В конце декабря 1986 года журнал France Football объявил имя обладателя «Золотого мяча». Им стал нападающий киевского «Динамо» Игорь Беланов, что стало неожиданностью даже для него самого, не говоря уже о футбольном мире СССР и всей планеты. По результатам голосования форвард набрал 82 очка, опередив на 22 балла Гарри Линекера, на 25 очков – Эмилио Бутрагеньо, а также на 64 балла Александра Заварова и Иана Раша, на 74 – Марко ван Бастена и на 76 – Мишеля Платини.
О том, что выбор оказался, мягко говоря, странным, публично тогда не говорил почти никто. Однако фактов, свидетельствовавших, что Беланов не заслужил «Золотой мяч», было предостаточно. Обладатели этой награды, как правило, отличались невероятным талантом, органичным сплетением различных качеств, особым стилем и способностью влюбить в себя миллионы. Платини очаровывал умением творить чудеса и вести команду, Круифф – количеством и разнообразием голов, Роналдиньо – умопомрачительным дриблингом. А чем запомнился Беланов? В основном, фантастической скоростью, прямолинейностью и плотным ударом.
Когда он только присоединился к «Динамо», киевские болельщики называли его «всадником без головы» и «бегунком». Олег Блохин так отзывался о нём: «Когда Игорь только пришел в «Динамо», особой техники у него не было. Зато скорость поражала. Иногда он даже обгонял летящий мяч. Он настолько быстро разгонялся, что порой казалось – остановиться не сможет. Вот тогда мы и начали над ним подшучивать: «Игорь, – говорили ему, – если бы на Конче-Заспе не было оградительной сетки, мы бы тебя, наверное, в Обухове ловили». Защитник Сергей Балтача выделял скромность Беланова, вратарь Михаил Михайлов – упорство, а полузащитник Владимир Бессонов хвалил его «пушечный удар» и порой называл «сквозняком» за скорость. О других выдающихся качествах футболиста вы вряд ли слышали.
Более того, Игорь Беланов не был даже лучшим игроком в СССР в том году. Еженедельник «Футбол» признал футболистом года Александра Заварова, который набрал 357 очков, опередив Беланова на 44 балла. Советские журналисты могли объективнее оценить игру, чем иностранные коллеги. Сам Беланов не спорил с этим. Главный тренер «Динамо» Валерий Лобановский писал в своей книге «Бесконечный матч»: «Беланов расценивает столь высокое международное признание как недоразумение, не досадное, конечно, а приятное – но все же недоразумение. Он не занимался позерством, когда говорил, что Заваров в 1986 году гораздо больше, чем кто-либо другой, достоин звания лучшего футболиста Европы».
Результативность форварда в 1986 году тоже не была выдающейся. В чемпионате СССР больше него забили восемь футболистов, включая одноклубника Алексея Михайличенко (12 голов), Александра Бородюка (21) и Сергея Родионова (17). Во всех турнирах 14 голов в 32 матчах – показатель хороший, но не лучший. «Золотую бутсу» получил Марко ван Бастен с 37 мячами, а Гари Линекер забил 27 голов.
Стремительный путь Беланова к награде начался с перехода в киевское «Динамо» по инициативе Валерия Лобановского. В новом клубе поначалу форвард даже не справлялся с нагрузками. «Это был форменный кошмар, во время первого кросса, помню, финишировал на круг позже, нежели предпоследний из бежавших. Ветераны «Динамо» откровенно посмеивались. Зато Лобановский, о котором теперь многие говорят как о диктаторе, спокойно сказал: «Ничего, Игорь, я думал, будет хуже», – вспоминал Беланов. Однако вскоре он не только прибавил в физике, но и стал ключевым игроком. Лобановский сумел встроить его, не обладающего выдающимся дриблингом или голевым чутьём, в игру великой команды. Скорость и трудолюбие помогали Беланову отлично действовать в прессинге и «казнить» соперников в стремительных контратаках. В Кубке обладателей кубков он забил 5 голов в 8 матчах, став лучшим бомбардиром турнира и помог «Динамо» завоевать трофей.
Благодаря Лобановскому же Беланов вернулся в сборную СССР, после того как главный тренер Эдуард Малофеев перестал вызывать его из-за недовольства игрой. «После Дании Малофеев меня не вызывал. Да даже если бы и вызвал, я бы не поехал. Не видел толка играть в команде, где нет никакой стратегии и все тянут в разные стороны. У Лобановского или Бескова такого быть не могло», – досадовал форвард. Чемпионат мира 1986 года в Мексике стал его звёздным часом. Он отдал голевые передачи в матчах с Венгрией (6:0) и Канадой (2:0), а в игре 1/8 финала против Бельгии оформил хет-трик, включая шедевральный гол ударом из-за пределов штрафной. Даже поражение 3:4 не затмило его личного триумфа. Спустя годы Лобановский говорил: «Если вы хотите понять, что такое «Беланов в порядке», посмотрите его игру в составе сборной на чемпионате мира в Мексике».
Именно эти 10 удачных матчей на мировом первенстве и в еврокубках, которые увидели иностранные журналисты, и решили исход голосования. Как вспоминал Лобановский, «Сам Беланов высоко котировался в анкетах France Football прежде всего за великолепную игру на чемпионате мира». Немаловажную роль сыграли и и старые правила: тогда голосовать можно было только за европейцев, выступающих в европейских клубах. Очевидно, что 1986 год был годом Диего Марадоны, но аргентинец не мог претендовать на награду. Лишь в 2016 году France Football провело голосование на тему, кто больше всех был достоин «Золотого мяча», но не получил его. Победил Марадона, набрав 21% голосов, после чего журналисты согласились с читателями, отметив, что в 1986 году награда больше принадлежала ему. Это породило в российских СМИ слухи, будто у Беланова трофей отобрали. «Вы не представляете, сколько звонков мне поступило после этой «новости». Все спрашивали: «Игорь, ты действительно отдал «Золотой мяч»? Я вырос на Молдаванке и шутки воспринимаю нормально. Я говорил, что созвонился с Марадоной, и он поблагодарил меня за «Золотой мяч», – рассказывал Беланов.
«Золотой мяч» он получил в марте 1987 года, так разволновавшись, что впервые в карьере не забил пенальти в матче против «Бешикташа». После переезда в Германию в его карьере начался спад, омрачённый скандалом. В конце января 1989 года появилась информация, что полиция задержала его по подозрению в магазинной краже. Вина футболиста доказана не была, но штраф заплатила его супруга.
Сам Беланов трактовал события иначе:
«Очень мне подпортила репутацию многократно в свое время оп описанная гадкая история с приятелями ж жены. Они приехали в гости и, ошалев от западного изобилия, не удержались от соблазна украсть в магазине какую-то мелочь… Выведав, что участницей скандала была моя жена, газетчики тут же попытались изгадить и мое имя».
В том же году его перестали вызывать в сборную, а после неудачных периодов в «Боруссии» Мёнхенгладбах и «Айнтрахте» он в 1995 году вернулся на Украину, где доигрывал в «Черноморце» и «Металлурге». Завершив карьеру в 1997 году, Беланов занимался бизнесом, открыл в Одессе футбольную школу, три года работал в городской администрации, а с 2017 года проводит детские турниры, где, по собственному признанию, показывает ребятам свой «Золотой мяч» – тот самый, неожиданный и до сих пор вызывающий споры трофей, который навсегда вписал его имя в историю футбола.