Несостоявшиеся судьбы России
Историю России скучной не назовёшь. Не многие народы могут похвастаться столь радикальными экспериментами над собственным устройством – один только советский эксперимент чего стоил.
На определённых этапах истории в России её путь мог пойти совершенно по-иному. Итак, давайте посмотрим на эти события. Пойдём от наиболее позднего, к наиболее раннему, по обратной хронологии.
Сюжет один – Союз Советских Суверенных Республик и ССГ
Начало 90-х гг. для советской политической системы были настоящим испытанием, как оказалось – непреодолимым. Утрачивавший авторитет внутри правящей коммунистической партии генсек, и с 1990 г, президент СССР, М.С. Горбачёв пытался найти новую опору своей власти в расширении прав национальных республик.
Последний советский генсек оптимистично рассчитывал, что, если политические элиты советских республик получат «больше свободы» - они будут всячески поддерживать и защищать того, благодаря кому это получилось.
Таким образом, с 1990 г. руководства республик – президенты России, Украины, Белоруссии, других республик, а также их парламенты и правительства – были одной из двух политических сил, боровшихся за власть. Второй политической силой оставалась КПСС, которая в предшествующие годы была монополистом во власти на территории СССР.
Однако идеям Горбачёва не суждено было воплотиться. Настоящая беда этого лидера была в том, что он пытался угодить всем, «усидеть на всех стульях» - и в итоге вызывал у всех раздражение. Горбачёв пытался, с одной стороны, умеренно сохранить влияние партии, с другой стороны, умеренно же расширить роль правящих структур союзных республик. Но ни партию, ни республики не устраивала умеренность – партия хотела, чтобы всё было «как было», республики – чтобы «старые партократы» ушли из политики окончательно.
В конечном счёте, «Горби» (так Горбачёва называли в британской прессе) принимает решение в пользу республик – в апреле 1991 г. начинается Новоогарёвский процесс, целью которого было перезаключение союзного договора. По сути, советский лидер даёт советским республикам возможность изменить устройство СССР таким образом, чтобы каждая республика в меньшей степени зависела от союзного центра.
Кстати, само значение аббревиатуры тоже должно было измениться - Союз Советских Суверенных Республик. Вместо слова «Социалистических» - «Суверенных».
Итак, давайте для понимания выпишем основные противоборствующие политические группировки:
- КПСС, целью которой было сохранение единства СССР и, следовательно, своей власти на всей территории Советского Союза, т.е. во всех республиках, входящих в состав СССР.
- Республиканские элиты - президенты, парламенты и правительства отдельных республик в составе СССР. Белоруссия, Украина, Россия, Казахстан и т.д. Они добивались верховенства власти на территориях своих республик. Проще говоря, президент Казахстана хотел быть главным на территории Казахстана, даже "более главным", чем КПСС.
Горбачёв сделал выбор в пользу республик – разозлились высшие члены партии. «В ответку» Горбачёву, «предавшему» правящую партию СССР лидеры КПСС во главе с Геннадием Янаевым в августе 1991 г. предприняли попытку сорвать Новоогарёвский процесс, то есть сорвать превращение С-С-Социалистических-Р в С-С-Суверенных-Р…
Но в решающий момент у Янаева "задрожали руки", он не решился на силовой захват органов власти в Москве, а ещё Янаев не контролировал СМИ. В телевизоре только и говорили об узурпаторе-большевике Янаеве, о том, какой он нехороший человек. А что говорят в телевизоре - то повторяет обыватель.
И, не менее важный момент – о своей непричастности к действиям Янаева заявил Горбачёв. Последний думал, что сможет в очередной раз сохранить нейтралитет – как мы увидим, напрасно.
Результат – деятели КПСС выглядели в глазах общественности жадными до власти негодяями, препятствующими законному праву народов на самостоятельный выбор своего пути. В результате и общество Москвы и армия, введённая самим Янаевым, переходят на сторону того, кто позиционировал себя как «защитник свободы русского народа от диктатуры КПСС». Этим человеком был Борис Ельцин – на тот момент президент РСФСР (одной из республик в составе СССР).
Неудачная попытка Янаева сохранить СССР в первозданном виде вошла в историю как ГКЧП (как назывался созданный Янаевым орган временного управления страной). Да-да, сам Янаев считал себя не «мятежником» а «спасителем СССР».
Янаев арестован, в обществе царит недоверие к коммунистам вообще. Горбачёв формально вроде был не причём… но в это было трудно поверить. Смотрите, ведь формально он был генсеком ЦК КПСС, а значит, главой партии. Янаев был непосредственным подчинённым Горбачёва – каков шанс, что Горбачёв в самом деле не знал о взглядах и мнениях Янаева.
Горбачёв либо слабый лидер, раз не контролирует своих подчинённых, либо незадачливый диктатор, раз не смог с помощью Янаева сорвать Новоогарёвский процесс и сохранить власть партии – так это выглядело со стороны общества.
В итоге во многих республиках начинаются процессы на полный выход из состава СССР. Горбачёв в сентябре 1991 г. предпринял последнюю попытку договорится с лидерами республик – создать ССГ, Союз Суверенных Государств. Если бы у Горбачёва получилось – мы бы с вами жили в достаточно редком для сегодняшней мировой политике примере конфедерации.
Но против ССГ выступили президенты России и Украины, две наиболее развитые в экономическом плане советские республики. Без них в ССГ не было особого смысла, поэтому в декабре 1991 г. лидеры трёх республик СССР – Белоруссии, России и Украины – приняли решение о выходе из состава СССР и упразднении СССР (на последнее, впрочем, формально у них не было полномочий).
Сюжет два – Российская республика
Перенесёмся из конца XX в. в его начало. 1917 г. В Российской Империи политический кризис – Россия откровенно плохо ведёт Первую Мировую войну, над Германией, главной соперницей России, не одержано ни одной крупной военной победы на суше. Только локальные сражения, вроде Гумбинена. Стратегические операции – все провалены.
Тот же Брусиловский прорыв, которым, возможно, в меня сейчас кинут в качестве контрпримера, был успешным пока Россия воевала только с Австрией. Как только на помощь австрийцам были переброшены германские войска – Брусилову пришлось спешно отступать с тяжелейшими потерями.
В итоге высшее командование российской армии, и наиболее влиятельные политики Российской Империи принимают решение – надо сменить императора, ибо он не справляется. Последний не особо-то сопротивлялся, особенно, увидев, что от него этого требует генералитет (уж раз военные царя предали, которые вообще-то связаны присягой, то, значит, его уже никто не защитит). В итоге в марте 1917 г. Николай II отрекается от престола, следом отрекается его брат Михаил – и в России наступает «неопределённая форма правления».
Почему неопределённая? Потому что формально в стране к власти приходит Временное правительство, но именно что на время. Предполагалось, что Временное правительство должно «дотянуть» Россию до конца Первой Мировой (а когда этот конец должен был наступить было непонятно), после чего будет собранно большое, общероссийское совещание – Учредительное собрание. Именно на нём будет решено, какой вообще должна стать Россия – монархией или республикой; должно ли быть в России разделение на сословия или нет и т.д.
Впрочем, некоторые решение Временное правительство приняло несколько загодя – 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой, т.е. государством, с избираемыми органами власти. Возможно, Россия могла бы таковой и остаться – но история распорядилась иначе.
В октябре 1917 г. (в ноябре по современному календарю) Временное правительство было свергнуто большевиками и их сторонниками с Лениным во главе. Хотя формально Россия и останется республикой, но в её названии появятся уточнения – с июля 1918 и до конца 1991 г. Россия будет называться Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, а с 1922 г. РСФСР будет одной из республик в составе СССР.
Сюжет три – Rzeczpospolita Moscovia
Тут, конечно, название – это чистый авторский вымысел (да и вряд ли бы Москва в XVII веке могла стать республикой – а именно так переводится первое слово), но основание для него есть. В 1598 г. пресеклась династия московских Рюриковичей, ветвь Даниила Московского. Наступил период Смуты – тяжелого кризиса, вызванного борьбой разных претендентов и сил на московский престол, среди которых никто никак не мог одержать победы.
В 1610 г., уже изрядно уставшие от войны представители элит Московского государства решили: «а давайте возьмём правителя импортного! Ведь когда-то же Рюрика призвали из-за моря. Раз мы тут своего правителя выбрать не можем, давайте пригласим фигуру для всех нейтральную – заграничного принца».
Выбор остановился на 16-летнем польском королевиче Владиславе, сыне короля Сигизмунда. Кстати, по отцовской линии это была шведская династия, так что, если бы Владислав смог стать русским царём, то получилось бы, что на Руси снова правят варяги.
В августе 1610 г. вся Москва присягнула польскому королевичу, ещё раньше это сделал московский патриарх Филарет.
Но был один важный момент – польский королевич должен был принять православие. И сам Владислав, вроде как, был не против – но против был его папа, польский король Сигизмунд III. Он хотел использовать своего сына как прикрытие для собственного захвата власти в Москве, и, в частности, навязывания католичества России.
Поэтому в решающий момент Сигизмунд просто не отпустил Владислава. Соответственно, он же и не дал ему принять православие. А для России (равно как и для Польши) вопрос вероисповедания монарха был ключевым.
Когда же в России поняли, что поляки темнят, и на самом деле, хотят сделать так, чтобы во главе России оказался католик – началось общенациональное антипольское движение, целью которого было раз и навсегда изгнать поляков из России.
Движение увенчалось успехом, в ноябре 1612 г. Москва была от поляков освобождена, а в 1613 г. Земский собор избрал на царствование первого царя из династии Романовых. Таким образом, права на престол Владислава в Москве были аннулированы... но сам Владислав так не считал, и вплоть до 1634 г. использовал титул царя Московского.
Прикольно, что в Польше даже изготовили свою версию царской короны, т.н. "Московитскую корону". Но вскоре после 1634 г. её переплавили на монеты за ненадобностью, так что до наших дней она не сохранилась.
При этом даже среди русских историков встречаются весьма позитивные оценки личности самого Владислава. В конце концов, если бы он в самом деле приехал в Москву принявши православие – то никаких препятствий к венчанию на царство царя Владислава I не было бы. Тот же Карамзин, «первый русский историограф», в своей «Истории государства Российского» отпускает несколько тоскливых нот на тему того, что в России могла бы быть новая «варяжская династия». Да и сам Владислав для своего времени был весьма прогрессивным человеком - был прекрасно образован и владел несколькими языками.
На этом всё! Большое-пребольшое, размером с Царь-колокол, спасибо за внимание! А вы как думаете, куда бы привела Россию польско-шведская династия Ваза? А был ли жизнеспособен проект обновлённого СССР, если бы не Янаев? Пишите, с удовольствием почитаю!