Найти в Дзене
КХЛ

Сам с усами. Юрию Терехину – 75 лет

По числу проведенных за «Крылья Советов» матчей в чемпионатах СССР Юрий Терехин уступает только Владимиру Расько и Игорю Дмитриеву, и не сказать, чтобы уступает очень много – от Игоря Ефимовича отстает всего-то на дюжину. В числе бомбардиров-защитников его искать не стоит – забивал мало, пять голов в чемпионате 1981-1982 были потолком, а передачи в советские времена считали плохо, иногда совсем не считали. Не броском или тонким пасом был силен на льду Юрий Терехин, хотя… Хотя стоит вспомнить определяющий матч первой клубной суперсерии «Крылья Советов» – клубы НХЛ, состоявшейся ровно полвека назад. Первую победную игру с «Питтсбургом» Терехин пропускал, во второй гости получили в свои ворота дюжину шайб от «Баффало», и героев среди них не было, третий матч с «Чикаго» по сути определял, с чем «Крылышкам» возвращаться в Москву. Надежда была на спартаковское усиление (тройка Владимира Шадрина плюс Юрий Ляпкин), но тут свое слово неожиданно сказал «домосед» Терехин. Это был конец первой дес

По числу проведенных за «Крылья Советов» матчей в чемпионатах СССР Юрий Терехин уступает только Владимиру Расько и Игорю Дмитриеву, и не сказать, чтобы уступает очень много – от Игоря Ефимовича отстает всего-то на дюжину. В числе бомбардиров-защитников его искать не стоит – забивал мало, пять голов в чемпионате 1981-1982 были потолком, а передачи в советские времена считали плохо, иногда совсем не считали. Не броском или тонким пасом был силен на льду Юрий Терехин, хотя…

Хотя стоит вспомнить определяющий матч первой клубной суперсерии «Крылья Советов» – клубы НХЛ, состоявшейся ровно полвека назад. Первую победную игру с «Питтсбургом» Терехин пропускал, во второй гости получили в свои ворота дюжину шайб от «Баффало», и героев среди них не было, третий матч с «Чикаго» по сути определял, с чем «Крылышкам» возвращаться в Москву. Надежда была на спартаковское усиление (тройка Владимира Шадрина плюс Юрий Ляпкин), но тут свое слово неожиданно сказал «домосед» Терехин.

Это был конец первой десятиминутки, гости играли в большинстве, атаковали спартаковским звеном с защитниками Крикуновым и Терехиным, и все внимание «ястребов» было приковано к Шалимову, Шадрину и Якушеву. Было такое ощущение, что они про Терехина все знают, иначе бы не дали ему свободно погулять с шайбой возле синей линии. Он и погулял, сместился ближе к центру, продвинулся вперед, и, наконец, пальнул – да так, что Тони Эспозито увидел шайбу уже у себя за спиной. Мало того – при счете 2:1 снова в большинстве Терехина придали спартаковской четверке, своевременный острый продольный пас защитника спиной к воротам принял Виктор Шалимов, и «с лопаты» в третий раз огорчил Эспозито. Именно эта шайба стала победной, и можно было выдохнуть – суперсерию не проиграли. Трудный выигрыш у «Айлендерс» в Нью-Йорке вовсе обеспечил «Крылышкам» хорошее настроение, ЦСКА также успешно завершил свою суперсерию, после чего по просьбе хозяев обе советских команды согласились провести между собой еще и выставочный матч. Состоялся он в Вашингтоне в присутствии восьми тысяч зрителей, гости не разочаровали, постаравшись и хоккей хороший показать, и друг друга не обидеть, и Терехин снова забил – седьмую шайбу своей команды, а уступавший две шайбы ЦСКА отыгрался на последних секундах.

Вот так Юрий Терехин, столп обороны кулагинских «Крылышек», возвращался из-за океана после исторического турне вторым бомбардиром среди защитников – за Ляпкиным, естественно. Ведь бывало, что за весь чемпионат он забрасывал и отдавал меньше, чем за одну встречу в Чикаго – так, кстати, и было к весне 1976, когда единственный результативный балл за весь чемпионат записали на счет Терехина в самой последней встрече - с ЦСКА, когда защитник ассистировал Владимиру Гостюжеву. Гол, правда, от поражения «Крылышки» не спас.

Это был еще не конец, но преддверие заката сконструированной Борисом Кулагиным великой команды, чей пик пришелся на 1974-й год, и в которой Юрий Терехин играл далеко не последнюю роль. Собственно, с прихода армейских воспитанников Лебедева, Анисина, Бодунова и Терехина (не забудем и Сергея Капустина, хоть он и совсем не армейский) и началась в 1971-м новая история знаменитой команды, в основе которой, конечно же, было появление в «Крыльях» Кулагина. Борису Павловичу было что доказывать, а в том, что он сделал ставку на не проходившую в основу армейскую молодежь, ничего удивительного не было – за годы работы помощником Анатолия Тарасова никто лучше Кулагина возможности ближайшего резерва не знал. С тройкой Вячеслава Анисина все понятно – они должны были стать, и стали забойщиками, но и Терехин был нужен Кулагину как один из самых перспективных молодых защитников – хорошо обученный, физически одаренный, надежный и стабильный.

При этом основе ЦСКА Юрий Терехин не был особенно нужен.

…Школа номер 715 на улице Усиевича в районе метро «Аэропорт» – кладезь спортивных талантов в 60-х годах прошлого столетия, и хоккейных талантов в частности. Спортивные пристрастия определялись как близостью стадионов и кортов, так и тем, что отец Дмитрий Евстигнеевич был военным (а мама работала директором детского сада). Сначала увлечения направлял двор, а затем уже более серьезные занятия при школьной секции – в команде с одноклассником Александром Бодуновым он тоже был лидером, их нельзя было не заметить на первенстве Москвы среди школьников. Повезло, что позвал их в ЦСКА именно Виталий Ерфилов, у которого было особое чутье на юные таланты, а конкретно с ними занимался Николай Голомазов.

В конце 60-х школа ЦСКА выпустила сразу нескольких будущих звезд – не случайно Николай Эпштейн и помогавший ему Юрий Баулин на юниорский чемпионат Европы-1970 в Швейцарию повезли целую армейскую пятерку и вратаря (Третьяк, Терехин, Блохин, Лебедев, Анисин, Бодунов). Линия защиты по именам была слабейшей, однако же тренерам удалось сбалансировать игру команды, и в жесткой конкуренции она одержала пять побед в пяти встречах. Для попадания в основу ЦСКА европейское золото большого значения не имело, что на себе испытали почти все перечисленные хоккеисты. На обкатку Юрий Терехин был отправлен в калининский СКА, в котором играл с Бодуновым и Лебедевым. Армейская молодежь помогла стать команде чемпионом РСФСР и обладателем Кубка, и дала понять, что готова к более серьезным достижениям. Помогло и то, что Кулагин никогда этих ребят из поля зрения не упускал.

История кулагинских «Крыльев» оказалась не очень длинной, но очень насыщенной, с таким крутым подъемом, который оказался неожиданным даже для специалистов. Первый год – четвертое место, второй – третье место, третий – чемпионство и Кубок, золотой дубль. Понятно, что погоду в атаке делало звено Анисина, понятно, что основным игроком национальной сборной стал и Сергей Капустин, понятно, что «пассажиров» в такой чемпионской команде не могло быть, и вот что важно – «Крылья Советов» в чемпионском сезоне не только опередили ЦСКА на 11 очков и забросили больше всех шайб – 162, но и меньше всех пропустили – 87 (сравните – у «Динамо» 114 пропущенных, у ЦСКА 121 шайба). А это лучше всего говорит о том, что защитники тоже делали свое дело не просто добротно, но качественно. И пара Юрий Терехин – Юрий Шаталов, не отличаясь большой результативностью, проявляла исключительную надежность и в том, что касается выполнения своих непосредственных обязанностей, была лучшей.

Не знаю, что помешало Кулагину в качестве уже главного тренера сборной включать в ее состав Юрия Терехина – скорее всего, та же самая конкуренция. Да, еще при Всеволоде Боброве на чемпионате мира-1974 в Финляндии «Крылья» были представлены «великолепной восьмеркой», в том числе защитниками Шаталовым и Виктором Кузнецовым, но дальше представительство только снижалось – Кулагин был тоже человеком армейской хоккейной закалки, и снисхождения для своих он не делал. Отчасти невнимание главной команды компенсировалось для Юрия Терехина стабильным приглашением в сборную СССР-2, с которой он неоднократно выигрывал различные турниры и участвовал в традиционных заокеанских турне. Вот тут его партнерами были одноклубники Игорь Лапин и Юрий Тюрин, а также Евгений Казачкин, Борис Веригин, Владимир Астафьев – не звезды, но игроки высокого класса, для своих клубов опорные.

А Юрий Терехин пережил со своими «Крыльями» и взлет, и, увы, неизбежную потерю лидирующих позиций, но даже на излете взяв под руководством Игоря Тузика и Кубок европейских чемпионов, и бронзу чемпионата СССР, и Кубок Шпенглера. Уже при Игоре Дмитриеве Терехин стал капитаном команды – той самой, которую Игорь Ефимович с 1982-го года во многом стал собирать заново. Пройдя весь цикл с Кулагиным, а следом и с Тузиком, с Дмитриевым это уже не могло получиться в силу возраста, но можно сказать, что Юрий Терехин не просто застал, но и делал хорошие времена замечательной команды.

То, что именной стяг Терехина с номером 20 под своды домашней арены подняли в ноябре 2017-го, относится к присказке «лучше поздно, чем никогда».

…Тренерскую карьеру Терехин перезагружал дважды, что делает ему честь. Первый раз в приснопамятные 90-е, когда он уже побывал и торговцем обувью в «Лужниках» (не на стадионе, а на вещевом рынке), и охранником на Дорогомиловском рынке. Родная команда вспомнила о нем в трудные и для него, и для клуба, времена, и несколько лет Юрий Дмитриевич делал все, что мог для возвращения славных традиций. Не его и не вина его коллег, что, по большому счету, ни у кого не получилось.

А со второй половины нулевых Терехин выводил на торную дорогу хоккей в подмосковном Одинцове. Это ведь тоже было своего рода служение, когда никто ковровых дорожек Юрию Дмитриевичу не выстилал, но своим энтузиазмом и профессиональным отношением к делу он заразил многих. То, что команда Одинцовского гуманитарного университета в начале десятых доросла до включения в МХЛ – в решающей степени заслуга Юрия Терехина. То, что Юрию Дмитриевичу в тот момент было уже за 60, дела не меняло – не возраст остановил продвижение, а обстоятельства, которые далеко не всегда благоприятствуют самым хорошим делам.

Что касается усов, то они у юбиляра были. На одном из снимков, где он бьется на пятачке, героя можно определить по подписи: «защитник Терехин – с усами». Но, естественно, не всю карьеру он ходил гусаром. В чемпионский год усов точно не было.

Досье

Юрий Дмитриевич Терехин

Родился 15 января 1971 года в Москве. Советский и российский хоккеист, защитник, тренер. Мастер спорта международного класса.

Награжден почетным знаком «За верность хоккею» (2011). Именной стяг поднят 12 ноября 2017 года.

Карьера игрока. 1969-1970 – ЦСКА (молодежная), 1970-1971 – СКА (Калинин), 1971-1984 – «Крылья Советов» (Москва), 1984-1988 – «Корд» (Щекино), 1996-1997 – «Спарта» (Москва).

В чемпионатах СССР (элитный дивизион) – 476 матчей, 26 заброшенных шайб и 43 результативных передачи.

Во второй сборной СССР – 51 матч, 5 голов и 12 передач. В студенческой сборной СССР – 8 игр, 1 гол. В юниорской сборной СССР – 11 игр, 2 гола и 1 передача, в чемпионате Европы – 5 матчей, 1 передача.

Достижения. Чемпион СССР 1974, серебряный призер 1975, бронзовый призер 1973, 1978. Обладатель Кубка СССР 1974. Обладатель Кубка европейских чемпионов 1975 (финал проведен в 1977), обладатель Кубка Шпенглера 1979. Участник суперсерии «Крылья Советов» - клубы НХЛ 1975-1976.

Чемпион Зимней универсиады 1972. Победитель юниорского чемпионата Европы 1970.

Карьера тренера. 1985-1987 – «Крылья Советов» (молодежная команда), 1989-1991 – «Корд» (Щекино), 1998-1999, 2001-2004 – «Крылья Советов», ассистент; 2004-2005- «Марьино» (Москва), юниорская команда; 2006 – юниорская сборная России, ассистент; 2007-2011 – хоккейные команды Одинцово (Московская область) – ОГУ, «Рысь-2 ОГУ», ХК «Одинцово», ОГИ.