Тема возможного захвата, либо покупки Соединенными Штатами Гренландии – крупнейшего острова на Земле – сейчас стала ТОП-1 в мире, затмив и протесты в Иране и события вокруг Венесуэлы и Украины. Но мало, кто знает, насколько эта тема «древняя» и насколько ее глобальное значение выходит за рамки показного самодурства Дональда Трампа. Впервые вопрос о включении Гренландии в состав США встал на повестку дня еще в 1867 году, одновременно с продажей Россией Аляски. Проект присоединения обоих территорий принадлежал одному человеку – госсекретарю Уильяму Сьюарду. Но если с Аляской у него получилось, то идея покупки Гренландии была отклонена оппозицией в Конгрессе. В следующий раз эта тема всплыла уже в 1910-м, тогда Белый дом рассматривал остров как территорию, которую (наряду с Карибскими, Антильскими островами и восточным побережьем Канады) следовало захватить и укрепить в случае угрозы нападения на США.
Фактически американцы смогли приступить к реализации своих планов в 1940 году, когда владевшая островом Дания была оккупирована нацистской Германией. Датский посол в Вашингтоне Хенрик Кауфман фактически сам предложил Госдепартаменту заключить соглашение о защите Гренландии. Немногочисленному населению острова обосновали это тем, что присутствие американских войск станет наименьшим из зол, мол, иначе здесь будут немцы или англичане. Вскоре ВВС США приступили к строительству трех авиабаз на острове, а также взяли на себя охрану криолитового рудника Ивигтут, поставки с которого играли важную роль в производстве алюминия. Мало, кто знает, что в 1943 – 1944 году на территории Гренландии шли реальные боевые действия между американцами и персоналом немецких метеостанций, которые были тайно размещены на острове.
В общем, безопасность Штаты обеспечили, только вот покидать остров после окончания войны категорически отказались! Наоборот, в 1946 году они тайно предложили датскому правительству продать Гренландию, получили отказ, но уходить все равно не стали. С этого момента началась фактическая оккупация острова, которая в 1951 году была де-юре оформлена договором об обороне. Американцы получили право на исключительную юрисдикцию в отношении т.н. «оборонных зон», а вскоре приступили к строительству крупной авиабазы Туле, расположенной на северо-востоке «зеленой земли». При этом «оборона» представляла собой полное хозяйничанье, Пентагон распоряжался ей как своей собственностью. Несмотря на безъядерный статус Дании и, соответственно, Гренландии, там было размещено ядерное оружие и его носители – стратегические бомбардировщики В-52. В 1960 году корпорация Federal Electric построила возле Туле мощнейшую РЛС, направленную в сторону Советского Союза. Параллельно осуществлялся проект «Ледяной червь», согласно которому в ледяном щите Гренландии планировалось провести систему туннелей длиной 4000 километров и развернуть в ней около 600 межконтинентальных баллистических ракет, нацеленных на нашу страну. Затея оказалась утопической, зато привела к радиоактивному заражению из-за раздавленного льдами атомного реактора. Также в 60-е годы американская авиация проводила операцию «Хромированный купол», заключавшуюся в постоянном боевом патрулировании в воздухе, которое проводилось стратегическими бомбардировщиками с термоядерным оружием на борту, в готовности нанести удар по СССР. 21 января 1968 г. вблизи Туле произошла авиакатастрофа, в ходе которой бомбардировщик В-52 упал на лед и сгорел, а подвешенные под него водородные бомбы развалились и утонули, что также привело к серьезному радиационному заражению. Одну из бомб так и не нашли, а от датчан этот факт попросту скрыли.
После окончания Холодной войны Туле была постепенно переформирована в космическую базу (ныне носит название Питуффик). Она входит в систему раннего обнаружения баллистических ракет, направленных в сторону Северной Америки, также там находится станция контроля системы управления спутниками. По данным издания Space News, в случае с Гренландией «любому спутнику на полярной или солнечно-синхронной орбите, например, в критически важных системах связи, получения изображений и мониторинга погоды, требуется наземная станция в Арктике для постоянного отслеживания, телеметрии и управления на протяжении всего витка». База Питуффик, — один из двух арктических объектов, принадлежащих Соединенным Штатам, второй — станция Космических сил «Клир» на Аляске.
Но помимо военного Гренландия имеет важнейшее экономическое значение, особенно учитывая истощение природных ресурсов планеты в будущем. Причем дело не только в нефти и газе. Ускоренное таяние ледникового покрова из-за глобального потепления может обеспечить повсеместный доступ к т.н. каменной муке, которая образуется во время миграции ледников и разрушения горных пород и обладает необычайно высокой способностью к восстановлению почвы. А согласно последним исследованиям, может поглощать углекислый газ. В 2023 году ученые из Копенгагенского университета сделали сенсационное открытие: химические реакции разрушают каменный порошок и приводят к тому, что CO2 из воздуха конденсируется в новых карбонатных минералах. В прошлом данный процесс, вероятно, приводил к глобальным похолоданиям на Земле. Каждая тонна крошки способна поглотить 250 кг углекислоты, а если все поля Дании покрыть этой «мукой», то можно уловить 27 млн тонн CO2 – это общий годовой объем выбросов в стране. Между тем гигантский ледниковый щит Гренландии в год производит 1 млрд тонн каменной муки, которая вытекает из-под ледников в виде грязи. И запасы этого вещества на острове считаются практически неограниченными. Таким образом, в перспективе каменная мука может стать настоящим «лекарством» планеты. Большая часть которого, в случае завладения Гренландией, окажется в руках США.
Дмитрий ДЕГТЕВ