В 16 веке, когда Иван Грозный покорил Казанское царство, его последняя правительница прекрасная Сююмбике была увезена на Русь. Следы её затерялись в касимовской глуши.
Личная жизнь Сююмбике (также Сююн-бике, тат. Сөембикә) в «свёрнутом» виде содержит в себе историю всего средневекового татарского мира. В ней были и интриги, и желание удержать власть любой ценой, и разнообразные коалиции (в том числе и с иноверцами), и любовь, и ненависть, и предательство, и плен, и жизнь вдали от родины.
В коллективной памяти татарского народа Сююмбике занимает важное место: считается, что она пожертвовала личным счастьем ради счастья других. Подтверждением этого факта служат многочисленные легенды о казанской царице. Её именем названы улицы. В Казанском кремле возвышается башня Сююмбике. А совсем недавно, в 2024 году, в Набережных Челнах открылась мечеть "Сююмбике".
Причудливая вязь исторических закономерностей и случайностей переплела судьбу казанской царицы с судьбой хана из Касимова по имени Шах-Али.
Казань долгое время вела сложные геополитические игры с Москвой, то принимая на свой престол московских ставленников, то ища союза с крымскими ханами. Юный Шах-Али, едва достигнув 15 лет, оказался в этой игре одной из главных фигур. Казань же для него стала поистине роковым городом. На протяжении своей жизни он несколько раз всходил на казанский престол (то по указу Василия III, то по воле Ивана Грозного), и каждый раз едва не расплачивался за это головой, сменяемый крымскими соперниками.
"Казанская история", литературный памятник 16 века, повествует, что за год до осады Казани Грозным казанцы предложили дипломатический компромисс. Они вновь пригласили на престол Шах-Али с условием, чтобы он взял в жены Сююмбике, правившую в Казани после смерти мужа крымского хана Сафа-Гирея. Их брак был заключен в 1546 году, Сююмбике родила сына Утямыш-Гирея. Когда Сафа-Гирей скоропостижно умер, мальчику, наследнику, было всего два года. Регентшей при нем была назначена Сююмбике.
Во время праздников по случаю сговора Сююмбике будто бы прислала своему "суженому" Шах-Али необычные дары - отравленное угощение и пропитанную ядом рубашку. Но искушенный в азиатских хитростях Шах-Али был осторожен и сумел предотвратить грозившую ему беду.
Если в этой легенде есть хоть малейшая доля правды, то одна из загадок - почему царица так стремилась погубить Шах-Али, разрушая миролюбивые планы своих приближенных? Надеялась, что Казань сумеет противостоять Москве? Хотела отвоевать казанский престол для своего малолетнего сына? А может, боялась заслуженной мести касимовского хана?
Ведь существует версия, что именно Сююмбике стала виновницей гибели Джан-Али, младшего брата Шах-Али.
В один из периодов сложных дипломатических игр с Москвой казанцы пригласили на свой престол хана из Касимова по имени Джан-Али, юношу тихого и кроткого. Он правил в Казани 5 лет и был первым мужем Сююмбике, дочери ногайского мурзы Юсуфа.
В письмах к отцу и братьям Сююмбике жаловалась, что муж не любит её. Влиятельный мурза Юсуф счел это оскорблением фамильной чести и велел убить Джан-Али, а дочь вернуть домой. Однако Сююмбике вернуться не удалось, её захватил в плен и сделал своей наложницей утвердившийся в Казани крымский хан Сафа-Гирей. Хотя согласия прекрасной пленницы в этом случае, видимо, не спрашивалось, Сафа-Гирей пришелся ей по душе. Недаром автору "Казанской истории" запомнилось, как плакала царица, прощаясь с могилой мужа, когда её увозили в Москву.
Шах-Али, помимо того, что мог вынашивать мстительные замыслы, был еще довольно непривлекательным: низкорослый, коротконогий, с "толстым чревом" и редкой бороденкой. По свидетельству одного из летописцев, он был наделен исключительным умом, но воином слыл неважным.
И все же, когда Иван Грозный с победой возвратился из похода на Казань, Сююмбике стала женой Шах-Али.
До сих пор не вполне ясно, как устроился этот странный брак. В дипломатической переписке Ивана Грозного союз объясняется то добровольным выбором Сююмбике, то инициативой Шах-Али. Скорее всего, Грозный не хотел лишиться такого ценного "трофея", отпустив Сююмбике к отцу. А, может, раздраженный гордой непреклонностью царицы, упорно отказывающейся принять православие, с мстительным расчетом выдал Сююмбике за столь ненавистного ей человека, который, в свою очередь, тоже затаил против нее недобрые чувства.
На мысль о том, что брак совершился приказным порядком наводит одно из писем Ивана IV к Юсуфу, просившему отпустить к нему дочь с внуком. Иван Грозный сообщал: "А Сафа-Гиреев царев сын Утямыш-Гирей-царь за отца своего грубость ныне у нас на Москве. А мати ево Сююмбике-царица к нам же приехала, а Шах-Али-царь у себя её держати не захотел. И мы тебя для дочерь твою Сююмбик-царицу пожаловали великим своим жалованием... И вперед хотим её за Шах-Али-царем учинити".
Современники знали, как горька была для Сююмбике подобная "честь". В "Казанской истории" рассказывается:
"И взял царь Шах-Али в жены казанскую царицу, но не любил он её, несмотря на её красоту... и жила она у него, запертая, в отдаленной и несветлой комнате, словно в темнице, и не сходился он с нею спать..."
Если хан в сердцах не уморил Сююмбике голодом, то только "слова ради к нему о ней самодержца". До Юсуфа дошли слухи о том, что его дочь погибает в доме Шах-Али, и он с тревогой писал об этом Ивану Грозному, угрожая разрывом дипломатических отношений. Иван послал Шах-Али предупреждение, что к нему в Касимов прибудет посланец Юсуфа, которому необходимо продемонстрировать полное благополучие Сююмбике.
В истории Сююмбике немало тайн. Но последняя загадка - сколько же прожила и где была похоронена легендарная царица, о которой писали: "Не было ей равной в Казани по красоте среди жен и девиц"?
Кажется, где же еще искать её могилу, как не в мавзолее Шах-Али (если только она не умерла ранее 1555 года - времени возведения мавзолея)?
Но нашлось ли в родовой усыпальнице хана место для той, которую он отверг при жизни и содержал лишь как отданную под надзор пленницу?
Надгробные плиты в мавзолее плохо сохранились. Существуют предположения, что там было 9 захоронений. Кроме самого Шах-Али и его жены Булак-Шад установлено еще 6 имен его родственников. Девятая же могила - пока безымянная. Она-то и дает повод для новых легенд...
А между тем, 10 июня 2022 года в Касимове был открыт памятник последней правительнице Казанского ханства царице Сююмбике. Открытие монумента состоялось в рамках празднования 870-летия города, 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией и 570-летия со дня основания Касимовского ханства.
Скульптуру высотой три метра и весом 1,5 тонны отлили из бронзы в Санкт-Петербурге. Она расположилась в сквере, который был облагорожен на средства мусульман и находится рядом с Ханской мечетью и мавзолеем касимовского царя Шах-Али. В церемонии приняли участие вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин.