Внимание западных СМИ приковано к президентским выборам в Уганде. Президент Йовери Мусевени, железной рукой правящий с 1986 г., наверняка будет переизбран на очередной, седьмой по счёту, срок.
Мусевени говорит, что ему необходимо закрепить успехи, достигнутые за время его правления. Несмотря на то, что он руководил одной из самых быстрорастущих экономик континента и поддерживал внутреннюю стабильность, в то время как соседние страны погружались в хаос, его не слишком демократическое правление вызывает резкую критику на Западе.
Безусловно, Мусевени – далеко не ангел (ангелы обитают на небесах, а не топчут грешную землю). Но он всё-таки не чудовище типа его соотечественника Иди Амина Дада, не людоед, как центральноафриканец Бокасса, и не шизофреник, подобно Масиасу Нгеме Бийого из Экваториальной Гвинеи. Даже эти персонажи не вызывали такой жёсткой критики в мире, как Мусевени сейчас, не говоря о современных африканских президентах, которые, как правило, проводят выборы с нарушениями. Однако комментарии в их адрес появляются весьма скупо, и ограничиваются общими комментариями – мол, в Танзании/Камеруне/Конго выборы прошли с нарушениями демократических процедур.
Консалтинговая компания Ernst&Young считает, что страны Восточной Африки входят в группу наиболее интересных для иностранных инвесторов, и на первом месте среди них - Уганда. Соседняя Эфиопия пока демонстрирует большие успехи (мегаплотина «Возрождение», авиационный суперхаб), но она расколота и нестабильна. Кения и Танзания страдают от социальных конфликтов, и их перспективы развития туманны.
Уганда же, по мнению Ernst&Young, обладает следующими плюсами:
- относительная стабильность правящего режима и предсказуемость политического развития;
- выгодное географическое положение, определяющее благоприятные климатические условия, особенно для развития сельскохозяйственного производства и туризма;
- наличие сбалансированного инвестиционного законодательства, защищающего права иностранного инвестора, простая и удобная схема регистрации в стране иностранного предприятия, развитый сервис национального инвестиционного агентства, работающего в режиме «одного окна»;
- минимально ограниченное вмешательство в бизнес процессы со стороны угандийского государства;
- наличие молодой и легко обучаемой рабочей силы при ее низкой, даже в сравнении с Азией, стоимости.
Всё это здорово, но само по себе не объясняет столь пристального внимания мирового сообщества к Уганде. Зато объясняет такой факт: в 2023 г. китайская корпорация CNOOC обнаружила в Уганде нефть с общими запасами в 6,5 млрд. баррелей, и начала бурение скважин. Помимо китайцев, угандийской нефтью занялась и французская TotalEnergies SE. Уже заканчивается строительство 445-километрового нефтепровода, который будет доставлять угандийскую нефть в порт Танга в Танзании.
Начало добычи нефти позволило правительству Уганды запланировать увеличение объёмов экономики более чем в семь раз, до $500 млрд., к 2040 г.
Но нефть – не единственный ценный угандийский ресурс. В 2022 г. газета Daily Monitor сообщила об обнаружении в Уганде нескольких крупнейших в мире месторождений золота. Общий объем золотоносной породы был оценен в 31 млн тонн, а извлекаемого металла - в 320 тыс. тонн. Суммарные доходы от его добычи оценены примерно в $12 трлн.
Нет сомнений, что эти цифры преувеличены сильнейшим образом, но наличие крупных золотоносных месторождений в Уганде не вызывает сомнений. Китайские и бельгийские компании инвестировали в добычу золота в Уганде сотни миллионов.
А в 2025 г. президент Мусевени официально запустил проект по добыче золота Wagagai. В сообщении правительства отмечается, что компания будет перерабатывать 5 тысяч тонн руды ежедневно, и приносить более $100 млн долларов ежегодно.
Если к нефти и золоту добавить устойчивый рост сельскохозяйственного производства (Уганда стала крупным экспортёром кофе), а также запланированное строительство АЭС (первой в Чёрной Африке), будущее Уганды представляется весьма позитивным.
Многие африканские страны мечтали стать новыми Кувейтами, но ни у одной из них пока ничего подобного не получилось. Ангола и Экваториальная Гвинея, несмотря на огромные запасы нефти (а в первой ещё и алмазов) остаются крайне бедными. Не приносят богатства огромные запасы ценных металлов Демократической Республике Конго, нефть и золото не обогатили ни Судан, ни Южный Судан, а никель, платина и золото не избавили Зимбабве от тяжёлого кризиса.
Но у Уганды есть стратегическое преимущество - пресловутая стабильность, основанная на «железной руке» Мусевени. За 40 лет правления его войска добили партизан экс-диктатора Иди Амина, уничтожили Движение Святого Духа бесноватой Элис Аумы, ликвидировали джихадистское движение «Таблиги Джамаат», и вытеснили в Судан и Конго головорезов из Армии сопротивления Господа.
Мусевени, при всём своём недемократизме, избавил Уганду от участи соседних Южного Судана и Демократической Республики Конго, хотя для этого были все предпосылки – межэтническая и межконфессиональная рознь, наличие огромного количества оружия на руках у населения, и множество бывших солдат, не имевших средств к существованию. Плюс спорадическое вмешательство соседей – Ливии, Конго, Кении и Судана.
Уганда, конечно, остаётся бедной страной. Но показатели абсолютной бедности снизились с 44% в 1997 г. до 20% в 2013-м., что для африканской страны очень неплохо. Экономика росла в среднем на 8% в год, а промышленность - на 14% (правда, надо учитывать крайне низкие стартовые показатели).
Заслуги Мусевени перед Угандой несомненны. Но сейчас ему 81 год, и речь может идти не о продолжении его правления, а о его наследии. Каким будет это наследие, сказать трудно. Станет Уганда новым Клондайком, или опустится туда же, где пребывают соседние с ней страны? Возможно и то, и другое. Коррупция в стране остаётся очень высокой (несмотря на кое-какие предпринимаемые меры). Очень развиты трайбализм, кумовство и непотизм. Эксцентричный сын президента Мухузи Кайнеругаба - командующий вооружёнными силами Уганды, которого подозревают в стремлении стать преемником отца на посту главы государства.
Сейчас, когда на мировые рынки начинают поступать угандийские нефть и золото, очень многих политиков и бизнесменов в разных странах начало беспокоить будущее этой страны. Отсюда и повышенный интерес в мире к президентским выборам в Уганде.
Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" https://t.me/patagonez