Найти в Дзене
Про жизнь

Всесилие жизни – в разнообразии ее видов, сущностей, форм и явлений

В науке иногда бывают случаи неожиданного везения. 4 декабря 2009 года в городе Лейпциге, в ведущей генетической лаборатории мира – лаборатории Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка – произошло событие чрезвычайной важности. Молодой ученый Йоханнес Краузе и аспирантка Цяомэй Фу занимались секвенированием ДНК из крохотного (7х5 мм) обломка кости мизинца девочки примерно 13 лет от роду, жившей около 90 000 лет назад. Косточка была найдена при раскопках слоя в восточном зале Денисовой пещеры (Алтайский край) археологами Анатолием Деревянко и Михаилом Шуньковым. Выделив и секвенировав митохондриальную ДНК и сопоставив ее с мтДНК ранее исследованных костей неандертальцев, Краузе заметил нечто необычное: основания косточки резко отличались от неандертальских. Это могло иметь лишь одно объяснение: косточка не могла принадлежать ни неандертальцу, ни Homo sapiens. Она принадлежала «архаичному» гоминиду другого типа. Позднее этот тип был назван «денисовцем». Это была большая
Илл.: Фотография биолога Николая Константиновича Кольцова (конец 1920-х гг.)
Илл.: Фотография биолога Николая Константиновича Кольцова (конец 1920-х гг.)

В науке иногда бывают случаи неожиданного везения. 4 декабря 2009 года в городе Лейпциге, в ведущей генетической лаборатории мира – лаборатории Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка – произошло событие чрезвычайной важности.

Молодой ученый Йоханнес Краузе и аспирантка Цяомэй Фу занимались секвенированием ДНК из крохотного (7х5 мм) обломка кости мизинца девочки примерно 13 лет от роду, жившей около 90 000 лет назад. Косточка была найдена при раскопках слоя в восточном зале Денисовой пещеры (Алтайский край) археологами Анатолием Деревянко и Михаилом Шуньковым. Выделив и секвенировав митохондриальную ДНК и сопоставив ее с мтДНК ранее исследованных костей неандертальцев, Краузе заметил нечто необычное: основания косточки резко отличались от неандертальских. Это могло иметь лишь одно объяснение: косточка не могла принадлежать ни неандертальцу, ни Homo sapiens. Она принадлежала «архаичному» гоминиду другого типа. Позднее этот тип был назван «денисовцем».

Это была большая и редкостная удача – открыт новый вид древних Homo.

«Благодаря бесценному дару, который преподнесла нам эта девочка, – комментирует это событие известный оксфордский профессор археологии Том Хайэм, – мы теперь знаем, что в глубине Евразии, помимо таких же людей, как мы, и неандертальцев, обитала еще одна группа людей, существование которых до недавних пор мы не могли вообразить. Кроме того, ее геном рассказал нам, что ДНК денисовцев унаследовали некоторые из наших современников, которые сейчас живут в Меланезии и Австралии». И еще: было установлено, что отец девочки был денисовцем, а мать – неандерталкой. [Хайэм Т. Мир до нас. – М.: Альпина нон-фикшн, 2024, с. 123.]

*

В своей интереснейшей и глубоко научной книге «Мир до нас» [М.: Альпина нон-фикшн, 2024] Том Хайэм ведет летоисчисление рода человеческого с его появления в Африке около 2,5 млн лет назад и прослеживает эволюцию некоторых видов Homo до времен среднего и верхнего палеолита. Профессор Хайэм исследует не только интеллектуальный уровень, умение изготавливать различные орудия труда и контакты между гоминидами, но и возможности скрещивания разных видов.

До недавнего времени считалось, что Homo sapiens намного превосходил своих современников по интеллектуальному развитию и общей культуре. Однако сегодня установлено, что в умственном отношении, например, неандертальцы были развиты куда лучше, чем было принято думать, а значит и явление «окультуривания» неандертальцев со стороны «современных» людей нужно считать маловероятным. Далее, под давлением тех же свидетельств, следует предположить, что если культурное влияние и было, то, вероятнее всего, оно было взаимным. С точки зрения общественного устройства и технологического развития неандертальцы были гораздо ближе к нам, чем мы думали раньше. Предполагается также, что первыми пещерными живописцами были не Homo sapiens, а неандертальцы.

Черепа неандертальцев и «современных» людей были сходны по размеру, но имели разную форму. У нас черепа были округлые и выпуклые на затылке и спереди, тогда как у неандертальцев они более продолговатые и утолщенные. Любопытно, что задействованные гены связаны с частями мозга, именуемыми базальными ганглиями, и могут влиять на аспекты нейронного развития в областях мозга, отвечающих за память, планирование и движение, а также, возможно, за речь и язык; возможно, у Homo sapiens они были более развиты.

«Современные» люди, неандертальцы, денисовцы, т.н. «хоббиты» (гоминиды маленького роста) и другие Homoсосуществовали на протяжении нескольких тысяч лет, пересекались в своих ареалах обитания, возможно, дружили, враждовали, но не всегда жили бок о бок. Имеются свидетельства скрещивания различных видов Homo. И такое скрещивание, вероятно, благотворно сказывалось на повышении иммунитета потомства.

«Потрясающие открытия, – заключает профессор Хайэм, – сделанные в островной Юго-Восточной Азии, дали новые подтверждения гипотезы о том, что 50 000 000 – 100 000 000 лет назад Земля обладала первозданным многообразием, была этаким Средиземьем, населенным множеством видов людей самого разного обличия и величины, которые образовывали различные экосистемы. Такое многообразие возникло из-за того, что популяции обретались в изоляции друг от друга, что привело их на разные эволюционные пути» [Хайэм Т. Указ. соч., с. 23, 71, 240, 319].

Но постепенно в ходе Великой Эволюции все виды гоминидов исчезли с лица Земли, остался один вид – Homo sapiens. Мы теперь одни в мире – единственная уцелевшая ветвь рода под названием Homo, который впервые явил себя в Африке примерно 2,5 млн лет назад. Почему это произошло?

Мои предположения (гипотеза) таковы.

Повышенная живучесть наших предков вида Homo sapiens по сравнению с другими видами Homo (неандертальцами, денисовцами и др.), которые давно вымерли, вероятно, была обусловлена повышенным интеллектуальным и технологическим уровнем развития, но также повышенной устойчивостью его иммунной системы к борьбе с различными заболеваниями, которая эволюционно формировалась не только сама по себе, но и в результате скрещивания с другими видами Homo.

Возможно, наш предок вида Homo sapiens постепенно в ходе Великой Эволюции приобретал всё большие способности (1) к широкому общению с другими видами Homo, (2) к проявлению дружелюбия к другим видам Homo (подобно дружелюбию (к человеку) и способности к одомашниванию новосибирских лисиц академика Дм. К. Беляева), (3) к завязыванию половых связей с другими видами Homo (возможно, легкости вступления в эти связи подобно обезьянам бонобо), – и в результате скрещивания с другими гоминидами эти способности позволили ему накопить в своей ДНК большое количество генов, способствующих повышению устойчивости его иммунной системы в борьбе с многочисленными заболеваниями. Не только естественный (дарвиновский), но и половой отборы должны были способствовать развитию таких способностей.

Выдвигая такую гипотезу, я ожидаю её подтверждения эмпирическими данными новейших исследований в области эволюционной биологии, генетики и медицины. Если моя гипотеза верна, то естественный и половой отборы и впредь будут, не торопясь, работать.

***

А нельзя ли повысить выживаемость людей еще какими-то способами?

Такой вопрос возникал перед разными популяциями людей неоднократно на протяжении всей человеческой истории. И в условиях крайней нехватки жизненных ресурсов, голода, войн и эпидемий многие народы практиковали ограничения или отказ от содержания больных, калек, немощных стариков и дефективных детей. Так, у народов Крайнего Севера до недавнего времени была распространена практика убийства физически неполноценных новорожденных как не способных выжить в суровых условиях Заполярья.

С глубокой древности людям были известны основы селекции животных и растений, и по аналогии они пытались проводить и селекцию людей. Древнегреческий поэт Феогнид в VI веке до н.э. писал: «Мы ищем быков, ослов и жеребцов хороших статей и верим в то, что от хорошего будет хорошее. И вместе с тем хороший человек не остерегается брака с порочной дочерью порочного родителя… Так не удивляйся ухудшению стати нашего народа из-за того, что хорошее смешивается с низменным».

Великий Платон в своем труде «Государство» писал, что не следует растить детей с дефектами или рожденных от неполноценных родителей. Аристотель также считал, что государству надлежит заботиться об увеличении количества элитных индивидов.

Длительное время господствовали идеи селекции людей: предполагалось, что селекция (искусственный отбор) со временем позволит человечеству избавится не только от многочисленных болезней и пороков, но и улучшить «породу» людей и их общественное устройство. Все это привело к возникновению в ХIХ веке учения под названием «евгеника», основные принципы которого были сформулированы Фрэнсисом Гальтоном (двоюродным братом Чарльза Дарвина) в конце 1863 года.

Евгеника – учение о селекции применительно к человеку, а также о путях развития его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде [https://ru.wikipedia.org/wiki/Евгеника].

Идеи евгеники в ХIХ – первой половины ХХ веков получили распространение в научных кругах и среди населения многих стран. Ученые и политики с воодушевлением принялись за решение важнейшей проблемы – улучшение «породы» людей.

Для реализации этих идей с 1907 в США стали принудительно стерилизовать преступников, эпилептиков, психически больных, алкоголиков, детей-сирот, бездомных и инвалидов – слепых, глухих и больных туберкулезом. Всего было стерилизовано около 80 тыс. человек…

Германия в первой половине ХХ века стерилизовала около 320 тыс. человек, а с 1937 года пошла дальше – начала их убивать. В Германии с приходом к власти нацистов евгеническая риторика стала использоваться для обоснования политики расовой гигиены, и «недочеловеками» были объявлены целые народы. Это привело к истреблению миллионов людей. Такая практика была осуждена как бесчеловечная, а евгеника признана мракобесием.

И только в России евгеника пошла другим путем. Это произошло во многом благодаря исследованиям русского биолога Николая Кольцова, который уже в 1917 году возглавил Институт экспериментальной биологии, создал при нем отдел евгеники и стал позднее основателем первого в СССР евгенического общества, в которое вошли видные ученые: врачи, психологи, гигиенисты и антропологи. Русские евгенисты объявили, что для генофонда советского народа важен каждый человек, а главная цель науки – оздоровление нации. В 1923 году Кольцов написал труд «Улучшение человеческой породы», в котором описывались задачи по созданию советского суперчеловека Хомо Креатора (Homo Kreator) – Человека Созидающего. Кольцов указывал, что стерилизация людей, аборты и контроль над рождаемостью ведут к ограничению генетического богатства народа, а значит – к ущербу для всего народа.

По предположениям советских евгенистов, каждый суперчеловек (мужчина) должен был оставить после себя не меньше тысячи детей, в том числе с помощью искусственного оплодотворения здоровых и умных женщин.

Однако в 1937 году в СССР генетика и евгеника были официально объявлены «продажными девками капитализма» и «фашистскими» науками. Исследования были прекращены [https://ru.wikipedia.org/wiki/Евгеника].

Несмотря на описанные злоключения, к концу ХХ века с развитием молекулярной и генетической биологии и репродуктивных технологий снова был поднят вопрос о значении некоторых идей евгеники, особенно в борьбе с наследственными заболеваниями. Некоторые ученые полагают, что при помощи современных средств биоевгеники (наследницы классической евгеники) человечество получит возможность, редактируя геном индивида, прижизненно изменять его физиологические и психические свойства. Однако здесь не все так просто. Любое вмешательство в геном чревато непредвиденными последствиями. В настоящее время нет научно обоснованных критериев, по которым можно было бы определить, какие качества способствуют «улучшению» природы человека, а какие не способствуют.

А с этических позиций всё выглядит еще сложнее: у созданного генетиками суперчеловека моральные принципы могут оказаться ниже всяких моральных норм. То есть в здоровом теле дух может оказаться совсем не здоровым.

***

С точки зрения жизни, несомненно, люди всякие нужны, люди всякие важны. Право на жизнь имеют все: великие мудрецы и сладкозвучные лицедеи-пустозвоны, поэты горланы-главари и нищие босяки, герои труда и хитрые бездельники, вундеркинды и болваны, великодушные добряки и злыдни, рыцари без страха и упрека и трусы, щедрые хлебосолы и жлобы-скупердяи, красавцы-модели и квазимоды, академики-профессора и малограмотные сантехники, толстые богачи и убогие бедняки. Также не должно быть отвергнуто и другое право, пока не признаваемое многими (особенно людьми, настроенными слишком революционно), – право на существование, сосуществование и свободное развитие представителей различных (в том числе – антагонистических) социальных классов и слоев, таких, например, как капиталисты и наемные работники, владельцы агрохолдингов и единоличники-фермеры, менеджеры-чиновники и служащие-исполнители и др. Однако существование, сосуществование и развитие всяких разных людей, любых классов и слоев может строиться только на основе всеобщей терпимости, всеобщего согласия и общественного договора и при соблюдении следующего весьма важного условия: целью их жизни должно быть служение Отечеству, а целью любого производства должно быть все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей не избранных, не элитных, не господствующих элементов, а всех граждан России. (Как этого добиться – тема особая.)

При этом нужно понимать, что сосуществование различных антагонистических социальных классов и слоев вовсе не предполагает их полное согласие в идеологии, мировоззрении, партийной и религиозной принадлежности, в разных подходах к выбору траекторий личностного развития и в личных вкусах и пристрастиях; именно общественный договор должен определять четкие границы ответственности, содержание взаимных уступок, характер неагрессивного поведения между ними и содержание совместной деятельности по достижению всеобщих целей.

Мы догадываемся, что всевозможные тунеядцы, злыдни, трусы, глупцы, уроды, а также нелюбимые многими гражданами эксплуататоры-капиталисты, самодуры-чиновники и прочие отрицательные персонажи – это продукты биологической и социальной эволюции так же, как ядовитые змеи, скорпионы, смертоносные бациллы, вирусы и прочие опасные для человека существа – продукты биологической эволюции. Однако если мы зададимся вопросом, зачем, с какой целью Природа-Матушка создала таких существ, то ответить на него мы не сможем по той причине, что Великая Эволюция не имеет определенных векторов и целей. И потому пути Эволюции неведомы и непредсказуемы.

Моя гипотеза состоит в следующем:

Великая Эволюция населила мир бесконечным разнообразием. Для сохранения и развития объективной реальности (которую мы называем жизнью) Природа использует механизмы непрерывного наращивания разнообразия различных видов, сущностей, форм и явлений.

Разнообразие есть закон Вселенной. Разнообразие – один из способов жизни во Вселенной.

Всесилие жизни – в разнообразии ее видов, сущностей, форм и явлений

*

Как нет в мире двух одинаковых капель воды, так нет и не может быть среди великого разнообразия одинаковых, равновеликих и равнозначных субъектов. Богатство мира именно в разнообразии, а красота и гармония – в похожести, созвучии, взаимном притяжении подобных субъектов. Человеку разумному приходится считаться с этим и быть толерантным. Законы сосуществования требуют, чтобы в сообществах подобных существ все были толерантны и соблюдали основные правила: не навреди! береги окружающую тебя жизнь! не нарушай границ свободы другого! возлюби ближнего!

Источник: Suzhdenia Author: Пернай Николай