Найти в Дзене
ИНОСМИ

Париж и Берлин нашли новый повод для драки. На этот раз запахло порохом

Boulevard Voltaire | Франция Неясность намерений Трампа по поводу сохранения американского военного присутствия в Европе побудила Брюссель вернуться к идее создания общей армии ЕС, пишет Boulevard Voltaire. Закономерный вопрос: какая страна будет играть ведущую роль в создании единых вооруженных сил? Венсан Арбаретье (Vincent Arbaretier) Андрюс Кубилюс, с июля 2024 года занимающий пост еврокомиссара по вопросам обороны и космоса, заявил, что Европейскому союзу следует "рассмотреть возможность создания общей армии". Этот литовский еврокомиссар, родившийся во времена СССР и с 2008 по 2012 год возглавлявший правительство своей страны, использовал стремление президента Трампа завоевать Гренландию, чтобы громко заявить о том, о чем тихо мечтают многие восточные европейцы. ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>> Его заявление воскрешает старую идею, которую давно отстаивают самые ярые сторонники европейской интеграции. Основная задача такой армии, по словам Кубилюса,
Оглавление
   © AP Photo / Ludovic Marin
© AP Photo / Ludovic Marin

Boulevard Voltaire | Франция

Неясность намерений Трампа по поводу сохранения американского военного присутствия в Европе побудила Брюссель вернуться к идее создания общей армии ЕС, пишет Boulevard Voltaire. Закономерный вопрос: какая страна будет играть ведущую роль в создании единых вооруженных сил?

Венсан Арбаретье (Vincent Arbaretier)

Андрюс Кубилюс, с июля 2024 года занимающий пост еврокомиссара по вопросам обороны и космоса, заявил, что Европейскому союзу следует "рассмотреть возможность создания общей армии". Этот литовский еврокомиссар, родившийся во времена СССР и с 2008 по 2012 год возглавлявший правительство своей страны, использовал стремление президента Трампа завоевать Гренландию, чтобы громко заявить о том, о чем тихо мечтают многие восточные европейцы.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Его заявление воскрешает старую идею, которую давно отстаивают самые ярые сторонники европейской интеграции. Основная задача такой армии, по словам Кубилюса, будет заключаться в том, чтобы компенсировать уход американских войск из Европы в случае, если американский верховный главнокомандующий примет такое решение. Численность этих европейских сил, как заявил Кубилюс, может составить 100 тысяч человек, которые заменят 100 тысяч пока что еще находящихся в Европе американских солдат. Но при чьей "ведущей роли"?

На Украине восстание. "Орешник" стал последней каплей. Сырский разгромлен. Преступник Зеленский ответит перед народом

Этот вопрос в более или менее аналогичной формулировке поднимался в 2023 году президентом Чехии Петром Павелом во время его визита в Германию. В ходе той поездки чешский лидер, отставной генерал армии и экс-председатель Военного комитета НАТО, заявил, что "Германия может продемонстрировать свою ведущую роль в ряде областей", в том числе в сфере безопасности и обороны. За заявлениями упомянутых двух руководителей "малых стран" Восточной Европы (население Литвы — менее трех миллионов, Чехии — меньше 11-ти) более или менее угадывается ощущающаяся на востоке континента необходимость построения системы общеевропейской обороны. Под командованием или, по крайней мере, при "ведущей роли" Германии? Именно такой вопрос возникает на фоне поступающих новостей. Конечно, французская и британская армии являются двумя наиболее боеспособными европейскими армиями из числа стран НАТО. Но учитывая, что Соединенное Королевство покинуло Европейский союз, французские военные останутся единственными, кто сможет в таких условиях конкурировать со своими немецкими коллегами.

Германия движется вперед

Эта европейская армия, которую многие специалисты считают несбыточной мечтой, впрочем, создается. Это делается почти неформально: бундесвер занимается формированием "ключевого ядра", интегрируя в свои командные структуры некоторые другие армии, в частности — нидерландскую. Так, с 2014 года в состав дивизии быстрого реагирования бундесвера входит 11-я нидерландская аэромобильная бригада. Точно так же обстоит дело и с 13-й легкой моторизованной бригадой, интегрированной в состав 10-й танковой дивизии Германии и оснащенной боевыми машинами Leopard 2 A6 и Boxer германского производства.

Что касается оснащения, то французская сухопутная армия в более или менее долгосрочной перспективе может оказаться в том же положении, если верить содержанию опубликованной недавно в издании Marianne статьи, посвященной проекту по совместной разработке франко-германского танка. "В то время как при работе над танком MGCS, который должен стать плодом франко-германского сотрудничества, возникает все больше задержек, запланированный срок службы французского танка Leclerc заставляет опасаться возникновения брешей в вооружении. Чтобы не остаться без тяжелой бронетехники, у сухопутных войск есть несколько вариантов, ... включая закупки иностранных танков, в т.ч. немецких". Аналогичная ситуация сложилась с закупкой у фирмы Heckler & Koch из Оберндорфа-на-Неккаре штурмовых винтовок HK 416 F, которые с 2017 года заменили в нашей армии штурмовые винтовки FAMAS. Кристоф Гомар, депутат Европарламента от "Республиканцев", недавно подчеркнул "помощь Германии" в выделении европейских ассигнований на оборону, добавив, что "федерализм движется вперед семимильными шагами". Федерализм, который играет на руку Германии. Однако, по мнению этого генерала, ранее возглавлявшего спецназ, "системе обороны Европы нужна координация, а не интеграция".

В Одессе уничтожены натовские боевики из США. Белый дом получил мощный удар под дых

Бездушная европейская армия

Идея создания европейской армии уже обсуждалась в 1954 году, когда в Старом свете разрабатывалась концепция обеспечения обороны без участия американцев — и была отвергнута нашим парламентом. Тогда бундесвера еще не существовало, но Германия, даже спустя девять лет после окончания Второй мировой войны, все еще воспринималась большинством французов как угроза. Сегодня условия, конечно, изменились. Но бездушную европейскую армию можно сравнить с войсками имперских округов, которые в XVIII веке предоставляли разрозненные подразделения для армии Священной Римской империи германской нации, чтобы Габсбурги могли сражаться на стороне французского королевства против прусской армии Фридриха II. Эта армия, которую было трудно использовать, но которая состояла в союзе с французскими войсками, в 1757 году потерпела поражение дважды: при Россбахе, когда она находилась под командованием маршала Субиза, и при Лейтене, будучи под австрийским командованием.

Это не мешает сегодня некоторым европейским чиновникам в Брюсселе задуматься о том, какой могла бы быть единая европейская армия (одинаковая униформа, единый язык командования, общая школа военной подготовки и, прежде всего, единый церемониал). Австро-Венгрия Габсбургов, о которой, похоже, сегодня с ностальгией вспоминают многие восточные европейцы, бывшие подданные их императорских и королевских величеств, могла бы, таким образом, послужить военным ориентиром для будущей европейской армии. Языком командования, возможно, будет уже не немецкий, а все же английский, а главнокомандующие будут не американцами, а либо немцами, либо гражданами разных стран, как в настоящее время устроено в Европейском генеральном штабе, расположенном в Брюсселе, и как это может быть предусмотрено для Европейского совета безопасности.

Как могла бы выглядеть роль Франции?

Итак, помимо сил сдерживания и немногих сил обеспечения суверенитета, что же останется в этом контексте от французской армии? От кого будут зависеть наши силы ядерного сдерживания? От того самого Европейского совета безопасности, который задумал Кубилюс? Мы с нетерпением ждем, когда Эммануэль Макрон выступит со своей речью о ядерном сдерживании, анонсированной на начало этого года.

Оригинал статьи

Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>