Yomiuri | Япония
К настоящему времени в энергетическом секторе Украины сложилась по-настоящему трагическая ситуация, рассказал главный стратег по кибербезопасности компании NTT Михоко Мацубара в беседе с Yomiuri. Это ставит под вопрос само будущее страны.
Добыча газа сократилась на 60%
Михоко Мацубара
Конфликт на Украине продолжается. Вооруженные силы России продолжают наносить атаки по украинской инфраструктуре. Прошедший 2025 год отметился кое-чем необычным.
Во-первых, хоть нападения на энергетическую инфраструктуру и продолжались, объектом атак все чаще становилось газовое оборудование.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Украина добывает природный газ и использует его для отопления и других целей. Государственная компания по добыче, транспортировке и переработке нефти и природного газа "Нафтогаз Украины" сообщает, что в период с октября по 10 декабря 2025 года газовые объекты подверглись одиннадцати крупномасштабным атакам. По состоянию на октябрь добыча газа упала примерно на 60%, что вынудило страну его дополнительно импортировать.
"58% украинцев выражают оптимизм": опрос показал неожиданные результаты
Во-вторых, участились нападения на железнодорожную инфраструктуру, в основном на тяговые подстанции и стрелочные переводы. Это направлено на долгосрочный вывод железных дорог Украины из строя.
В-третьих, количество беспилотников, используемых Россией в атаках, резко возросло в 2025 году: в каждой ночной атаке задействованы сотни дронов, что значительно осложняет защиту инфраструктуры.
Вооруженные силы России начали атаковать инфраструктуру Украины еще в октябре 2022 года. Целью тех атак были объекты электроснабжения. Отключения электроэнергии в целом негативно сказываются на качестве жизни населения и экономике страны. Суровые зимы только усугубляют дело. Неработающие лифты затрудняют эвакуацию в городах: семьям с детьми и стариками сложнее попасть в бомбоубежища.
Атаки 2022 года привели к повреждению 42 из 94 важнейших подстанций страны. К сентябрю 2024 года было утрачено 90% тепловых мощностей страны и 45% мощностей гидроэлектростанций.
Ответные меры правительства Украины и государственных компаний зиждятся на трех столпах: оборона, обмен информацией и разведывательным данными и ремонт.
Оборона выглядит так: вокруг зданий размещают мешки с песком и натягивают проволочные сетки для защиты от беспилотников. На наиболее важных объектах развернуты системы ПВО военного назначения: это ракеты и сопутствующее оборудование.
Руководящие круги компаний, отвечающих за объекты энергетической инфраструктуры, ежедневно проводят онлайн-совещания с Министерством энергетики Украины и ответственными государственными чиновниками в целях обмена информацией. Стороны делятся данными о прогнозируемых целях атак, а также иной сопутствующей информацией. Поврежденные объекты стараются по возможности чинить.
Крупнейшая частная энергетическая компания Украины, ДТЭК, сообщила, что по состоянию на февраль 2025 года, спустя три года после начала конфликта, ею было выполнено 16 000 ремонтных работ. Компании не хватает персонала: раньше здесь работало 60 тысяч человек, но тысячи служащих в итоге оказались на фронте. Опасны и сами ремонтные работы: в 2022 году в результате обстрелов погибли четыре сотрудника, работавшие на объектах.
Украинские электростанции и подстанции работают на устаревшем оборудовании времен Советского Союза. Это осложняет замену пострадавших деталей посредством импорта из стран Запада. Пока что Украине удается обходиться оборудованием советского образца, которое предоставила Литва, но запасы комплектующих уже на исходе.
Электроэнергетика на Украине
В 2021 году, за год до начала российско-украинского конфликта, структура производства электроэнергии в стране выглядела следующим образом: атомная энергетика — 55%, угольная — 23%, газовая — 9%, гидроэнергетика — 7%, солнечная — 4%, ветровая — 2% (данные предоставлены Всемирной ядерной ассоциацией). После начала конфликта одна из четырех атомных электростанций, Запорожская АЭС, перешла под контроль России. Три атомные электростанции продолжают функционировать: они расположены в Ровно, Хмельницком и на юге Украины. Согласно статье британского журнала The Economist от 1 ноября 2025 года, на долю атомной энергетики приходится приблизительно 60% электроэнергии Украины.
Введены плановые отключения
Ситуация с электроснабжением серьезнее, чем когда-либо. В большинстве районов давно внедрены плановые отключения электроэнергии. В декабре 2025 года правительство Украины сократило список объектов, не подвергаемых плановым отключениям. Отныне исключения будут распространяться только на больницы, школы, объекты особого значения и предприятия оборонной промышленности.
Компании, имеющие отношение к инфраструктуре Украины, способны работать автономно и не зависят от законов или государственных директив.
Хороший пример — действия операторов мобильной связи. Три крупнейших украинских оператора мобильной связи смогли преодолеть жажду наживы и запустили службу национального роуминга. Если сеть одного оператора становится недоступной, то абонент может вручную подключиться к другой сети. Три оператора также сотрудничают в восстановлении поврежденной инфраструктуры.
Конфликт повлиял не только на сферу энергетики, транспорта и связи, но и на сферу финансов.
До февраля 2022 года финансовые учреждения Украины не могли пользоваться облачными сервисами: это было запрещено из-за страха утечки данных. Даже после начала российско-украинского конфликта Национальный банк Украины не сразу дал добро на использование облачных технологий. В итоге современные технологии разрешили — но только на период военного положения.
Эта работа нужна людям
Однажды Михоко Мацубара спросила сотрудника компании, имеющей отношение к инфраструктуре Украины: "Вы работаете практически в полевых условиях, неужели вам не страшно чинить разрушенные объекты?". Тот с безразличным видом пожал плечами: "Наша работа нужна людям". Некоторые люди полны решимости продолжать выполнять свою работу при любых обстоятельствах, и это поражает.
Нельзя не отметить, что реакция Украины на конфликт на государственном уровне была медленной и недостаточной в ряде областей. Японии следует извлечь из ошибок Украины свой урок.
Правительство назначило энергетику объектом особой важности и отдало приоритет развертыванию систем противовоздушной обороны. Вот только сделано это было слишком поздно. Конфликт уже начался. Отсутствовали мало-мальские государственные планы обеспечения непрерывной межотраслевой деятельности. Высшие военные чины и Министерство обороны Украины разработали множество сценариев чрезвычайных ситуаций, но государственный и частный секторы не провели межотраслевых обсуждений о том, какие виды деятельности следует приоритизировать в случае перебоев с электроснабжением.
Активность на фронте осложняет жизнь мирных граждан
Михоко Мацубара делает акцент на том, что в 2025 году атаки вооруженных сил России на энергетическую инфраструктуру Украины участились. Даже в новогоднюю ночь была проведена очередная атака на объекты инфраструктуры с использованием беспилотников.
Украина тоже атакует Россию беспилотниками: удары чаще всего наносятся по нефтеперерабатывающим заводам, но конфликт гораздо серьезнее повлиял на жизнь украинцев, чем россиян.
Владимир Зеленский в последнее время обсуждает условия мирного урегулирования с Соединенными Штатами и Европой. В декабре 2025 года он впервые признал возможность вывода украинских войск с территории ДНР, где на данный момент ведутся тяжелые бои. Вероятно, это уступка Соединенным Штатам, которые заняли пророссийскую позицию по территориальному спору.
В стране, безусловно, сложилась критическая ситуация: на фронте дела обстоят крайне печально, так как российские войска уверенно продвигаются вперед, да и внутренняя инфраструктура Украины практически разрушена.
Беседовал и редактировал Мори Тихару
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>