Что подростки откопали в себе, ожидая увидеть корабль пришельцев
90-е годы XX века. Приморский край.
Утром весь лагерь клуба юных археологов «Резерв» был на ушах. Алёша в очередной раз рассказывал о том, что видел ночью:
— Я захотел в туалет, вылез из палатки, и тут оно, — он сделал паузу, многозначительно посмотрев светлыми, рыбьими глазами в сторону поля, рядом с которым был разбит летний лагерь, — Летит медленно, в метре над землёй. — Парень вытянул в сторону поля тонкую, светлую, с редкими бежевыми веснушками руку. — Медлен-н-н-но.
Разговор проходил за столом во время завтрака, перед отправлением на раскопки. Особо впечатлительная Люда не могла кушать. Она только потягивала мелкими глотками остывший сладкий чай.
— Не верю я в это, — шептала себе под нос девушка. — Не верю.
— И какое оно было? — спросил у Лёхи Базарик, парень с тёмными кудрявыми волосами.
— Оно небольшое такое, светящееся…
— Формой какое?
Алексей задумался, сомкнув тонкие, казалось, просвечивающие веки.
— Овальное.
Под тент столовой вошёл Александр Леонидович — руководитель клуба юных археологов и экспедиции. Он принёс книгу. Та была потрёпанная, в тонкой обложке.
— Посмотри, Лёш, тут такое есть? — спросил мужчина, протягивая книгу подопечному.
— А что это? — поинтересовался Базарик.
— Книга про НЛО, — пояснил взрослый.
С благоговейным трепетом Лёша перелистывал тонкие, почти прозрачные листочки, шуршащие, как старая кожа. Он всматривался в изображения инопланетных тарелок, созданных по описаниям очевидцев. Каждый новый рисунок заставлял его дыхание сбиваться. Вот тот, со рваными краями: нелепая, корявая тарелка, будто нарисованная дрожащей в темноте рукой. А рядом — чёткий, почти чертёжный контур, слишком совершенный, чтобы быть выдумкой. В воздухе повисла тишина, густая и звонкая, будто лагерь на мгновение провалился в звуковой вакуум.
— Вот оно, — Лёша ткнул пальцем в изображение объекта овальной формы с антеннами. — Только ещё светилось.
— А каким светом?
— Жёлтым, — кивнул он головой.
— Жёлтым… — выдохнули все, сидевшие за столом.
Наступил вечер. Сумрак сгущался, медленно поглощая речную гладь, поле и тёмный силуэт сопки, накрывая разбросанный у её подножия лагерь. В самой просторной палатке, ставшей последним оплотом, собралась перепуганная компания. Мысль о возвращении в свои одинокие брезентовые укрытия сводила челюсти большинства. За день их сознание впитало слишком много: леденящие кровь подробности, истории о беззвучных похищениях и безглазых существах, проводящих в серой мгле невообразимые опыты. Но ночь неумолимо наступала, её тяжёлое, расшитое звёздами одеяло давило на веки, а в разум затекала тёплая, предательская волна забытья. По ту сторону тонкого тента уже воцарилась слепая, абсолютная темнота. И в ней, казалось, что-то ждало.
Алёша и другие вышли из палатки руководителя, и тут очевидец невероятного закричал, тыча указательным пальцем правой руки в сторону укрытого темнотой поля: «Оно! Оно!»
Объект и вправду был невелик, почти овальной формы, с жёлтым свечением. И он был не один. Из чёрного провала ночи выплывали другие — такие же, — выстраиваясь в холодящий кровь порядок. Бесшумно, неумолимо они смещались по направлению к палаткам, растягиваясь по всему периметру, словно собираясь обнять — а скорее, захватить — своими незримыми щупальцами всех: и девушек, и парней, и мужчин. Алексей застыл на месте, окаменев, словно изваяние из мертвенного мрамора. Его рука, будто чужая, была неестественно вытянута по направлению к этим жёлтым огонькам, что беззвучно парили над ещё тёплой после дневной жары землёй, осуществляя своё холодное, методичное окружение.
Люда, тоже вышедшая из палатки, сначала испытала шок. Словно студёной водой окатили. А потом присмотрелась и рассеяла ужас ребят зычным возгласом. А потом заулыбалась, стоя в общей толпе с прижатой к груди книгой «Горе от ума»...
Она, сколько себя помнила, была любопытной и потому рано научилась читать. Девушка глотала тексты, впитывала информацию, словно губка воду. Психологи выделяют такую жизненную ценность, как саморазвитие. Некоторые называют его проще — тяга к знаниям. Не пустое наполнение сосуда мозга данными, а попытка встроить получаемую информацию в картину мира. Не просто видеть, слышать, узнавать, а переживать.
Археологи страха
Повышать стрессоустойчивость личности с опорой на деятельностный подход А.Н. Леонтьева предлагается через содействие развитию осмысленной саморегуляции. Задача психолога, специалиста по ментальному здоровью — помочь человеку выстроить или восстановить внутреннюю смысловую структуру, в которой трудная ситуация перестаёт быть слепой «угрозой», а становится осмысленным вызовом, понятной задачей или даже точкой роста, требующей мобилизации ресурсов и выработки новых способов действия. Вот и Люда, вглядевшись в «НЛО», превратила заблуждение Алексея, обвитое страхом неизвестности и пугающими фантазиями, в осмысленную и милую, совершенно безопасную конструкцию.**
И стоило девушке прокричать осознанное, другие юные археологи начали прозревать. Их до того открытые глаза наконец-то увидели истину!
Петя побежал навстречу «НЛО», он смеялся. Тогда, в свои одиннадцать лет, он ещё не понимал, что весь день и вечер испытывал сильный стресс от страха и любопытства в силу личностного переживания. Той призмы, описанной в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, которая преломляет любую среду и наделяет её личностным смыслом. Фантазии о том, что на поле прилетают инопланетяне, мозг Петра расценивал как угрозу жизни, как смерть! Но в результате раскрытия истины ужасающие мысли и неприятные эмоции испарились.*** Он ловил «НЛО» ладонями, а в голове ещё звенел крик Люды: «Это же светлячки!»
Эти невзрачные днём, но излучающие сияние во тьме насекомые — как символ саморазвития. Их свет разгоняет черноту заблуждений по углам, загоняя под шкафы и кровати сознания. И не случайно, а на основании строгих исследований эффективности, специалисты когнитивно-поведенческого направления используют, например, библиотерапию.
Представим, что человеку диагностирована депрессия средней тяжести. Психиатр прописывает лекарства, но не объясняет пациенту природы расстройства. Почему у него пропала способность радоваться жизни, получать удовольствие от прогулок на природе, от воспоминаний из детства? Почему?
На этот и другие вопросы, в рамках психологического образования, может ответить когнитивно-поведенческий психолог. А ещё — порекомендовать книгу для самопомощи между сессиями. И тогда, опираясь на внутреннее знание о ценности собственного здоровья, человек может нащупать в себе и забытую важность интеллектуального роста. Он обопрётся на эти ориентиры, чтобы начать долгую работу: не просто подпереть покосившиеся стены своего существования, а бережно, кирпичик за кирпичиком, разобрать руины боли и страха. Чтобы сложить заново — уже на прочном фундаменте — дом для себя. И тогда в его ночи произойдёт тихое чудо. Чудовищные тени, что мерещились неодолимыми, начнут меркнуть, таять, терять свою власть. А на их месте, в ладонях, сложенных для тепла, останется лишь мягкий, живой свет — как от роя безобидных светлячков, которые были здесь всё время. Просто их раньше не было сил разглядеть.
16.01.2026 г.
(Этот текст войдёт в сборник "Разборы на живых: правдивые истории психолога о жизни, отношениях и принятии")
Приходите в онлайн психологический книжный клуб: разбираем классику и не только.
С уважением, ваш чуткий психолог КПТ, автор книг Пётр Галигабаров
*Впервые рассказ про «НЛО» был опубликован 07.04.2009 г. На сайте «Проза.Ру». Все события реальны.
**Источник: Битюцкая Екатерина Владиславовна Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А. Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnoe-otsenivanie-trudnoy-zhiznennoy-situatsii-s-pozitsiy-deyatelnostnogo-podhoda-a-n-leontieva (дата обращения: 06.12.2025).
***Источник: Вересов, Н.Н. (2016). Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации. Культурно-историческая психология, 12(3), 129–148.