Главная претензия зрителя (акцентирую – зрителя с пометкой «последний свидетель эпохи») всё та же – до каких пор будут переснимать советское кино. Да как они посмели, не трогайте святое, ничего своего придумать не могут и прочие помидоры с душком.
Создатели сериала - Жора Крыжовников, автор таких скандально-нашумевших проектов, как «Звоните ДиКаприо!» и «Слово пацана. Кровь на асфальте», и его супруга Ольга Долматовская ну явно осознанно шли на риск. И знали примерно, чем грозит им выбор такого названия для своего сериала. Хотели хейта – получите. Это точно не тот случай, когда народ пройдет мимо и не заметит. По-моему, даже этому ТНТ-шному шедевру «Невероятные приключения Шурика» не так досталось, как переосмыслению Крыжовникова.
Хотя, если честно, если кто-то смотрел оскароносный фильм Владимира Меньшова всего лишь раз, тот вообще едва ли догадается, что это взаимосвязанные вещи. Потому что найти сходства проблематично. Это такое переосмысление…кхм…как бы выразиться - сильно переосмысленное.
🎬Москва слезам не верит. Всё только начинается (2025)
Вообще сериал на восемь эпизодов официально даже и не ремейк, потому как снят по мотивам оригинального сценария Валентина Черных к фильму «Москва слезам не верит», а не по самому фильму. В связи с этим связана неприятная история, которая понравится всем защитникам советского кино, так что не убирайте далеко свои помидоры.
Дело в том, что чета Крыжовниковых в процессе создания сериала обращалась к Юле Меньшовой с просьбой на разрешение использовать название фильма её отца. Разумеется, Юлия категорично отказала, подкрепив словами о том, что «Это слава только одного человека — Владимира Меньшова», при этом согласилась, что вариант пересъемки вообще возможен:
«Пускай новый фильм будет по сюжету старого. Пускай новое прочтение. Но название должно быть другим. <…> Название «Москва слезам не верит» принадлежит фильму отца и никому другому. Не должно быть двух разных фильмов двух разных режиссёров с одним названием. Этого не может быть».
Хотя, конечно, в истории кинематографа полно примеров, доказывающих обратное.
Через некоторое время, первоначально так и не договорившись, к обсуждению присоединился Фёдор Бондарчук, но Юля вновь ответила отказом. И всё же, как это всем очевидно, мы имеем-таки два разных проекта двух разных режиссеров с одним названием.
Потому как что? Правильно – это поговорка, не имеющая авторства, и использовать её имеет право всяк, кто пожелает. Другое дело, что «Москва слезам не верит» - это триггер, при упоминании этой фразы все мы вспоминаем Катю Тихомирову, Тосю и Людмилу, а не период после освобождения от татаро-монгольского ига, когда пала вольность Новгорода и появились поговорка «Москва слезам не потакает (не верит)».
Очевидно, что создателям сериала просто хотелось сделать красиво, но не вышло. Жест не оценили. Юлия Меньшова навстречу не пошла, но название-то всё равно оригинальное. На этом моменте можно начинать кидать виртуальные помидоры в Крыжовникова и команду, изменить всё равно ничего нельзя, нравится нам это, или нет.
Если начистоту, будь вы на месте режиссера, как поступили бы? Взяли какое-нибудь клише из серии «Три подруги в Москва-сити», заведомо зная, что большинство пройдет мимо и не глянет и серии, или били бы в лоб всем известным Меньшовским, гарантируя сериалу показы, обсуждения в СМИ и прочий ажиотаж? Акцентирую: я не защищаю Крыжовникова. Но понимаю, почему так. Это его профессия, его труд, его деньги. Едва ли кто-то из нас ходит на работу и в какой-то момент решает отказаться от зарплаты ради возвышенных целей.
А теперь ближе к сути. Содержанию, актерам, задумке и тому самому переосмыслению.
Крыжовников явно снимал картину для молодежи. Сериал рассчитан на определенную категорию зрителя, поэтому время действия перенесено. В первой части из 1958 года в 2003-й, во второй, когда героини повзрослели, соответственно, в наши дни. Имел ли режиссер на это право? Имел. И примеров тому миллион, Баз Лурман и не такой временной скачок сделал, экранизируя «Ромео и Джульетту».
Три главные героини – это не Люда с хлебозавода, Тося малярша и Катя, не поступившая в Политехнический. И играют их, кстати, разные актрисы, в скобках укажу на первом месте молодую, на втором – повзрослевшую героиню).
Ксюша Лаврова (Тина Стойилкович/Марина Александрова) сбегает из Самары в Москву от мужа-абъюзера с уже пятилетним сыном Матвеем. В институт не поступает, зато заводит дружбу с двумя девчонками – добросовестной студенткой медвуза Олей (Анастасия Талызина/Юлия Топольницкая), которая сохнет по профессору-бабнику Борису Алексеевичу (Андрей Бурковский) и подрабатывает в Макдональдесе, и взбалмошной Машей (Мария Камова/Валерия Астапова), которая ищет, где бы попроще и получше – самое оно выйти замуж за иностранца, например.
Постепенно угадывается, что Ксюша – это Катя, Оля – Антонина, Маша – Люда. Вместо реальной фабрики Ксюша с Машей идут на «Фабрику звезд», с треском проваливают прослушивание, но зато именно там состоится фатальное знакомство с Родионом-Рудольфом Владом (Иван Янковский), администратором концертов и ТВ-съемок. И приглашена Ксюша не на съемку ТВ-передачи, а за кулисы на концерт Таркана, невероятно популярного в те годы.
Ксюша вынуждена скрывать от Влада не только свое бедственное квартирное положение и отсутствие московской прописки (все они обитают на территории Оли), но и мужа, с которым даже не развелась, и сына, и новую беременность Александрой, и работу. Причем не на заводе, а на рынке, где она торгует джинсами у Ашота. Позже она сделает карьеру именно на одежде, станет главой корпорации с миллиардными оборотами, а Ашот будет у нее замом.
Своего Гошу (Антон Васильев) Ксюша встретит в метро, аккурат после того, как свекровь её любовника (в роли которого Милош Бикович) застанет их на его квартире и сапогами отходит. Гоша альпинист, и ботинки его грязны, потому как он только что с восхождения. Теперь Ксюша скрывает от своего лучшего мужчины и мастера на все руки, что она селфмейдвумен и притворяется простой массажисткой салона «Дульсинея», временно живущей в роскошных апартаментах своей подруги.
Маша мечется между реальной любовью к бедному, но умному и в перспективе подающему надежды Артёму (Андрей Максимов) и своим желанием жить красиво. Побеждает последнее, Маша выходит замуж за Билла и отчаливает за рубеж на много лет. Таким образом Крыжовников, видимо, усиливает особенности характера «Люды», охотницы до генералов и «всего сразу, а не по частям».
А как же алкоголизм, одна из драматичных линий фильма Меньшова, связанная с Людой? Всё на месте и даже больше. Этой теме отведено много внимания и, если честно, последствия этой зависимости в сериале показаны намного страшнее и качественнее. И это плюс, на мой взгляд. Потому что мягкость советского фильма сильно вуалирует алкоголизм хоккейной звезды Гурина. Алкоголизм Артёма, а впоследствии и Маши, вернувшейся в Москву, и увязнувшей в бутылке в попытке спасти Артёма.
Оля – самый мягкий персонаж. Из нее можно лепить, что угодно, и избранник это и делает. Профессор разводится с женой, забирает двух своих детей и переезжает к Оле, продолжая бегать по любовницам. И сцена, где взрослая Тося готовит завтрак Николаю и сыновьям, в сериале выглядит, как Оля, раскладывающая кашу Борису и его детям. А еще хирург Оля ради карьеры супруга и обеспечения домашнего уюта работает массажисткой и по-прежнему, и двадцать лет спустя едва ли не молится на своего Бореньку, который додумался предложение ей сделать, когда внуки уже в школу пошли.
Ну как-то так. Что ещё из новенького, так это линия сына Ксюши. Во второй части у него случается влюбленность в… Олю. Играет Матвея Рузиль Минекаев, и вот ничего не могу поделать, но испытываю к этому актеру нежные материнские чувства. Кто со мной давно, помнит, наверное, что внешне похож Рузиль на моего сына))
Какие общие впечатления от просмотра? Примерно никакие. Во-первых, это мюзикл, а я их, мягко говоря, не очень. Во-вторых, мюзиклы делают у нас почти всегда плохо. В первой части ну очень много песен (стареньких, эпохи начала 2000-х) – в какие-то моменты накатывала ностальгия, но по большей части эти аранжировки (иногда похожие на вытье больной крольчихи) вкупе с танцами просто бесили до жути.
В повзрослевшей части дело пошло лучше. И даже интерес проснулся. Во-первых, актрисы поменялись, во-вторых, песнопений стало в разы меньше, к моему счастью. Но все равно, по-настоящему хорошая и красивая музыкальная сцена, которая меня действительно тронула, была только одна за все восемь серий – это прогулка Матвея и Оли, на катке в новогодних огоньках под «Сиреневую луну» Агутина.
В общем и целом, у Крыжовникова получилась довольно простенькая мелодрама с претензией на стиль «Стиляг» Тодоровского и грустного «Ла-Ла Лэнд» Дэмьена Шазелла. И кабы не история с названием, большинство зрителей спокойненько посмотрели бы её и забыли, потому как сериал одноразовый. Здесь есть интересные моменты, удачные находки, необычные решения. Но послевкусие всё равно с горечью разочарования. И не потому, что время другое и история изменилась. Просто снято скомкано и в таком вот неудобоваримом для меня стиле.
Да, это всё та же мелодрама, но не тёплая, ламповая и наивная, как у Меньшова, а яркая, дерзкая и гламурно-провокационная, как отражение эпохи и проблем современного общества. Может быть, доя молодежи это и неплохой вариант, как знать.
Не знаю, захотите ли вы это увидеть своими глазами, но я пошла пересмотрю, как Людмила в клубничной маске лежит в позе королевы в общежитии.
Такие дела. Не планировала много букв, но разошлась. Спасибо, что дочитали, с уважением, Мария.
Обсуждаем книги и кино и на других площадках, чтобы не потеряться, подписывайтесь в ТГ , ВКонтакте и Max.