Он пришёл с повинной, а она, в ярости сняв с ноги босоножку, ударила его острым каблуком по лбу. Такой финальной точкой в десятилетней истории страсти актрисы Евгении Ураловой и барда Юрия Визбора мог бы стать эффектный кадр из кино. Но это была жизнь.
Их драма — это история ослепляющей любви, которая началась с невинных поцелуев под моросящим дождём и закончилась горой вещей в коридоре, лыжами и палатками, которые Визбор, уходя к другой, сгрузил в квартире новой избранницы. И дочерью, которую взял с собой. Уралова не смогла простить измену, хотя позже сожалела об этом всю жизнь. Что разбило один из самых ярких творческих союзов той эпохи?
Всё началось на «Мосфильме». Уралова, уже утверждённая на главную роль в фильме «Июльский дождь» Марлена Хуциева, смотрела актёрские пробы. И вдруг на экране появился он.
- «Лысый, грустный, некрасивый — толстый нос, глаза немного навыкате, с гитарой в руках. Самое смешное, что Юре в тот момент был всего 31 год!» — вспоминала актриса.
Но её, по её же словам, «словно током прошибло».
Визбор, «человек из другой жизни», лишил её покоя мощнейшей мужской энергетикой.
Хуциев дал барду небольшую роль. При первой же встрече на студии Уралова кинулась к нему знакомиться и через пару минут поняла: «родной мне человек!». На съёмках в Витинево они не расставались: днём работали, а ночами, как признавалась Евгения, «целовались до одури, кружа у залива».
При этом она была замужем за актёром Всеволодом Шиловским.
Чувствуя, что теряет голову, Уралова выпалила мужу в Москве: «Сева, я полюбила другого человека. Извини». Казалось, точка поставлена.
Но тут же последовал удар: Визбор получил телеграмму и спокойно заявил: «Мне надо в Ленинград. У меня там невеста. Я должен жениться».
Униженная Уралова вернулась к Шиловскому, который был готов простить «мимолётное увлечение». И в этот момент раздался звонок. Голос Визбора в трубке: «Я возвращаюсь... Встречаемся на набережной».
Увидев, как у жены загорелись глаза, Шиловский понял всё. Последовала пощёчина, и Евгения, схватив сумку, убежала в новую жизнь.
Новая жизнь началась в пустой кооперативной квартире Визбора в Черемушках.
- «Ни газа, ни электричества, а ванна забита цементом» — описывала Уралова их первое пристанище.
Мать Юрия выдала им ватное одеяло, простыню и раскладушку. Но «с милым рай и в шалаше!».
Этот «рай» тут же дал трещину. Появилась та самая невеста из Ленинграда — Тамара. Ураловой пришлось на две недели съехать к подруге. Визбор сделал выбор в пользу актрисы, но история с Тамарой имела финансовую подоплёку: как выяснилось, Юрий взял у неё деньги на ту самую квартиру.
Обиженная девушка не унималась: она приезжала, пыталась поджечь дверь, пока Визбор не окатил её водой из ведра и не отправил обратно в Ленинград.
Уралова навела уют, купила новое постельное бельё.
- «Не спать же на простынях, которые согревала соперница своим телом» — замечала она.
Она жила по его правилам: «Юра ведь сразу же заявил: «Никакой ревности!», а подчинялась я ему беспрекословно».
Вскоре Уралова родила дочь Анну. Счастливый отец купил приданое, а через пять дней после выписки жены из роддома уехал в горы.
- «Лыжный сезон заканчивался, Чегет звал» — с горькой усмешкой вспоминала актриса.
Она осталась одна с новорождённой, без прописки, с пустым холодильником. Но тогда ей и в голову не приходило бунтовать: «нужно Юрочке отдохнуть в горах — значит нужно!».
В горы он её так никогда и не взял, отговариваясь бытовыми трудностями. Зарабатывала в семье в основном она.
- «Если Юра выкраивал время и оставался с Аней, я выскакивала на съемки. Возвращаюсь, а в комнате дым коромыслом, все запасы на неделю съедены, Юра с гитарой в компании друзей поет» — рассказывала Уралова.
Эта атмосфера, по её словам, настолько травмировала дочь, что та впоследствии никогда не отмечала день рождения.
Конец наступил летом, когда Уралова вернулась со съёмок. Сначала — новый кожаный дипломат, подаренный «загадочной знакомой». Потом — настойчивые женские звонки. И наконец — запись в дневнике Визбора, лежавшем открытым на столе. На английском. Со словарём Уралова перевела романтические описания свиданий с некоей Татьяной.
Когда Визбор, потупившись, предложил жене «просто перетерпеть», её терпению пришёл конец.
- «Я взорвалась: «Что! Терпеть?! Вооон!».
Она вынесла его вещи в коридор и позвонила с требованием забрать.
- «Когда он появился на пороге, я была в такой ярости, что сняла с ноги босоножку и стукнула его по лбу острым каблуком!»
Визбор молча собрал свои богатства — лыжи, печатные машинки, рюкзаки — и перевёз к новой возлюбленной, забрав с собой и дочь Татьяну от первого брака.
С этой Татьяной он прожил всего восемь месяцев, после чего был брошен — впервые в жизни. Униженный и раздавленный, он умолял Уралову принять его обратно. Но она была непреклонна.
Юрий Визбор женился в последний раз на Нине Тихоновой. Умер от рака в 50 лет.
Евгения Уралова больше не вышла замуж. Боль утихла, но сожаление осталось. Она винила себя, свою гордыню и советчиц, которые кричали: «Неужели простишь? Да гони ты его в шею!».
- «Думала: ну вот развелась — и освободилась от него. Ничего подобного! Умер — думала: ну все, теперь меня отпустит. Ничего подобного! Не отпустил... Были поклонники, были женихи, но никто не перебил мою единственную сумасшедшую любовь...» — признавалась актриса за годы до своей смерти.
В 2020 году талантливой актрисы Евгении Ураловой не стало.
Основано на биографических материалах и интервью.
ВСЕ ФОТО — из открытого доступа Яндекс.Картинки