Найти в Дзене
Дед клуб

Мне было крайне неудобно перед внуком...

Началось всё с той самой «современной сказки» — ну кто бы мог подумать, что безобидное чтение на ночь обернётся таким эпическим квестом по мегаполису! Речь идёт о сказке про волшебного кота, который самоотверженно спасал «заколдованных» злой волшебницей людей. А заколдованными, представьте, оказывались те, кто напрочь забыл о правилах хорошего тона. И вот мой пятилетний внук, вооружённый детской непосредственностью (и громким голосом — куда же без этого!), принялся играть в «расколдовывателя». Путешествуя со мной по городу, он с энтузиазмом указывал на пассажиров, которые вели себя так, будто действительно попали в сказочное царство, где этикет — это что-то из области фантастики. — Не надо так громко разговаривать в общественном месте! — строго выговаривал я ему. — Похоже, тебя тоже заколдовала волшебница! Я уже было начал забывать об этом забавном эпизоде, но вчера судьба преподнесла мне новый «сюрприз». Мне постучали… нет, не в дверь — в спину! Обернувшись на эту «постучалочку», я ед

Началось всё с той самой «современной сказки» — ну кто бы мог подумать, что безобидное чтение на ночь обернётся таким эпическим квестом по мегаполису! Речь идёт о сказке про волшебного кота, который самоотверженно спасал «заколдованных» злой волшебницей людей. А заколдованными, представьте, оказывались те, кто напрочь забыл о правилах хорошего тона.

Фото 1.
Фото 1.

И вот мой пятилетний внук, вооружённый детской непосредственностью (и громким голосом — куда же без этого!), принялся играть в «расколдовывателя». Путешествуя со мной по городу, он с энтузиазмом указывал на пассажиров, которые вели себя так, будто действительно попали в сказочное царство, где этикет — это что-то из области фантастики.

Фото 2.
Фото 2.

— Не надо так громко разговаривать в общественном месте! — строго выговаривал я ему. — Похоже, тебя тоже заколдовала волшебница!

Я уже было начал забывать об этом забавном эпизоде, но вчера судьба преподнесла мне новый «сюрприз». Мне постучали… нет, не в дверь — в спину! Обернувшись на эту «постучалочку», я едва не отпрыгнул от ужаса: передо мной предстал настоящий горбун с посиневшим лицом! Но вскоре выяснилось, что: «горб» — всего лишь забытый заплечный мешок, а «посиневшее лицо» — просто отблеск голубого экрана гаджета.

Всегда считал, что цифровые технологии должны повышать интеллект человека. Но реальность, увы, преподносит сюрпризы: теперь «искусственный мозг» (то бишь смартфон) нужно держать перед собой двумя руками, словно магический посох, расчищая им пространство. И никого не волнует, что рюкзак или заплечный мешок может кому-то мешать.

«Расколдовать» таких людей, похоже, можно только в сказке. Поэтому я даже не стал напоминать девушке о необходимости снять рюкзак в вагоне. Тем более что уши, закупоренные наушниками, теряют чувствительность на 30% после нескольких лет эксплуатации, а громко кричать в общественном месте — это уже перебор даже для «расколдовывателя».

А ещё подумалось: сейчас в метро и наземном транспорте работает бесплатный Wi-Fi, и редко встретишь человека с газетой или книгой. И знаете что? Я ни разу не видел, чтобы этими предметами кто-то стучал по людям или раздвигали ими пространство. Вот уж действительно — прогресс не всегда идёт рука об руку с вежливостью!

Ребёнку свойственно видеть мир в первозданной чистоте — словно через волшебные очки из доброй сказки. А мне вдруг стало до колик стыдно перед внуком за некоторых взрослых, которым, видимо, в детстве забыли прочитать сказку про добро и зло. Или читали, но они уснули на третьей странице, так и не усвоив главного: «Люби ближнего, как самого себя (особенно в час-пик в метро)».

Фото 3.  Так было.
Фото 3. Так было.
Фото 4.  Так стало. Найдите 4 неснятых мешка.
Фото 4. Так стало. Найдите 4 неснятых мешка.

И вот после очередного сказочного вечера с внуком я с ужасом обнаружил: число «мешочников» в общественном транспорте растёт, как грибы после дождя! Эти виртуозы рюкзачного искусства мастерски балансируют: мешок за спиной — и вот ты уже почти йог, удерживающий равновесие даже с «пивным» животиком. А если автобус резко тормозит — рюкзак мягко амортизирует, спасая от падения (и заодно от необходимости извинятся). Главное — не задумываться, что чья-то сумка уже второй день «знакомится» с чьим-то носом.

Не удержался — провёл полевой эксперимент с человеком, который, резко развернувшись, одарил меня тычком рюкзака в бок. С улыбкой мудрого старца напомнил: «Молодой человек, может, снимите рюкзак? Так всем будет комфортнее». В ответ услышал бессмертное: «А мне не мешает». Тут даже доктор не поможет — диагноз «хроническая рюкзачная глухота» уже в последней стадии.

Впрочем, я ещё легко отделался! Могло быть хуже. Говорят, люди, вечно погружённые в электромагнитные объятия гаджетов (смартфоны, планшеты, модемы — вся эта СВЧ-оркестра), постепенно теряют иммунитет, а вместе с ним — и последние остатки вежливости. Они становятся раздражительными, нервозными, а их любимое хобби — посылать окружающих «куда подальше» (буквально и фигурально). Так что лучше держаться от таких на расстоянии вытянутой руки… или хотя бы на расстоянии неснятого рюкзака.

О забытых не снятых рюкзаках и мешках уже стали напоминать через усилители по местной связи и наклеивать листочки с оповещением (фото 5), но число «мешочников» от этого не убавляется.

Фото 5.
Фото 5.

Человеческое общение теперь происходит через искусственный интеллект того самого гаджета или смартфона, где на экране с картинками уже не видно окружающих людей, а значит можно забыть об этикете.

По крайней мере, теперь то я знаю и понимаю, почему мой сын переехал жить из мегаполиса в ближайшее Подмосковье.

Я прогуливаюсь с внуком по деревенской улице. Осень. Солнечный день. Мимо нас медленно проезжает автомобиль. Ребёнок машет рукой пассажирам, совершенно незнакомым людям. Счастливого пути. Проехав вперёд, автомобильчик замигал жёлтыми лампочками.

Спасибо за понимание и за внимание.