Найти в Дзене
Дедушка Максима

Михаил Пуговкин - Леонид Гайдай (О чем писали советские газеты).

СОВЕРШЕННО не совмещаются жанр, в котором так долго и успешно работает Леонид Иович Гайдай, и его возраст, та «круглая дата», которую все мы, кинематографисты и зрители отметили недавно. По крайней мере мне кажется, что шестьдесят лет — это не про Гайдая, Он много моложе. А знаете ли вы, что Гайдай — сегодня практически единственный режиссер в нашем кино, который не оставил этот жанр до такого возраста? Ведь многие наши и зарубежные известные Комедиографы «покончили» с комедией много раньше «круглой даты». И Пырьев и Александров... И даже великий Чаплин. Я уж не говорю о том, что Гайдай — единственный в нашем кино режиссер, создающий комедии в чистом, так сказать, виде — эксцентрические комедии. Прекрасно комедийное искусство Георгия Данелия и Эльдара Рязанова, но, согласитесь, у них другие комедии — очаровательно лирические, порой грустные. А вот эксцентрических комедий, повторяю, у нас никто не ставит. Один Гайдай. Иногда слышишь от какого-нибудь режиссера: «Хочу снять комедию». С
Оглавление
3 марта 1983
3 марта 1983

Неповторимость.

-2
  • Народный артист РСФСР Михаил Пуговкин по просьбе редакции делится своими размышлениями о творчестве известного комедиографа.

СОВЕРШЕННО не совмещаются жанр, в котором так долго и успешно работает Леонид Иович Гайдай, и его возраст, та «круглая дата», которую все мы, кинематографисты и зрители отметили недавно. По крайней мере мне кажется, что шестьдесят лет — это не про Гайдая, Он много моложе.

А знаете ли вы, что Гайдай — сегодня практически единственный режиссер в нашем кино, который не оставил этот жанр до такого возраста? Ведь многие наши и зарубежные известные Комедиографы «покончили» с комедией много раньше «круглой даты». И Пырьев и Александров... И даже великий Чаплин. Я уж не говорю о том, что Гайдай — единственный в нашем кино режиссер, создающий комедии в чистом, так сказать, виде — эксцентрические комедии.

Прекрасно комедийное искусство Георгия Данелия и Эльдара Рязанова, но, согласитесь, у них другие комедии — очаровательно лирические, порой грустные. А вот эксцентрических комедий, повторяю, у нас никто не ставит. Один Гайдай. Иногда слышишь от какого-нибудь режиссера: «Хочу снять комедию». Снимает. Ничего из его затеи не выходит. Потому что жестокий жанр, строгий — не всех к себе подпускает. Гайдай предан однажды избранному жанру. Одному из труднейших в искусстве. И в этом его, если хотите, смелость художника. Подлинного художника. Комедиографам трудно живется. Ведь проще сказать коротко — «не смешно». Кто-то сказал «не смешно» — и все, ярлык. Попробуй докажи обратное.

МОЙ «выход на Гайдая» начался много лет назад, когда Леонид Иович пригласил меня сниматься в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика». С тех пор я снялся почти во всех его фильмах.Актеры любят у него сниматься. Как вы думаете, почему? Прежде всего потому, что Леонид Иович никогда не лжет нашему брату, с ним по - человечески очень легко устанавливается живой контакт. Гайдай смело идет на эксперимент с актером, активно верит ему и укрепляет эту веру в самом актере. Иногда так случается, что актер утвержден на роль, стал сниматься, а через какое- то время его заменяют другим исполнителем. Ничего не поделаешь: экран — судья строгий. В практике Гайдая таких случаев, по-моему, не было и быть не может. Леонид Иович поразительно тонко и точно чувствует актера.

Об этом режиссере нельзя говорить однозначно. Сниматься у него не только радостно для актера, но и очень трудно. Прийти вовремя в павильон, добросовестно знать текст и выполнять указания режиссера — этого для Гайдая мало. Надо приходить к нему на съемку со своим видением, своим пониманием сцены. Пусть даже порой и ошибочным — Леонид Иович всегда поможет. Расслабиться, «выйти из фильма» на съемках у этого режиссера — немыслимо! И в то же время Гайдай — добрый друг актера на съемочной площадке, он очень индивидуально работает с каждым актером, стараясь помочь ему.

Актер, работающий с Гайдаем, должен постоянно находиться в «готовности № 1».

— Вы входите в декорацию... на руках, — говорит режиссер.

— То есть как?.. -- недоумевает актер и невольно думает: «Бред какой-то...» — На руках? На руках?!.. — на него жалко смотреть.

И тут же следует вопрос режиссера:

— А вы что предлагаете?

До сих пор не знаю, что за человек Леонид Иович Гайдай. Он очень разный. И так, наверное, думают многие, кто работал и продолжает работать с ним. Но в одном я уверен абсолютно: в этом человеке есть еще много прекрасно неожиданного — и для работы с актерами, и для жанра, которому он долго и верно служит, и вообще — для нашего киноискусства, одним из талантливейших представителей которого он является.

-3

Записал Л. ДНЕПРОВСКИЙ.

О ЧЕМ ПИСАЛИ СОВЕТСКИЕ ГАЗЕТЫ