Найти в Дзене
"Волость"

Живете или выживаете? Если верить цифрам, все не так уж плохо

Наверняка большинство наших читателей знает, что общая финансовая ситуация в Кемеровской области удручающая – государственный долг региона вышел на исторический максимум. Причем, цифра в 112,7 млрд рублей по состоянию на 1 декабря 2025 года оказалась рекордной не только непосредственно для Кузбасса, нередко переживающего взлеты и падения, но и для всего Сибирского федерального округа. Значительная составляющая долга – 68 547 238,90 рублей – приходится на бюджетные кредиты. И почти 40 млрд – на банковские. Да, бюджетные вливания могут частично и простить – прошлом году уже удалось списать 2 млрд. К 2030 году планируется погасить еще 30 млрд. Но вот так просто избавиться от нагрузки коммерческих банков будет непросто. Проценты (а они немалые) за пользование кредитами набегают – придется их погашать. А значит, неминуемо и, возможно, с еще большей динамикой будет сокращаться доходная часть бюджета. Снова и снова финансистам и депутатам региона придется работать над тем, какие статьи расход

Наверняка большинство наших читателей знает, что общая финансовая ситуация в Кемеровской области удручающая – государственный долг региона вышел на исторический максимум. Причем, цифра в 112,7 млрд рублей по состоянию на 1 декабря 2025 года оказалась рекордной не только непосредственно для Кузбасса, нередко переживающего взлеты и падения, но и для всего Сибирского федерального округа.

Значительная составляющая долга – 68 547 238,90 рублей – приходится на бюджетные кредиты. И почти 40 млрд – на банковские. Да, бюджетные вливания могут частично и простить – прошлом году уже удалось списать 2 млрд. К 2030 году планируется погасить еще 30 млрд. Но вот так просто избавиться от нагрузки коммерческих банков будет непросто. Проценты (а они немалые) за пользование кредитами набегают – придется их погашать. А значит, неминуемо и, возможно, с еще большей динамикой будет сокращаться доходная часть бюджета.

Снова и снова финансистам и депутатам региона придется работать над тем, какие статьи расходов урезать, чтобы процесс жизнеобеспечения региона оказался минимально болезненным для жителей и инфраструктуры населенных пунктов. К сожалению, в нынешней ситуации о каком-то просвете, который бы мог в ближайшее время гарантировать вывод промышленности Кузбасса из затянувшегося кризиса, пока говорить не приходится.

Хоть и не дающие полную картину на данный момент данные Росстата лишь подтверждают это. В имеющихся к середине января 2026 отчетах есть показатели только за октябрь-ноябрь прошлого года. Поэтому фигурирующие там минусы можно мысленно корректировать в сторону продолжающегося ухудшения.

Общая кредиторская задолженность предприятий и организаций Кузбасса на 1 ноября 2025 года составила 1,4 трлн рублей. Из этой суммы просроченная – 244,9 млрд (17%). Сальдированный финансовый результат следующий – 156,2 млрд убытка. При этом 62,4% организаций получили прибыль в размере 90,7 млрд. рублей, а отрицательный результат сформировали оставшиеся 37,6%, которые имели минус 246,9 млрд.

В списке основных убыточных отраслей не случайно оказались те, за счет которых и формировался некогда положительный баланс областного бюджета – обрабатывающая, добыча полезных ископаемых, металлургия.

В связи с этим возникает вопрос: как вообще в столь сложной ситуации живут в Кемеровской области люди? Те, чей доход связан непосредственно с региональным или местным бюджетом – конечно же, трудно. Если и производится прибавка к заработку, чтобы компенсировать инфляционную нагрузку, то происходит это далеко не повсеместно. В остальном же, если верить цифрам статотчета, язык не повернется говорить, что ситуация с уровнем жизни населения такая же критическая, как и с областным бюджетом.

Судите сами. К началу ноября среднемесячная заработная плата в регионе возросла на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 81 280 рублей. Речь, конечно, идет о начисленной, а не фактически получаемой. При этом просроченная задолженность по зарплате была почти ликвидирована – долг работодателей составил к тому времени только 6,6 млн. Были времена, когда этот показатель был в десятки раз круче. Особенно в ситуациях, когда добывающие уголь предприятия переходили из рук в руки.

-2

Ну, хорошо: зарплата подросла, а что с ценами? С начала года продовольственные товары в общей сложности подорожали на 6,5%, непродовольственные – на 0,3%, услуги – на 10,1%. Основной рост пришелся на хлебобулочные изделия, молочную продукцию, мясо, рыбу, алкоголь - от 8 до 17%. Все остальное подросло в цене не столь значительно.

В результате, если сравнивать увеличение доходности населения и рост затрат, то получится, что население пока существенно ничего не потеряло, но и не приобрело. В отличие от областного бюджета и промпредприятий. Пугает лишь грядущий рост ЖКХ-тарифов, который может серьезно нарушить этот баланс.

Владимир Максимов

Уважаемые друзья, ваши комментарии или лайки станут прекрасной наградой за проделанную работу.