Найти в Дзене
История. Мифы. Гипотезы

Сен-Жерменский эдикт: как Екатерина Медичи пыталась примирить католиков с гугенотами и что из этого вышло

Вот уж и вправду: хотели как лучше, а получилось как всегда. 17 января 1762 года во Франции был опубликован эдикт короля Карла IX, который, казалось бы, должен был заложить в стране основы веротерпимости, но в итоге вылился в череду масштабных религиозных войн, которые с небольшими перерывами терзали Французское королевство на протяжении свыше 30 лет. Однако, говоря о том, что эдикт выпустил Карл IX, сразу следует оговориться, что сам монарх, которому в то время было не больше 12 лет, если и имел к данному документу какое-то отношение, то только как лицо, его подписавшее. Потому что реальная власть в стране в то время находилась в руках у королевы-матери Екатерины Медичи. И именно она стала инициатором и главным "автором" Сен-Жерменского эдикта, который должен был регламентировать правовое положение гугенотского меньшинства во Франции. Здесь нужно сказать, что протестантам в этой стране жилось, прямо скажем, не сладко. Вторая треть XVI столетия во Франции была отмечена усилением репре

Вот уж и вправду: хотели как лучше, а получилось как всегда. 17 января 1762 года во Франции был опубликован эдикт короля Карла IX, который, казалось бы, должен был заложить в стране основы веротерпимости, но в итоге вылился в череду масштабных религиозных войн, которые с небольшими перерывами терзали Французское королевство на протяжении свыше 30 лет.

Один из эпизодов религиозных войн во Франции XVI века. В качестве исходного изображения использована репродукция картины XIX века.
Один из эпизодов религиозных войн во Франции XVI века. В качестве исходного изображения использована репродукция картины XIX века.

Однако, говоря о том, что эдикт выпустил Карл IX, сразу следует оговориться, что сам монарх, которому в то время было не больше 12 лет, если и имел к данному документу какое-то отношение, то только как лицо, его подписавшее. Потому что реальная власть в стране в то время находилась в руках у королевы-матери Екатерины Медичи. И именно она стала инициатором и главным "автором" Сен-Жерменского эдикта, который должен был регламентировать правовое положение гугенотского меньшинства во Франции.

Здесь нужно сказать, что протестантам в этой стране жилось, прямо скажем, не сладко. Вторая треть XVI столетия во Франции была отмечена усилением репрессий против них. Всё началось с так называемого "дела о листовках" в октябре 1534 года после чего отношение верховной власти к гугенотам резко ухудшилось и продолжалось как в эпоху правления Генриха II, так и его сына Франциска. 2 июля 1559 года был выпущен Эскуанский эдикт, который, по сути, поставил протестантов во Франции вне закона.

Однако после того, как после Франциска французский трон занял его младший брат Карл IX, а реальная власть оказалась целиком и полностью сосредоточена в руках Екатерины Медичи, политика правящих кругов вновь изменилась, причём маятник на этот раз качнулся в противоположную сторону.

Это позднее королева-мать станет одним из главных организаторов печально известной Варфаломеевской ночи и будет яростно преследовать протестантов. Но в начале 1560-х годов она отличалась куда более умеренными взглядами и в этом её поддерживал канцлер Франции - Мишель л'Опиталь - известный государственный деятель, поэт и гуманист. Екатерину Медичи вовсе не устраивало то, что католики и гугеноты ведут между собой непрекращающиеся распри. И она решила помирить две эти враждующие стороны.

Уже 30 июля 1561 года в стране была отменена смертная казнь за религиозные преступления, а бывшие "еретики" получали амнистию за прошлые "заблуждения или подстрекательство к религиозному бунту". Но это было только начало.

7 января 1562 года в городе Сен-Жермен королева-мать созвала совет "главных и самых именитых правителей и советников суверенных дворов", которым предстояло выработать положения нового эдикта. Который, по задумке Екатерины Медичи, должен был окончательно положить конец религиозным распрям во Франции.

В итоге гугеноты и вправду получили свободу отправления религиозного культа, хоть и с рядом оговорок. Так, им было разрешено проводить свои богослужения, но вне городских стен и не в те дни, когда проходили католические праздники. Кроме того, протестантам было разрешено проводить религиозные собрания в частных домах. Однако взамен им надлежало вернуть католикам храмы, захваченные в ходе прошлых военных столкновений и дать представителям королевской администрации присягу в том, что положения эдикта будут свято ими соблюдаться.

Вместо заключения

17 января 1562 года было официально объявлено о принятии Сен-Жерменского эдикта. Но дальше дело застопорилось и документ, призванный стать гарантом веротерпимости в стране, так и остался по сути только на бумаге.

Парижский парламент, бывший во Франции оплотом католицизма, наотрез отказался его регистрировать. Но, что ещё хуже, эдикт произвёл действие, противоположное ожидаемому.

1 марта 1562 года герцог де Гиз, проезжая через местечко Васси, заметил собравшихся на молитву гугенотов и приказал своей вооружённой свите разобраться с "еретиками". Массовое убийство, которое те там устроили, как раз и стало отправной точкой, начиная с которой во Франции разразилась первая из череды религиозных войн, продлившаяся больше года.

19 марта 1563 года в Амбуазе был подписан мирный договор, который формально подтверждал положения Сен-Жерменского эдикта, но, к сожалению, всё это так и осталось только на бумаге. И только после принятия в 1598 году Нантского эдикта протестанты получили во Франции равные права с католиками.

-2