руки, быть великодушным и тому подобное?.. Да, это очень благородно, но я не способен идти по следам этого господина. Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про всё это. Ну, прощай.
В этот же вечер Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить поручение.
Наташа, похудевшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою её ожидал Пьер), стояла посередине гостиной.
- Пётр Кирилыч, - начала она быстро говорить, - князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг… Он говорил мне тогда, чтоб обратиться к вам… Нет, я знаю, что всё кончено… Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё…
Ещё никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера…
И ещё больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера.
- Не будем больше говорить, мой друг, - сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
- Не говорите со мною так: я не стою этого!
- Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, - сказал он ей.
- Нет! Для меня всё пропало, - сказала она со стыдом и самоуничижением.
- Всё пропало? – повторил он. – Ежели я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил бы руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления…»
Комментарий
Пьер вышел на улицу и посмотрел на звёздное небо. «Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окружённая, обсыпанная со всех сторон звёздами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света».
Л.Н. Толстой рассказал о реальной комете, которая была замечена над территорией Европы (иногда её называли кометой 1811 года). Астрономы уже знали, что эти небесные тела никакого влияния на состояние и судьбу человека не оказывают. Но обычные люди появлению кометы придавали разные смыслы. Во Франции и в России комету считали предвестницей войны; Наполеон видел в ней знак своей будущей победы.
Толстой в романе не раз использовал образы неба, звёзд, солнца, луны для создания особо значимой обстановки и раскрытия душевного состояния своих героев. И в этом эпизоде писатель показал, что при виде кометы, красоты и необычности вечернего неба Пьер испытал душевный подъём и чувство обновления.