Милые читатели, вот и закончилась длинная-предлинная история о талантливой девочке, полюбившей прекрасного принца. И девочка оказалась с особенностями, и принц тем еще конем в пальто обернулся.
Спасибо вам за то, что читали, комментировали, задавали вопросы. Благодаря обратной связи мне как автору становились заметны дыры в повествовании, делавшие историю непонятной.
Эпилог, призванный рассказать о дальнейшей судьбе героев, только запутал вас, показался размытым.
Возможно, мне не хватило способностей, чтобы сделать его более четким и ясным, но финал — это задачка со звездочкой: легко не пишется.
Вот какие вопросы, по вашему мнению, остались без ответов (резюмирую):
1. Чьи все эти дети в эпилоге?
2. Что дальше будет делать Майя?
3. Почему это у Максима гарем из женщин образовался?
4. Кто отец Вики?
Отвечаю:
1. Я так погрузилась в историю, что не додумалась указать для читателей: Стасик и Верочка близнецы. Ошибка исправлена, теперь няня Надюша их так и называет. И это дети Майи — там написано!
А Вика и Алексей приехали с сыном Ваней. Именно о нем Соня говорит, что порода Лисовских в его чертах не проступила, чем радует Вику. О близнецах такого никто не сказал бы: мы помним, что Майя забеременела от Романа, но об этом никто не знает, поэтому и сходство с Лисовскими в их внешности искать некому.
2. Майя будет мстить Павлу, и это все, что читателю нужно знать. Будущее туманно, это нормально, ведь жизнь непредсказуема. Почему у Майи настолько открытый финал? Потому что она не главная героиня повести, и это не ее история. Подробности ниже.
3. В эпилоге звучат мысли Илоны: ей не нравится, что у Максима с Майей сложились свободные отношения — они живут порознь, у каждого своя личная жизнь. Вот и все. Поэтому у Максима теперь есть Саша, его первая любовь, между прочим.
4. А вот об отце Вики информации достаточно. Это тяжелая страница в жизни Юли, и о ней не говорится вслух. Только намеки, только приватно. Впрочем, я остановлюсь на деталях ниже.
ЧЬЯ ИСТОРИЯ?
Задумывались ли вы когда-нибудь, что конец истории сильно зависит от того, как ее читать? И о ком.
Ведь что происходит на первый взгляд? Молодая девушка влюбляется в мужчину намного старше себя. Ее чувства вполне объяснимы: ни матери, ни отца, в первых же отношениях (с Павлом) она испытала психологическое и физическое насилие. Героиня ищет защиты и находит ее.
Начинаются проблемы: не получается забеременеть, любимый никак не забудет первую жену, недруги шипят за спиной, карьера под угрозой из-за мошенничества бывшего парня… В довершение ко всему мужа обвиняют черти в чем и грозят тюрьмой!
Казалось бы, по мере преодоления препятствий героиня должна становиться сильнее, а ее отношения с мужем — крепче, но не тут-то было!
Дело кончается тем, что она изменяет мужу с сыном его друга, а в эпилоге, оставив дома рожденных в адюльтере детей, уезжает мстить бывшему парню.
Вот так все выглядит, и хочется спросить: что за ерунда?!
В таком контексте эпилог вообще не отвечает на вопрос о дальнейшей судьбе героини.
Но посмотрим на нашу девочку повнимательнее.
МАЙЯ-ОБМАНКА
В самом начале Майя у нас творческое существо с нежным голоском без острых зубов и коготков. Художница. С красивой женственной фигуркой и кукольным личиком. Это образ женщины-ребенка.
С самого детства брошена: мать оставила ее бабушке, а бабушка умерла.
У Майи появляется подруга Вика, которая только и делает, что спасает ее от хулиганов, дает советы, даже помогает с платьями перед свиданием с Максимом. Когда Майя попадает в трудную ситуацию с Павлом, ее ангелом-хранителем становится бывшая сокурсница Ксения. В интернате Майя находится под крылом директора.
Чувствуете? Она слаба, но всегда находит того, кто за нее вступится. А сама что может? Красиво столкнуть чайку с обрыва.
Потом Майя становится женой Максима и знакомится с Соней. Та тоже бросается помогать несчастной девочке, ставшей жертвой мошенника. А Майя бьется в панической атаке.
Появляется злой Федор. Соня успокаивает его, Максим маневрирует. А Майя ходит с обиженным лицом, пинает кресло Юли, подбивает подругу взломать замок запертой спальни и рисует страшные картинки, провоцируя Максима пожалеть ее.
У Майи нет других проблем, кроме редких отказов мужа спать с ней. Она и на митинг поперлась больше от скуки, потому что уже и думать забыла про домик своей бабушки! Майя — капризный ребенок, не понимающий природу настроений окружающих людей, а потому совершающий глупость за глупостью.
Но как только происходят события, затрагивающие ее благополучие, она начинает дергаться: Федор угрожает посадить Максима в тюрьму — опасно. Наталья предлагает управлять галереей — почему нет?
А вот Соня, которая искренне хотела помочь, Майю раздражает, потому что больна. И потому что вот ей-то разрешили спать в комнате с шикарным видом на море!
Узнав о том, что Федор жив, Майя молчит, а своим бездействием чуть не губит подругу. Ту Вику, которая когда-то спасла ей жизнь! Это все в рамках логики капризного недолюбленного ребенка.
И вот Майя беременна. Беременна от любовника, который ставит ей ультиматум: он или муж. Но зачем ей Роман? Супротив Максима, совладельца большого бизнеса со связями, он всего лишь наследник своего отца, причем не единственный. Кроме того, Федор Майю недолюбливает, то есть союз с одним из Лисовских не имеет смысла. И Майя выбирает Максима. Есть лишь одна проблема: ее мужчины тотально разной масти.
Почему, как вы думаете, сбежала Майя? Лично мне пришло в голову очень простое и неприятное объяснение: она хотела первой увидеть, на кого будет похож ребенок. Специально уехала подальше, чтобы родить, а потом предъявить мужу малыша, если он будет хотя бы отдаленно напоминать кого-то из них.
В эпилоге Максим нянчится с близнецами, значит, Майя вернулась — дети не похожи на Романа.
Кстати, почему Максим принял детей, отлично понимая, что они нагуляны?
По двум причинам: мечта стать отцом и чувство вины перед Майей. Максим думает, что это он ее испортил. Видите? Она опять выпуталась.
Но сам Максим Майе уже не нужен: ей теперь интереснее возможность отомстить-таки Павлу.
А теперь еще вопрос: что сделала бы Майя, если бы дети оказались похожими на черноокого и черноволосого Романа? Свалила бы на свою неизвестную родню? Или повинилась бы перед мужем и выяснила бы, что он в любом случае знал об измене? Или… что?
Просто подумайте об этом.
Девочка, брошенная своей матерью. Лишенная представления о том, что такое нормальное материнство.
Вот такая у нас героиня. Совсем не куколка. Помните, как в самом начале Максим, услышав ее имя, думает, не обманка ли она, не иллюзия ли? И обманка, и иллюзия.
Но самое главное — превращение героини не завершено до конца. Финал открыт, Майя еще даже не поняла толком, свет или тьма ей ближе. Трусоватая и подловатая, а еще не очень умная — так себе характеристика, правда? Ее ждет долгий путь, но это уже другая история.
Получается, роман вовсе не о Майе? Так точно.
Но она важна! Это тот самый персонаж, который, ничего не понимая, ворошит палкой в осином гнезде, запуская цепь событий, а потом сваливает в закат, даже не зная, какую роль сыграл!
Глазами Майи мы видим мир Лисовских и Дорнов таким, какой он есть — расколотым, неправильным, больным.
Действия Майи побуждают героев думать, говорить, конфликтовать.
Приведу пример: если бы Майя не потащилась на митинг, Федор не послал бы за ней сына, и Соня не устроила бы ему скандал, а он бы так и не задумался о том, что она значит для него.
Не все события были следствием поступков Майи, но благодаря ей мы стали им свидетелями.
Кто же тогда главный герой в Доме над морем?
Если Майя — свидетель преступления, то должны быть и жертва, и обвиняемый?
ЮЛЯ: ПАЛАЧ ИЛИ ЖЕРТВА?
История Юлии Лисовской раскрывается в воспоминаниях персонажей, знавших ее. Как и положено в такой ситуации, полной картины у нас нет. Судить можно только по чужим словам. Что рассказывают нам герои?
Жила-была девочка по имени Юля. У нее были мама, папа и брат Федя, а еще приемная сестренка Соня и няня Варвара.
Однажды мама заболела и умерла, а папа заставил Юлю и ее брата сидеть возле нее, наблюдая за агонией до самого конца. За это Федор возненавидел отца и страдал от чувства вины перед матерью, а вот что испытала Юля, мы не знаем: она виртуозно скрывала свои чувства.
Шло время. Юля влюбилась, вышла замуж и прожила в браке много счастливых лет.
А потом покончила с собой.
На протяжении всей повести Максим задается одним и тем же вопросом: почему она это сделала? Но еще больше его интересует, что за человек была Юля, почему она решила вдруг помогать какому-то захолустному интернату для сирот, почему заставляла мужа причинять ей физическую боль?
Что позволяет читателю узнать правду?
— Оговорки Варвары в первой части
— Рассуждения Максима, когда он вспоминает взгляд Юли на фото и думает, что с ней произошло какое-то несчастье, лишившее ее взгляд детской наивности (вторая часть).
— Текст курсивом, когда маленькая Соня описывает свои и Юлины взаимоотношения с отцом, Владимиром Лисовским (третья часть).
— Правда о Вике, которая оказывается родной дочерью Юлии (третья часть).
Федор рассказывает Максиму нечто, что приводит того в ужас. Их беседы никто не слышит, но описаны ощущения Дорна. После этого Федор говорит с Соней и дает понять, что имя отца Вики известно и ей, “надо лишь подумать”. Соня “думает” и тоже ужасается.
Давайте подумаем и мы. В каком случае это самое имя (“имя, сестра, имя!”) могло так напугать даже столь “закаленных” в плане нездоровых отношений персонажей? А в том, если этот человек вообще не должен был стать отцом ребенка Юлии. Например, если между ними есть родственная связь. А какая еще травма могла наложить на Юлю такой отпечаток?
И последнее: Вике никто ничего не говорил об отце, но она много времени провела с Варварой, когда Лисовский приказал увезти ее после митинга. Вика очень умна и способна построить целую теорию на обрывках информации. Скорее всего, именно это она и сделала. Вспомним, как она хотела порвать с Ярцевым, мотивируя тем, что “она урод” и “родит больного ребенка”.
Казалось бы, все очевидно: мы столкнулись со страшным преступлением отца против собственной дочери.
А теперь внимание: я объясню, почему на самом деле этого не было сказано в тексте.
Потому что у нас ненадежный рассказчик.
Вспомните, откуда правду об отце Вики знает Федор? А Варвара? А Соня откуда знает то, что помогло ей сделать выводы? Они же, как говорится, свечку не держали.
Только один человек мог им сказать: сама Юля.
Что, если она соврала?
Что, если ее собственная ненависть к отцу была так велика, что она оговорила его перед братом, Соней и Варварой?
Зачем?
А вы помните, например, что Варвара профессиональная убийца?
А вы помните, как Соня рассказала Майе, что Владимира Лисовского убили?
А вы помните, как она это сказала? С улыбкой.
А вы помните, что в третьей части Варвара, сидя у Натальи дома (пока Денис Важенин вызволял Федора), вспоминала о некоем ужасном деянии, совершенном ею и “остальными”, которыми, несомненно, были Федор, Соня и Юля?
Итак, есть два достоверных факта:
1. Вика — родная дочь Юли
2. Владимир Лисовский был убит
И две версии событий:
1. Владимир — воплощение абсолютного зла, отец собственной внучки и убит своими же детьми после признания Юли.
2. Владимир просто оговорен Юлей, а отец Вики — кто-то другой. Зачем Юле смерть отца? Думаю, поводы были. Вдруг Владимир что-то сделал с настоящим отцом Вики?
У нас был только один способ узнать правду — услышать саму Юлю в ее дневниках. Максим так долго искал их и наконец нашел, но решил проявить благородство и сжег, не читая.
Поэтому, милые читатели, мы с вами располагаем лишь той информацией, которую выдали нам персонажи: Вика появилась на свет в результате кровосмесительной связи.
Все прочее — убийство Владимира детьми, ложь Юлии, какой-то иной персонаж в роли отца Вики — не более чем домыслы.
Но они имеют право на существование.
Более того, я настаиваю на них, если вам тяжело дается первая версия. И для тех, кому мысль о подобных извращениях невыносима, в эпилоге повешен маленький крючочек: перечитайте фрагменты, где описана внешность Вани и то, как рассматривает его Федор. Пусть для вас отцом Вики будет кто-то другой.
Вопрос же, заданный в заголовке, остается без ответа: Юля может оказаться как жертвой, так и палачом своего отца. Либо и тем, и другим.
Загрустили? Тогда сейчас поговорим о хорошем.
ВОЛШЕБСТВО
Давайте теперь о том, что ни у кого почти вопросов не вызвало либо их не стали задавать.
О волшебстве, которого в этой истории, кстати, не так уж и мало.
Начнем с чуда исцеления Сони. Максим в качестве последнего средства спасти ее от смерти прибегает к помощи целителя. Не особенно верит, но других вариантов нет. Причем для того, чтобы попасть “на прием”, Максиму нужно пройти через тяжелый разговор с человеком, потерявшим мать из-за его отца. Просить прощения за другого — такое себе, но Максим готов на что угодно ради Сони. Может, поэтому ему и помогли?
Магия начинается еще в поезде. Метель, мгла, двое затеряны где-то во времени. Они идут сквозь пургу, и к спасению приводит первая любовь и давняя подруга Максима, Саша. Ее роль спасительницы обозначена сразу.
Потом Максима разлучают с Соней, и он видит ее лишь раз, но это тоже больше походит на сон.
Стас и Илья странно себя ведут. Максима будто водят за нос: Стас оказывается врачом в больнице, и в лечении Сони нет ничего мистического. Однако вскоре персонал будто забывает о докторе Станиславе, а из больницы исчезает целое отделение. Да и было ли оно там?
Максим рассказывает о Юле только Илье и Саше, но ответ получает не от них, а от Стаса, с которым эту тему даже не поднимал!
Все время, что Максим находится в городе, там бушует снежная буря, никто не может дозвониться до него, их с Соней телефоны разряжены. Однако как только Максим получает ответы Стаса, он тут же оказывается в поезде, будто и не сходил с него. Даже Соня как будто опять больна. И оба они вспоминают северный город как сон.
Причем сон вещий, ведь позднее Максим находит дневники Юли и узнает причину ее самоубийства именно по подсказке Станислава.
Похоже на галлюцинации или сны, однако есть два факта, свидетельствующих о том, что сном все это не было: Соня ведь выздоровела и даже забеременела, а в дом Максима явилась Саша. Значит, их встреча в северном городе действительно состоялась.
Еще одна волшебная линия — чайки. Они постоянно пугают Майю, крича и разбиваясь об окна. Особняком стоит в повести одна из них — большая хромая птица, которая постоянно появляется то возле дома, то в скалах, хотя должна охотиться в море.
Самое же главное, что она присутствует там, где Вике грозит опасность: о нее чуть не запнулся в первой части Алексей, когда искал раненую девушку в скалах; она же сидела на утесе в третьей части, когда Вика шла по тропинке над морем и чуть не упала. А еще эта чайка появилась перед Викой и ее сыном в эпилоге и улетела, наглядевшись на мальчика.
А помните, что у Варвары перед окнами комнаты чайки постоянно рыбу раздирали? Она ведь убивала их, вот и они ничего хорошего ей не обещали.
С чего же все началось? А с того, что в ночь смерти Юлии в ее окно билась чайка — об этом Дина рассказывала Майе. Причем стекло разбилось, но про трупик птицы речи не шло. Может, та чайка и не погибла?
Есть о чем подумать, не правда ли?
В целом, мистики в истории хватает, особенно ею насыщена вторая часть, менее динамичная, зато более образная.
Темнота в доме над морем живая: она дышит, обнимает, шепчет. Портрет Юли следит взглядом за зрителем. Статуя тоже выглядит так, будто вот-вот запульсирует под кожей кровь, и Юля шагнет вперед. Создается впечатление, будто Юля действительно не ушла окончательно, а продолжает существовать в разных формах, приглядывая за теми, кого любила. Впрочем, дом она освободила от себя, когда в нем появилась Саша.
Саша и Юля ведь похожи, обе сильные и стойкие. Только в Саше бурлит энергия, и именно она нужна теперь Максиму, а не инфантильная Майя.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Я надеюсь, что этим материалом разъяснила совсем уж туманные моменты повести и не создала новых вопросов.
Возможно, вы привыкли к более однозначным финалам: свадьба так свадьба, дети так все с бирочками с именами родителей. А здесь не так. Здесь у большинства героев открытые финалы. А у кого закрытые, те и сами закрыты — в гробики и камеры.
Потому что это жизнь, хоть и сказочная.
Благодарю всех, кто меня читал 🌹🤗
На канале будут появляться новые истории, так что не прощаюсь. Ссылки на них буду выкладывать в телеграме. Правда, у меня есть мысль переделать группу в канал, но пока я в процессе обдумывания этой идеи.
На всякий случай напомню, где я представляюсь.
СПАСИБО, ЧТО ВЫ СО МНОЙ 💓💓💓