Зацепил меня один комментарий на статью.
Задумалась. Да, Санкт-Петербург непростой город. Он испытывает на прочность тех, кто в нем живёт.
Но - применительно к вопросу об учебе - а не в этом ли причина того, что в школах ситуация сейчас тревожная? Злая сила города нас губит?
Моё школьное детство. 90-е. Тот самый Петербург, который бандитский. Время разборок и выживания. Мы не просто гуляли с ключом на шее, мы выживали в духе времени. Одна девочка - ученица нашей школы - стала жертвой криминальных разборок. Не стану описывать, что с ней сделали, но искали ее очень долго, нашли не живой, ну и...страшно все это. Не нам, детям. Нам было не страшно. Мы в этом жили. Знали, где в каком дворе торгуют веществами. Многие пробовали алкоголь и курево раньше, чем учились читать. Знали, чей отец за что сидит в местах не столь отдаленных. Некоторые жуткие вещи происходили на наших глазах. Это я все максимально корректно описываю. В реальности все хуже. Страшно было родителям. Они потеряли старый мир и еще не научились жить в новом. Многие спивались.
А что было в школе?
А нормально было в школе. В обычной дворовой. Были праздники и мероприятия. Дети в туалетах не курили, на учителей ругаться не смели. Учеба шла худо-бедно - кто как мог, так и учились.
Хулиганы в классе были. Но в школе они появлялись редко. Не до того им: то магазин ограбят, то на рельсах что-то поджигают. А в школе они в основном вели себя прилично. Кроме как на уроках тех учителей, которые вовсе не умели дисциплину устанавливать. На тех уроках всегда не пойми что творилось, независимо от состава класса.
"Особенные" дети тоже были. Но это не было нормой. Лично я помню только одного, и происходило это не так уж долго. Учить этого ребенка никто не пытался. Этот психически больной мальчик во время уроков болтался по коридорам школы, приплясывая, улыбался во весь рот и вращал глазами. Он был безобидный. Но то, что в обычной школе учиться ему бесполезно, понимали все, кроме его матери. В конце концов как-то администрация школы с этим справилась, и его перевели в коррекционку.
Охраны в школе не было. Но посторонние войти надолго не могли, потому что всех своих знали в лицо. Были дежурные учителя, были обходы администрации. В гардеробе дежурили старшеклассники, так как гардеробщиц не было. Воровства тоже не было. Точнее, знаю 2 случая. Один - это у меня украли. И я знаю, кто это сделал (не ученик). Второй - украл новенький ученик, его моментально вычислили. Вещи вернули.
Мигрантов не было. Не считать же мигрантом учителя биологии Фирудина? Если какие-то национальные кадры и были, то, во всяком случае, разговаривали они по-русски, хиджабов не носили и вели себя не вызывающе.
А что сейчас?
У моих детей новая школа. Оборудована по полной программе. Бассейны, медиатека, интерактивные доски и так далее. Охрана, конечно.
Дети "парят" в туалетах. В том числе в женских. Дети хамят учителям. Количество детей с умственной отсталостью или расстройствами аутистического спектра просто огромное. Есть отдельные классы только из таких детей, а есть отдельные такие дети, которые учатся в обычном классе. Есть дети мигрантов. Плохо знают русский, но держатся крайне агрессивно. Многие не умеют пользоваться туалетом. Хотя и нормальные бывают, но плохие заметнее. Многие дети все ломают, срывают уроки, могут швырнуть в учителя тяжёлым предметом (за последние 2 года только я слышала о 4 таких случаях). В моем детстве это было бы ЧП. В моем детстве в туалетах не было бумаги, в школьных кранах горячей воды. Теперь горячая вода есть, а бумаги все равно нет, потому что ее регулярно разматывают по всему санузлу. Питьевая вода теперь есть - в фонтанчиках, в кулерах, в столовой. Из-за этого классы часто чуть ли не завалены стаканчиками, кругом лужи.
Это все город виноват?
Как тут не вспомнить профессора Преображенского?
Я как-то прочитала отзыв туриста о нашем городе. Мол, уж очень много бомжей в центре демонстративно валяется. Мысленно возмутилась. Как это?! В нашем прекрасном городе никто не валяется. Ну разве что аккуратненько и незаметно в кустиках лежит. А поехала в центр - и правда. Валяются. Именно демонстративно. Раньше их меньше было.
Вот и со школой вроде того ситуация. Хочется возмутиться - ну как провинциальным школам сравниться с нашими?! Да у нас! Бассейны! Да у нас! Кружки! У нас дети ого-го какие! Победители всяких конкурсов и олимпиад! Медалисты! Активисты! А учителя! Ух какие у нас учителя! Были...
Есть у нас и дети хорошие, и учителя хорошие бывают. Которые ещё не сбежали. Дети - они приспосабливаются. Как мы приспосабливались к околокриминальной жизни, так и дети приспосабливаются к нездоровой школьной атмосфере. Многие даже учиться умудряются. В основном это те, кто ходит к репетиторам, либо обладает отличной самодисциплиной и способностью к самообучению в интернете. Или у кого родители успевают обучать своих детей. А можем ли мы гордиться такой школой?
Если дети приспосабливаются, то взрослым это даётся с большим трудом. Хорошие учителя уходят. Становится ещё хуже.
В чем причина того, что в Санкт-Петербурге сейчас вот так?
Первая причина - инклюзия. Детям с нарушенной психикой или полным отсутствием интеллекта не просто можно посещать обычную школу - им вообще все можно. Можно орать во время урока или стучать об стол. Отбирать вещи у других. Драться. Не учиться. И многое другое. Кто ему запретит? И что для него запреты? Допустим, такому детёнышу замечания делать бесполезно, если он не в состоянии их понять. Но если бы только это. Происходит то, что права здоровых детей постоянно ущемляются больными детьми, и это преподносят за норму. Если здоровые дети протестуют, то их обвиняют в жестокости.
Почему в мегаполисе таких явлений больше, чем в провинции? Не могу однозначно сказать. Пожалуй, это уже медицинская тема. Только мне данное явление очень не нравится. Да, мораль, милосердие и так далее, но! Школа это учреждение. Мораль у каждого своя, как и точка зрения, а правила должны быть едины для всех, и к исключениям из правил стоит подходить разумно. Одно дело - пересадить на первую парту ребенка с плохим зрением. И совсем другое - предоставить ребенку с нарушениями психики отдельный кабинет для занятий, так как на надомное обучение (полноценное обучение на дому приходящими учителями) родители не согласились.
Вторая причина это вседозволенность всех учеников. В моем детстве учитель запросто мог отвесить подзатыльник ученику, и ему ничего за это не было. Я, конечно, не считаю это правильным. Но я и не считаю правильным, когда детям прямо на уроках твердят о том, что родители не имеют права их обижать, и чтобы дети в таких случаях звонили по телефонам, указанным на каждом этаже школы.
А что в провинции? Туда новые веяния позже доходят. Лично знаю семейство, где воспитательные работы проводятся арматурой, и никто за это на родителей не обижается.
А вдруг кого-то и правда в семье обижают, унижают и так далее? А такие вещи не бывают незаметными. Но часто ли официальные органы что-то с этим делают? Будем честны - крайне редко.
Знаю семейство, где мамаша уже больше 6 лет ограничена в родительских правах на ребенка. Хотя по закону это ограничение допускается только на полгода, дальше лишение. Ребенок скоро станет совершеннолетним, живёт в интернате. Мамаша, как бы ее ещё назвать, худший вариант из всех возможных. А органы опеки свои функции не выполняют. И что, их озаботит то, что какой-то родитель унизил ребенка? Они что с этим сделают?
Зато массово подрыв родительского авторитета со стороны школы влечет за собой подрыв учительского авторитета со стороны родителей. Или наоборот. Короче, дети сейчас не просто не уважают взрослых - они в принципе не понимают границ дозволенного.
Боюсь, что эта тенденция скоро и до провинции дойдет. О правах деточек из каждого утюга вещают. А про обязанности молчат. И если провинциальные школы последуют примеру мегаполисов в этом вопросе, то последствия не за горами.
Третья причина - хороших учителей становится меньше. Да, в больших городах зарплаты учителей выше, чем в маленьких. Но тут учителям в принципе есть куда уйти. В маленьких городах и сёлах учителя держатся за свою небольшую зарплату, потому что другой зарплаты им никто и не предложит.
Четвертая причина - горы нововведений и близость высокого начальства.
Моя двоюродная сестра работает учителем в сельской школе. Недавно ее и несколько других учителей вызвали к начальству в другой район области. Они приехали. Прождали этого начальника целый день. И ни с чем уехали. Думаете, кто-то расстроился, возмутился? Не-а. Они за свою работу держатся, а начальство тем лучше, чем оно дальше. Не явилось, и ладушки. Нервы целее будут.
В городе не так. В любой момент может быть проверка кого-то из высших инстанций. Обычных учителей это не всегда напрямую касается, чаще это к администрации. Но из-за таких вот проверок и администрация получает невроз и требует от учителей идеальных ученических тетрадок, 100% участия детей в олимпиадах и побед на всевозможных голосованиях.
Ещё причина - неподвижность детей и гаджеты. Не секрет, что после долгого "сидения в телефоне" многие дети, возвращаясь к реальности, становятся почти неуправляемыми. Запретить их на переменах? Но ведь это и средство связи. Да и для того, чтобы что-то эффективно запретить, надо что-то разрешить. А всем удобно, когда дети не бегают, не прыгают, тихо сидят, не мешают.... И последствия свалим на ошибки в воспитании. Только воспитание это не линейный процесс, в нем участвует вся окружающая среда.
Во многих провинциальных школах разрешается на перемене выйти на школьный двор подышать воздухом. В больших городах школьный двор - для эстетики. Иногда для групп продлённого дня. И никогда для учеников на переменах. Ну так либо надо создать условия, чтобы дети на переменах могли безопасно двигаться и играть в здании школы, либо давать возможность выйти во двор.
Можно перечислить ещё много причин. Важны они все, в комплексе. И я не утверждаю, что любая провинциальная школа будет лучше, чем школа из мегаполисов. В глухой деревне проблем школы может оказаться намного больше.
А я просто начинаю с себя. Как родитель, я не позволяю своим детям нарушать школьную дисциплину. Но и в случае возникновения проблем решаю их не только путем переговоров, но и в правовом поле. И пробелы в знаниях своих детей устраняю сама. Как репетитор, я не позволяю себе опускаться до ругани, а просто не даю конфликтам возникнуть. Ну так у меня ученики без отдыха грызут гранит знаний, конфликтовать им негде и некогда. Как неравнодушный человек я пытаюсь сформулировать, что бы я хотела изменить в школьном образовании. Пишу здесь об этом. Знаете, когда четко формулируешь желания, они часто сбываются.