Первое встреченное нами хивинское укрепление было Джан-Кала...
Саранчев Е.С.
Стоя на сторожевой башне на мысе Урга я буквально смотрел на одноименное средневековое городище под своими ногами, но так и не заметив его и не найдя на плато остатков укреплений XIX, махнул рукой и двинулся в Муйнак по потайной дороге через заросшее камышами бывшее дно Аральского моря. Ложная информация от рыбаков о том, что крепость Урга полностью срыта укрепила меня в правильности принятого решения. Между тем, мысль о том, что кое-что могло сохраниться не давала мне покоя.
Оказывается я просто не там искал. Благодаря изумительному ресурсу Google Earth, достойному Нобелевской премии, спустя несколько лет и не с первого раза, я нашел не только средневековую крепость, но и укрепления XIX века, правда совсем в другом месте. Надо внимательнее читать источники. ;-) Про средневековую крепость Урга мы поговорили в предыдущем репортаже (ссылку смотрите в конце), а сейчас настала пора перейти к хивинским и русским укреплениям периода Хивинского похода русской армии 1873 года.
Вид со сторожевой башни Урга на кончик одноименного мыса и терассу ниже с расположенным на нем городищем Урга. На фото с некоторыми усилиями просматриваются остатки цитадели с угловыми башнями и внешний вал. На дальнем плане озеро Каратеренг, а у левого обреза кадра Каражарская тропа через озеро и болото уходит к кишлаку Каражар на другом берегу высохшего еще в XIX веке Айбугирского залива. При некотором усилии, в том числе и на фото с других ракурсов в предыдущих репортажах, можно различить на горизонте вышку связи, пару деревьев и какие-то строения кишлака Каражар. До него отсюда 23 километра. А вот увидеть "неясную массу" крепости Джан-Кала сейчас не получится.
Основой нашего исследования послужат записки участника Хивинского похода - сапера Саранчева (Саранчев Е.С., 1874), оставившего подробные описания не тольок Хивинской компании, но и двух хивинских укреплений на дне высохшего Айбугирского залива Аральского моря и русского редута, сооруженного во время походя рядом с ними. К великому сожалению, мне не удалось найти иллюстративную часть его записок, поэтому будем довольствоваться только текстовым описанием со ссылками на рисунки Саранчева. Если вдруг у кого-то есть доступ к первоисточнику - с благодарностью приму сканы отмеченных иллюстраций и дополню этот репортаж. В сети Инет этих картинок нет от слова совсем.
Ошибочно я считал, что хивинские крепости и русский редут надо искать на плато Устюрт в районе мыса Урга. Детально прошерстив космосъемку я нашел много чего интересного, но укрепления XIX как в воду канули. И только после внимательного прочтения первоисточника в 131-ый раз стало понятно, что крепости надо искать вон там - в болоте, а не на плато. И они незамедлительно нашлись в комплекте с еще несколькими интересными объектами.
Давайте вместе посмотрим на эти прекрасные болотные виды.
На карте хорошо заметны развалины рыбацкого поселка Урга на одноименном мысу, отмеченная значком кургана сторожевая башня, Каражарская тропа с урочищами Жангакала и Якуббайколь, а так же остатки укрепленной усадьбы (?) Каражар.
Если внимательно по космосъемке иссследовать Каражарскую тропу, то в урочище Жангакала можно обнаружить остатки двух квадратных в плане укреплений и еще одно в урочище Якубайколь к востоку, между крайними из них около 3860 метров.
Вот как описывает их Саранчев с моими пояснениями в скобках:
Первое встреченное нами хивинское укрепление было Джан-Кала, построенное верстах в шести (На самом деле 9,7 км. Эта разница при определении расстояния в 1,5 раза, которую в данном случае можно точно установить показывает на неточность приведенных Саранчевым сведений и объясняет нестыковки в его описании пути Оренбургского отряда. Прим. мой) от мыса Урги, в русле высохшего Айбугирского залива. Оно имеет вид квадратного редута, стороны которого около 100 саж. длины (На самом деле не 213х213, а примерно 180х200 м). Саженях в 10 от него находится канал с пресною водой (Каражарская тропа), в сажень шириною, а между каналом и задним фасом укрепления имеется резервуар воды, представлявший фигуру квадрата с фасами около 4 саж. длины, (12 м) черт. II, фиг. 1. Он, как оказалось, служил местом для купанья, и имея 5–6 фут. глубины, представлял выразительный пример несообразительности азиатцев, вырывших его и не позаботившихся о рве, который был в крайне печальном виде, имея около сажени ширины и 3–4 фута глубины; устраивая везде канавки, они даже не позаботились о наполнении рва водою.
Предельно простое и понятное описание стен укрепления:
Стены укрепления имели 2 ½ саж. вышины; толщина их, превышавшая внизу 2 саж., вверху доходила до 1 фута. Этот размер имела брустверная стенка, высота которой была около 5 фут.; последняя была вертикальная, но от ее основания стена получала заложение приблизительно в 1/3 высоты.
Не смотря на значительное командование впередилежащей местностью, укрепление не имело валганга, а в нем существовал двойной банкет, отлогость которого имела заложение равное высоте, фиг. 2 и 3; вследствие значительного превышения банкета над горизонтом и крутизны его отлогости, всход на него был очень затруднителен по сухой, обратившейся как бы в камень глине, из которой сделаны стены укрепления. Впереди-лежащая местность могла получать с него двойную ружейную оборону: во-первых, из-за зубцов, образовавших бойницы, которых подошва на 3 1/2–4 ½ фута превышала поверхность банкета, во-вторых, из-за бойниц, устроенных внизу парапетной стенки, отстоящих от поверхности банкета фута на полтора; стрельба из них может производиться не иначе как лежа, и то крайне неудобно. Последния бойницы были устроены попарно, в расстоянии 2 1/2–3 фут. одна от другой и в 3–4 фут. пара от пары; направление их было косвенное в обе стороны. Рассматриваемое укрепление не предназначалось для стрельбы из артиллерийских орудий; по крайней мере, в имевшихся по углам башнях не было никакой возможности поместить их, так как внутренняя поверхность башен, находящаяся на одном уровне с банкетом, имела не более сажени в диаметре. Из 7–8 бойниц, помещавшихся в них, одна или две могли фланкировать ров; остальные обстреливали впереди-лежащую местность. Башни сейчас с превеликим трудом угадываются по углам, у меня даже закралась мысль, а не придумал ли их Саранчев, тогда как структура двойных банкетов и ров более менее читаются.
Посреди фаса, обращенного к арыку, помещались ворота фут. 12 шириною; по бокам их были устроены башни, имеющие тот же характер как и угловые; к этому же фасу примыкали жилые строения, разделенные галереей, идущей от ворот, на две ровные части; часть этой галереи, на протяжении 2 1/2–3 саж., имея потолок, представляла закрытое помещение. Привратные башни, галерея и внутренние постройки на космосъемке читаются.
Судя по рассказам жителей, это укрепление было выстроено всего 3 года тому назад, в виду предполагаемых столкновений с русскими, и в силу этого может служить мерилом тех данных, на которых остановились хивинские военные инженеры, или, по крайней мере, лица, исполняющие их обязанности. Сравнивая лично укрепление это с другими встретившимися мни позже крепостными оградами, помимо возможности доставления двойной обороны местности, я других усовершенствований не заметил.
К северу от крепости читается система прямоугольных наделов с оросительными арыками
Крепость Якуббайколь
Верстах в шести (3860 м) от описанного укрепления находится другое, брошенное хивинцами лет десять тому назад; оно тоже имеет вид квадратного редута, но несколько меньше первого: длина фасов его доходит до 60 саж. (120 м); высота же бруствера около 2 саж. В нем не имелось башен на углах и около ворот (на самом деле они читаются ровно с таким же успехом как у первого укрепления); валганг до 7 фут. шириною; стены значительно толще чем в первом; толщина их внизу, считая с заложением, доходила до 3 саж., фиг. 4 и 5. Высота брустверной стенки в этом укреплении была также меньше, всего в 3–3 1/3 фута, для стрельбы из-за зубцов пришлось бы становиться на колени, за то из нижних бойниц можно стрелять лежа гораздо удобнее чем в первом.
Местность, на которой построено это укрепление, покрыта сыпучими песками; один фас его совершенно засыпан; в нем не только не видно рва, но песок, достигнув гребня брустверной стенки, образовал удобо-восходимую отлогость; в двух других фасах песком занесены рвы; только в последнем ров сохранился и имеет около 1 сажени глубины, при верхней ширине его, достигающей 2 саж. Внутренность укрепления была пуста; построек, примыкающих к стене, в нем не было. Вероятно вследствие действия сыпучих песков оно и было оставлено хивинцами, так как другой причины я не мог найти. Превосходя толщиною первое, оно даже и при сопротивлении русским войскам могло все-таки представить больше затруднений чем первое. Если вновь устроенное укрепление отнести к разряду временных построек, то брошенное можно причислить к числу долговременных, конечно с точки зрения хивинцев. (Саранчев Е.С. С. 19-22).
Я бы не сказал, что сейчас стены сильно занесены песком. Ворота предположительно читаются в восточном фасе, а к северу от крепости можно заметить какие-то следы не четких канавообразных структур, пересекающихся под прямыми углами.
Саранчев описывает свое первое знакомство с крепостью Джан-Кала следующим образом:
По всей видимости, первоначально, со ступени чинка Устюрта он увидел, что впереди, верстах в 6, виднелась одиноко стоящая, вытянутая в одну линию какая то неясная масса, по всей вероятности крепость... Этот эпизод я подробно разбирал здесь:
Проехав версты три по направлению к крепости, мы, к нашей неописанной радости наткнулись на первый хивинский арык Джина-джан (сейчас это частично протока Каражарская тропа) — канал немного более сажени ширины и от 1 до 2 фут. глубины. Все мы, уже давно мучимые жаждой, с жадностью бросились пить свежую, пресную и прозрачную воду, которая была «слаще сахара», как выражались киргизы. Судя по рассказам жителей, этот арык всего 2–3 года тому назад проведен от одного из притоков Аму-Дарьи к вновь возведенной крепости. Мудрым хивинским стратегам, конечно, и в голову не приходило, какую медвежью услугу они этим оказывали своей стране с военной точки зрения и какую пользу принесли нашим войскам, которым, не будь арыка, пришлось бы еще несколько десятков верст идти без воды.
Опасаясь, чтобы хивинцы не запрудили устья канала и тем не оставили бы нас без воды, генерал Веревкин приказал мне устроить запруду, что и было исполнено, причем для обделки стенок и дна водослива пришлось воспользоваться растущим вблизи кустарником. Подойдя к укреплению, первый эшелон расположился бивуаком вблизи него и простоял здесь три дня...
Русский редут 1873 года
Так как в Урге, было предположено организовать склад продовольственных припасов, то было необходимо озаботиться устройством укрепления, где могли бы поместиться как оставляемые в Урге войска, так и имеющие прибыть из Эмбенского поста запасы. С этой целью генерал Веревкин приказал построить отдельное укрепление саж. в 200 от укрепления Джан-кала (Вот тут он идеально попал с расстоянием). Практика степной войны поселила в нем убеждение в необходимости укреплений незначительных размеров, которые можно было бы защищать с самыми малыми силами. Действительно, укрепление в степи должно служить центральным местом сбора войск, откуда их можно было бы посылать в разные места, иногда, на довольно значительное расстояние; в силу этого, чем меньше людей требует укрепление для своей обороны, тем лучше, так как тем большее число войск можно послать для действий в поле.
Согласно этому, под руководством капитана Красовского был устроен квадратный редут полевой профили; длина фаса его была в 20 саж. (это если мерять изнутри); высота бруствера в 7 фут., толщина в 4 фута; в двух противоположных углах были устроены круглые барбеты. Что касается до хивинского укрепления, то в фасе, обращенном к нашему редуту, парапетная стенка была свалена, а в исходящих углах и посредине помощью небольших горнов были сделаны обвалы... (Саранчев Е.С. С.87-89)
Судя по космосъемке, никаких следов описываемых Саранчевом разрушений сейчас не фиксируется. Можно конечно не заметить сваленный парапет, но две разрушенные башни и обвал посередине не заметить нельзя. Более того, создается впечатление, что разрушениям подвергся не восточный, обращенный к редуту, фас, а западный, примерно на половину своей длины.
Вряд ли мне когда-нибудь удастся повторно побывать в этих местах и посетить отмеченные укрепления. Хотя очень бы хотелось это сделать. Добраться до них легко - подъезд со стороны кишлака Каражар. Рядом с ним, кстати, есть так же ряд странных структур и как минимум одна укрепленная усадьба на останце под коренным берегом залива. Вполне возможно, что тем путем, которым прошла неожиданно для себя русская армия, в период обмеления Аральского моря по дну Айбугирского залива в XIII-XVI вв. проходил караванный путь с востока. Каражар от Урги находится как раз на расстоянии дня пути, а сторожевая/сигнальная башня на мысу Урга могла служить ориентиром и указывать место ночлега и отдыха как днем - торча пеньком на фоне светлого неба, так и в темноте. Так что район кишлака Каражар с моей точки зрения перспективен для поиска памятников археологии золото-ордынского времени, связанных с торговыми путями, аналогичных тем что мы видели на плато Устюрта (укрепленные поселения, караван-сараи, могильники, сторожевые/сигнальные башни).
На этом пока все. Мы прощаемся на длительное время с историей Хивинского похода 1873 года, к ней я еще вернусь при описании укреплений Хивы, садимся в Белку и поднимая облака пыли мчим на север по плато Устюрта, возвращаясь к спуску с него в урочище Аджибай, а далее по потайной дороге через камыши пробираемся на Муйнак. Но про это читайте уже в следующей части.
Источники и литература:
Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапёра Е.Саранчова. СПб., 1874.
Предыдущий репортаж об археологических памятниках на мысе Урга и хорезмийских сторожевых/сигнальных башня здесь...
Полная навигация по репортажам о Большом Центрально-Азиатском путешествии здесь:
Не покидайте мой второй канал "Неизвестный Туран" об азиатских странствиях, чтобы не пропустить обновления - подписывайтесь. Спасибо!
Понравился репортаж - поддержи канал. Моим читателям предоставляется уникальная возможность поддержать канал индивидуально двумя способами:
1. Перечислением на карту Сбера: 2202205372639515. В виде платежа или комментариях указывайте - донат на вкусный бенз для Белки (это для путешествия 2026 года, хотя Белка счас болеет, но к июлю выздоровеет).
2. Через донат-сервис Дзена вот по этой ссылке, но знайте 20% от вашего доната Дзен заберет себе. Оно вам нада?
Спасибо!
Оригинальный репортаж в моем ЖЖ здесь...