Найти в Дзене
Парламентская газета

Трагедия в роддоме — девять жизней и один системный провал

Девять младенцев. Девять жизней, которые оборвались в роддоме № 1 Новокузнецка за девять дней. С 4 по 12 января 2026 года. Все они были недоношенными, многие весили меньше полутора килограммов. Все они должны были быть под круглосуточным наблюдением в отделении реанимации новорожденных. Вместо этого — девять похорон. Следственный комитет возбудил два уголовных дела. По статьям о халатности и причинении смерти по неосторожности. Задержаны исполняющий обязанности заведующего отделением реанимации Алексей Эмих и главный врач больницы Виталий Херасков. Вину не признают. Дело взял на личный контроль Александр Бастрыкин. Назначены девять судебно-медицинских экспертиз. Но пока эксперты работают, у родителей в голове один и тот же вопрос: почему? Матери рассказывают в чатах и соцсетях жуткие подробности. Врач по телефону уверял: «Все стабильно», а на следующий вечер сообщал: «Ребенок умер». В официальных бумагах пишут «инфекция». Хотя родителям говорили об остановке сердца или «легком недомога

Девять младенцев. Девять жизней, которые оборвались в роддоме № 1 Новокузнецка за девять дней. С 4 по 12 января 2026 года. Все они были недоношенными, многие весили меньше полутора килограммов. Все они должны были быть под круглосуточным наблюдением в отделении реанимации новорожденных. Вместо этого — девять похорон.

Следственный комитет возбудил два уголовных дела. По статьям о халатности и причинении смерти по неосторожности. Задержаны исполняющий обязанности заведующего отделением реанимации Алексей Эмих и главный врач больницы Виталий Херасков. Вину не признают. Дело взял на личный контроль Александр Бастрыкин. Назначены девять судебно-медицинских экспертиз.

Но пока эксперты работают, у родителей в голове один и тот же вопрос: почему?

Матери рассказывают в чатах и соцсетях жуткие подробности. Врач по телефону уверял: «Все стабильно», а на следующий вечер сообщал: «Ребенок умер». В официальных бумагах пишут «инфекция». Хотя родителям говорили об остановке сердца или «легком недомогании». Огромный разрыв между словами врачей и реальностью.

Это не единичный случай.

Осенью 2025 года, по данным СМИ, во время преждевременных родов на 22-й неделе врачи не остановили схватки и буквально вырвали ребенка, оторвав ему руку. Младенец погиб. Без конечности его положили матери на грудь. Пострадавшая семья утверждает, что грубость персонала, антисанитария и низкая квалификация были системными проблемами весь прошлый год.

Роддом № 1 давно сигнализировал о системных проблемах. Роспотребнадзор неоднократно выносил предостережения за опоздания с экстренными сообщениями об инфекциях. В 2021 году суд приостанавливал работу акушерского отделения, операционной и прачечной на две недели из-за плесени, отсутствия дезинфекции мебели и стирки белья в подвале без разделения «грязного» и «чистого» потоков. Были претензии по пожарной безопасности и хранению препаратов. А в 2025 году — снова опоздания с отчетами о вспышках ветрянки, пневмонии, конъюнктивита.

Врачи-эксперты выделяют две основные версии трагедии:

● Госпитальный штамм стафилококка — агрессивный, почти неуязвимый для антибиотиков.

● Респираторно-синцитиальная инфекция, которая у недоношенных за сутки-двое превращается в тяжелую пневмонию и дыхательную недостаточность.

После массовой гибели новорожденных в Новокузнецке стали появляться ужасающие подробности из других роддомов.

Роженицы Калининграда рассказали журналистам, как в региональном перинатальном центре калечили их детей. 26-летняя Анжелика ждала сына. Анализы беременной были в норме, чувствовала себя хорошо. Но роды обернулись кошмаром. Со слов девушки, врачи буквально выдавили из нее ребенка. Мальчик родился с гематомой на голове, попал в реанимацию. Через 44 дня новорожденный умер от сепсиса и внутримозгового кровоизлияния. Независимый врач позже объяснил, что у девушки узкий таз, кесарево было необходимо с самого начала.

Другая роженица, Вероника, на протяжении пяти часов просила врачей о кесаревом сечении. Роды длились более суток. Она была на пределе. Врачи провели операцию, когда время уже истекло. Девочка родилась без дыхания и пульса. Сердце ребенка забилось спустя 10 минут. Но младенец прожил лишь два дня.

Направила министру здравоохранения РФ Михаилу Мурашко обращение. Предложила провести комплексный аудит всех родильных домов России. Не только Кузбасса. Не только Новокузнецка. Всех.

Проверить:

● Системы жизнеобеспечения новорожденных.

● Протоколы наблюдения за недоношенными и детьми в критическом состоянии.

● Реальные механизмы контроля за качеством помощи в перинатальных центрах и роддомах.

Министр уже отреагировал. Направил в Кузбасс группу экспертов из НМИЦ им. Кулакова и Санкт-Петербургского педиатрического университета. Возглавила выездную проверку глава Росздравнадзора Алла Самойлова. Губернатор Кузбасса Илья Середюк поручил региональному минздраву проверить каждый роддом и перинатальный центр области.

Но эта история касается всей страны.

У нас 2024 год был объявлен Годом семьи, чтобы популяризировать традиционные ценности и укрепить демографию. Мы много говорим о поддержке семей. О том, что каждая новая жизнь — это будущее России. Предлагаем конкретные меры по повышению рождаемости. А в это же время в роддомах происходит такая вопиющая халатность, которая уносит жизни младенцев. Это буквально преступление против страны. Девять маленьких жизней — это не статистика. Это девять имен, девять несделанных первых шагов, девять утраченных судеб.

Мы обязаны получить ответы на все вопросы и навести порядок. Как можно скорее.