Вот и наступил 2026-й, а игроки автомобильного рынка уже подвели итоги ушедшего, 2025 года. Пережив новогодние праздники, редакция av.by пообщалась с участниками сферы пригона машин из-за рубежа, чтобы выяснить, что будет с иномарками в нынешнем году. Заодно узнаем прогноз от представителя российского авторынка, который тесно связан с белорусской «вторичкой».
«У россиян набирает популярность привоз авто до трёх лет»
В прошлом году российский рынок пережил серию изменений по части утилизационного сбора для ввозимых авто. Как по методам его исчисления, так и по суммам самих ставок. Илья Колонтай, руководитель компании 1autobroker.ru, поделился мнением о влиянии новшеств на «вторичку» Беларуси.
— В начале 2025 года казалось, что правила поведения на рынке по пригону уже определены. Мол, есть чёткие границы: не более чем трёхлитровый мотор. Собственно, доставляли без проблем модели с меньшими объёмами под льготный «утиль» 3 400—5 200 рублей (45—65 долларов), причём с прямым ввозом в РФ.
Все были рады и счастливы, катаясь на хороших машинах с нормальной мощностью. Но под конец года сюрпризы нам преподнесло новое российское законодательство.
— Наиболее громкой темой года стал утилизационный сбор, а точнее его очередные повышения и изменения. Последнее из них — привязка ставок к мощности ТС. Как рынок и потребители отреагировали на новшества?
— Да, самой громкой темой ушедшего года стало введение утилизационного сбора, привязанного к мощности, а если быть точным, то к 160 л. с. По сути, рынок ещё не успел отреагировать, потому что новое законодательство вступило в силу 1 декабря, когда люди уже начинали думать о новогодних праздниках.
— Напомню, первоначально введение новшеств планировалось с первого ноября, однако вступление в силу отложили на месяц. Соответственно, машины, которые прибывали в декабре, были заказаны людьми, трезво понимавшими, что попадут на высокие ставки утилизационного сбора.
Естественно, рынок был в шоковом состоянии, да и продолжает в нём находиться, хотя с разных сторон уже начинаются позитивные разговоры, будто всё не так плохо и с этим тоже можно жить. Но именно для конца года — да, это шок.
— Давай в цифрах. Как выглядит динамика оформления и списания утильсбора потребителями после 1 декабря на примере твоей компании?
— Сейчас об оформлении и списании «утиля» можно забывать. Нужно отходить от этого, потому что львиная доля автомобилей напрямую везётся и растаможивается в РФ.
Естественно, показатели резко упали по сравнению с тем же сентябрём — октябрём 2025 года. По моим подсчётам, минимум на 70%. Того объёма, который поддерживался ранее, очевидно, уже не будет.
Автомобилей ввозится кратно меньше, чем раньше. Вести бизнес только на оформлении документов уже не имеет смысла: нужно развивать другие направления деятельности, которые у нас и так имелись. К примеру, привоз автомобилей. Его как направление необходимо усилить, если есть желание остаться в автобизнесе. Думаю, мы в такой переориентации будем не единственными.
— Более наглядно динамику падения потока привоза сможем отследить в январе. В целом, если смотреть по России, за декабрь 2025 года оформлены СБКТС и ЭПТС на 57 тысяч легковушек. Это существенные значения даже на дистанции от месяца к месяцу. Единственное, что не получится отследить в этой статистике, это то, какова там доля автомобилей мощностью до 160 «лошадей».
В 2026 году в России сильно подорожают машины. Вот почему
— А вот точно могу сказать, что в это количество входят 70% машин, которые завозили во Владивосток, Находку, Уссурийск и оформляли там. В лабораториях, расположенных в Дальневосточном регионе РФ. Вся логистика импорта машин из Кореи и частично из Китая завязана именно на порты Владивостока, потому абсолютное большинство ТС оформляется там. Привоз через Беларусь снова набирает популярность. В перспективе россияне вновь могут присматриваться к белорусским льготникам.
Согласно статистике, за первую неделю 2026-го оформлены СБКТС и ЭПТС на 2 700 авто. Из них около 2 000 — во Владивостоке, а 700 приходится на остальные регионы РФ.
Если считать грубо, то до всех изменений объём в 2 700 автомобилей считался дневным. Сейчас — недельный! Вот и делайте выводы.
— Сбываются ли прогнозы, о которых мы говорили ещё в октябре, на стадии общественного обсуждения предстоящих изменений?
— Если говорить обо всех наших пессимистических, худших прогнозах, то да.
— Формируются ли на рынке новые подходы и тренды, которых не ожидали изначально?
— Да, рынок трансформируется и перенастраивается, и автомобили от 3 до 5 лет просто отсекаются как товар. На варианты старше трёх лет и тем более мощнее 160 л. с. слишком высокие ставки утилизационного сбора.
— Новый тренд действительно складывается: становится актуальным привоз авто до трёх лет. А далее уже зависит от предпочтений заказчика, ведь остались лазейки с льготной растаможкой в Беларуси, а также в Кыргызстане, невзирая на драконовские суммы «утиля» для таких ТС. Они менее страшны для автомобилей, цена которых начинается от 4 миллионов рублей (от $50 тысяч).
Пока такие серые схемы дадут возможность некоторым нивелировать затраты на платежи за утильсбор. Однако, на мой взгляд, в таком формате позволят поработать полгода, а затем произойдёт очередное ужесточение.
— В России с 1 января 2026-го утильсбор вырос ещё на 20%. Как реагирует автобизнес?
— Да, это ежегодная индексация, как и было прописано в предыдущей редакции законодательства. Там она тоже предусматривалась, хотя и не такая существенная. Процесс будет повторяться каждый год вплоть до 2030-го.
Бизнес знал о грядущей индексации, потому многие пытались успеть до 1 января доставить те машины, которые ещё возможно было растаможить, и списать утильсбор по старым ставкам.
— Также стало известно, что в РФ обсуждается законопроект по освобождению от уплаты утильсбора ветеранов боевых действий, граждан с инвалидностью I группы, многодетных семей. Можно ли сказать, что подобным шагом правительство России стремится сделать непривлекательной лазейку в виде белорусских льготников? Разумеется, помимо других очевидных мотивов.
— Я не думаю, что это произойдёт. Государство взяло курс — и об этом прямо говорится — на техническую независимость от стран ЕС и США в секторе автомобилестроения. Скорее всего, предложат льготные программы для покупки машин, произведённых в Российской Федерации.
Естественно, это Lada, Chery (он же Tenet), Haval, Solaris и другие. На эти автомобили будут распространяться (как и сейчас действуют) госпрограммы с льготными кредитами. Почти наверняка произойдёт именно это.
Никакого освобождения от уплаты утильсбора для участников СВО и многодетных не планируется. Будут лишь льготные кредиты и более доступные условия покупки нового автомобиля.
— На твой взгляд, какие ещё потрясения ожидать рынку в 2026-м?
— Если российские власти и законодатели продолжат идти по текущему пути, то нас однозначно ждёт очередное ужесточение. Год назад нам казалось, что уже некуда, но мы все ошибались.
Бизнес, как всегда, подстроится и попробует выжить. При этом, думаю, к лету или осени текущего года стоит ждать очередных новостей. Смягчения там точно не будет: или новая формула расчёта, или сетка стоимости автомобилей для их последующего «дотаможивания» в России.
— Хотелось бы, чтобы потрясений больше не было. Зажали гайки? Всё, отпустите. Дайте хотя бы так поработать. Всё-таки, когда мы проанализировали рынок, моделей мощностью до 160 сил оказалось достаточно много. Навскидку назову такой перечень: Mazda с моторами 2,0 литра, модели концерна VAG с 1.4 TSI, а также дизельными 1,6- и 2,0-литровыми двигателями, из BMW — 18i или 18d, Kia и Hyundai c атмосферными ДВС объёмом 2,0 л.
В целом есть варианты для привоза, но не сказать, что там встречаются интересные модели. Это печально.
«Квоту в 20 тысяч электрокаров выберут к декабрю»
С вопросом о судьбе импорта «зелёных» машин из Китая мы обратились к Яну Шарапову, директору компании electro-car.by. К концу 2025-го в сегменте произошёл ряд изменений. В частности, беспошлинный ввоз для чистых электромобилей продлили, а квоту даже увеличили. А вот для гибридов часть преференций убрали.
— Какие результаты показал 2025-й и чем он запомнился?
— Я бы назвал его напряжённым. Очень быстро менялись как условия работы, так и ассортимент. Привозишь модель, понимая, что она даёт классный заработок, но уже через две недели она продаётся с копеечной маржей, потому что её навезли и другие участники рынка.
Хаотичный выдался год: приходилось постоянно принимать сложные решения. Вдобавок 2025-й оказался «жадным» на финансирование лизинговыми компаниями и банками. Бывало, складские запасы машин в одночасье разбирали, оставляя в шоуруме два авто в наличии, но были и простои длиной в пару месяцев. В общем, эти «качели» некоторых конкурентов выбили с рынка, а на их места приходили новички, в том числе китайские предприниматели. Одним словом, винегрет!
— В середине декабря стало окончательно известно, что нулевую растаможку продлевают, а квоту увеличивают. Можно ли назвать такое решение ожидаемым? Или автобизнес был в напряжении до последнего?
— Что касается нулевой растаможки, то большая часть рынка уже не рассчитывала на её продление. Ходили весьма однозначные слухи: мол, не будет — и точка.
Многие юрлица даже начали растаможивать «электрички» вполне без проблем под стандартные 15%. Когда 11 декабря объявили, то на таможне начали скапливаться автовозы, а выгружать машины было некуда: все ждали первого января, дабы попасть на нулевую пошлину.
— Не сказать, будто мы были до последнего в напряжении. Никто в принципе на это не рассчитывал.
— Квота в 20 тысяч электромобилей в год — это много или мало? За какой срок рынок её исчерпает?
— Прежде всего, было пояснено, что под льготу попадают теперь только чистые электрокары. Гибриды не попадают в эту категорию. Если рынок исчерпал квоту в 15 тысяч единиц в октябре 2025-го, то, предположу, к следующему декабрю использует и объём в 20 тысяч машин.
Всё-таки в предыдущий год квота включала гибридные автомобили, которые, по моей оценке, занимали от 30 до 50 процентов всех продаж.
— На твой взгляд, почему из квоты исключили последовательные гибриды?
— Причина проста: льгота была одобрена, чтобы стимулировать потребление электричества. Гибриды этому запросу не отвечают. Поощрение гибридных авто было нерациональным шагом, не отвечало интересам государства.
Посудите сами, последовательные Nissan X-Trail, которые активно привозили в страну, оснащались батареей на 2,5 кВт·ч и не имели даже зарядного порта! Вот тебе де-факто бензиновый автомобиль. С чего бы ему попадать под льготы? Тем не менее ему полагались и нулевая пошлина, и отсутствующий НДС, и инвестиционный вычет… Я привёл единичный пример, а подобных моделей больше. Теперь в бюджет будет поступать больше отчислений. Как прямых, так и косвенных.
— Наша компания изначально ориентировалась на электромобили, из-за чего исключение гибридов из льготных программ для нас небольшая потеря. Хотя есть фирмы, которые возили исключительно гибриды.
— С 1 января для гибридов применяется НДС, а лизинговые компании пересчитывают платежи для них. Как это скажется на спросе на гибриды?
— Спрос, конечно же, упадёт: теперь гибрид будет растаможиваться под ставку 48%. Соответственно, потребителю проще взять обычный бензиновый автомобиль, не усложняя себе жизнь. Думаю, часть покупателей откажется от экзотических «китайцев» и вернётся к дизельным «пятёркам» BMW или VW Passat. Запчастей и «доноров» хватает, обслуживание понятное, а профильных специалистов на сервисах тоже предостаточно.
Доля гибридов упадёт колоссально: возможно, у отдельных юрлиц останется к ним интерес, однако финансовый смысл такого приобретения теперь отсутствует.
— В связи с новым законодательством не верю в развитие гибридов в нашей стране. Признаться, я этому рад.
— Что будет в 2026-м с ценами и спросом на электрокары?
— Спрос на электрокары, конечно же, будет расти. Если суммарно с гибридами рынок вобрал в себя 15 тысяч единиц, то нет поводов сомневаться, что чистых «электричек» ввезём около 20 тысяч. Компании возят машины из Китая и реализуют их в Беларуси — не вижу в этом никаких сложностей.
Не все потребители ценят технологичность, знают о мастер-аккаунтах и гоняются за ноу-хау. Для большинства людей машина должна закрывать простую задачу: возить из точки А в точку Б. Признаюсь, в моём личном BYD Han я даже не обновлял прошивку, так как не вижу для себя в этом большого смысла…
— Сомневаюсь, что белорусские власти пойдут на создание новых барьеров для ввоза импортных автомобилей, как это делают в соседней России. Сможет ли завод «БЕЛДЖИ» полностью закрыть потребность рынка? Очевидно, что пока нет. Значит, потребителю нужно предложить достойную альтернативу.
Пока праздник продолжается: ещё целый год есть возможность покупать очень хорошие и качественные автомобили, причём задёшево. Думаю, благодаря конкуренции между игроками рынка, а также низкой входной стоимости, обеспеченной ввозными льготами и отсутствием НДС, цены не «улетят в стратосферу».
— Какие новые тренды уже заметны на рынке и продолжат развиваться в 2026-м?
— Не знаю, относить ли это к трендам… Эволюционирует инфраструктура, связанная с владением электрокарами. Поясню: становится больше сервисов по обслуживанию и ширится ассортимент запчастей. Бизнес начал видеть в этом коммерческий смысл.
Как длительный процесс — это хорошо, одобряю. Однако к квалификации мастеров на СТО по-прежнему возникают вопросы. Потребуется время, пока наберутся опыта.
— Было бы идеальным вариантом, если бы у того же BYD существовала платная программа по обучению слесарей, механиков или электриков, чтобы те умели обслуживать машины марки. Логично, что для персонала не из своей дилерской сети компания такой программы не создаст, хотя белорусы бренду уже доверяют, активно заказывая модели.
Когда я покупал себе в Китае BYD Han, дилер сказал приезжать на замену техжидкости в редукторе на 75 тысячах километров пробега.
А в Беларуси посредники продают гарантию за тысячу долларов в год, но за этот год ты должен приезжать на обслуживание редуктора каждые 10 000 км! Окей, пусть у нас сильные морозы, пускай жидкость подбирать нужно другой вязкости, пускай владелец чаще гоняет в режиме «педаль в пол»… Однако почему для всего мира BYD в регламентах пишет одно, а специалисты некоторых сервисов решили, что в Беларуси какие-то особые условия эксплуатации?
— Моё мнение: потребителя просто «доят»! Обслуживание большинства «электричек» на самом деле минимальное. За год ничего не случится с машиной, если вы не обновите прошивку или не замените масло в редукторе.
Понимаю, что такая бизнес-модель у компаний, ведь нужно как-то зарабатывать... Рынок маленький. Будь больше машин, были бы нормальные задачи: провести балансировку, заменить батарею, мотор и редуктор… Пока рынок относительно скромный, серьёзных проблем «электрички» не доставляют. Индивидуальные случаи бывают, но в общей массе они в пределах погрешности.
А раз нет больших и сложных ремонтов, то не на чем зарабатывать. Вот и придумали автосалоны «подписку», по которой раз в квартал вы становитесь посетителем СТО!
«Импорт „битков“ снизится из-за утильсбора в РФ, а ограничение на вывоз новых авто из Китая повлияет на цены»
Завершить материал мы решили интервью с Виталием Скребцом, директором компании «БелАукцион-Групп». Вместе с нашим постоянным спикером обсудим, что будет происходить с сегментом пригона иномарок (в частности, из США) в 2026 году.
— Оценивать прошлый год стоит через призму 2024-го, когда мы постоянно сталкивались с новыми санкциями и ограничениями. Для сферы пригона автомобилей из США предыдущий год выдался относительно ровным, без шоковых потрясений, если не считать закрытия границ с ЕС. Ну и изменение утильсбора в России, конечно, подорвало настроение в нашем сегменте автобизнеса под конец календарного года.
Импорт постепенно «схлопывается», ведь моделей с мощностью двигателей до 160 сил не так много, особенно на рынке США. В Европе таких моделей больше. Так или иначе, часть белорусов покупала себе «биток», планируя в последующем реализовать его в России. Даже среди наших клиентов около 90% обновляют машину каждый год.
— И как это повлияет на рынок?
— Если смотреть узко, можно сказать, что спрос со стороны российского покупателя снизится. Но если посмотреть на вопрос шире, то станет понятно, насколько сфера пригона обросла целой цепочкой сопутствующих бизнесов. Фирмы-посредники, автосервисы, кузовщики, малярные мастерские, компании по поставке запчастей — всё это является отдельными частями целого организма, — говорит, загибая пальцы, Виталий.
На мой взгляд, каждый из этих бизнесов начнёт испытывать сложности с прибылью из-за снижения количества заказов. Крупные игроки смогут демпинговать, а мелкие будут вынуждены свернуть бизнес.
— К примеру, мои знакомые владеют сервисом по кузовному ремонту. Сейчас они возвращаются на старые рельсы, возобновляя работу со страховыми компаниями, с местным, внутренним рынком. О гаражных специалистах я вообще молчу! Если какое-то время назад к ним выстраивались очереди относительно свежих машин, то теперь гаражникам придётся вновь брать в оборот модели возрастом 15, 20 и более лет.
— На ваш взгляд, из США вообще машины будут заказывать?
— Думаю, что да. Но это уже пригон скорее индивидуального характера, единичного. Грубо говоря, останутся заказы от тех белорусов, которые запланировали обновить свои старенькие авто. Ну или премиальные модели, чей ценник заметно выбивается из среднерыночного прайса, — считает Виталий. — Если в перспективе отменится и льготная растаможка, то рынок, каким его знали на протяжении многих лет, перестанет существовать.
Останутся накопившаяся за годы «бэушка», а также ассортимент дилерских центров. В большинстве своём BELGEE.
— Ещё я бы отдельно упомянул сегмент пригона из Китая: 1 января там вступило в силу ограничение на экспорт новых автомобилей. Теперь машина с момента продажи должна простоять на учёте внутри страны не менее 180 дней. То есть посредники теперь не смогут поставлять все новинки спустя два месяца после премьеры.
На мой взгляд, это приведёт к небольшому удорожанию свежих автомобилей, ведь даже если машиной не будут пользоваться эти 180 дней, то издержки на переоформление и замораживание финансов составят определённую сумму. Закономерно, что ценники китайских машин, привезённых по параллельному импорту, тоже слегка поползут вверх, — завершает собеседник.
Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указана как эквивалент для удобства восприятия информации.
Фото: архив av.by