Найти в Дзене

Тамара Карсавина: прима, покинувшая Россию, чтобы навсегда остаться её легендой

Сегодня весьма остро стоит вопрос о новой волне русской эмиграции. "Поуехавшие" (да простят меня читатели за этот неологизм) ведут себя по-разному, и отношение к ним, у тех, кто остался, тоже неоднозначное. Полагаю, что и вы - о каждом персонаже, отбывшем за кордон, - имеете свое мнение. Только давайте вспомним, что в Россию и в прежние времена приезжало немало и уезжало еще больше.
Так однажды поступила и звезда русского балета Тамара Карсавина - в 1918 году она уехала в столицу Великобритании, где прожила шесть десятилетий, став для мира олицетворением изящества и загадочной русской души. Её судьба - это история невероятного таланта, пробившего себе дорогу вопреки воле отца, и драматического выбора между Родиной и личным счастьем. Тамара родилась в 1885 году в семье Платона Карсавина, солиста Мариинского театра. Несмотря на блестящие балетные гены, отец был против карьеры дочери. Он считал её слишком застенчивой и деликатной для жёсткого мира закулисных интриг и конкуренции, с кото
Оглавление

Сегодня весьма остро стоит вопрос о новой волне русской эмиграции. "Поуехавшие" (да простят меня читатели за этот неологизм) ведут себя по-разному, и отношение к ним, у тех, кто остался, тоже неоднозначное. Полагаю, что и вы - о каждом персонаже, отбывшем за кордон, - имеете свое мнение. Только давайте вспомним, что в Россию и в прежние времена приезжало немало и уезжало еще больше.

Так однажды поступила и звезда русского балета Тамара Карсавина - в 1918 году она уехала в столицу Великобритании, где прожила шесть десятилетий, став для мира олицетворением изящества и загадочной русской души.

Её судьба - это история невероятного таланта, пробившего себе дорогу вопреки воле отца, и драматического выбора между Родиной и личным счастьем.

«Не балеринский характер»: Как дочь танцовщика пошла против воли отца

Тамара родилась в 1885 году в семье Платона Карсавина, солиста Мариинского театра. Несмотря на блестящие балетные гены, отец был против карьеры дочери. Он считал её слишком застенчивой и деликатной для жёсткого мира закулисных интриг и конкуренции, с которой сам столкнулся, закончив карьеру раньше срока. По настоянию матери Тамару всё же отдали в Императорское театральное училище, чтобы облегчить бюджет семьи - Карсавиным нужно было растить ещё и старшего сына, будущего философа Льва.

Годы учёбы на «Театральной улице» (так позже она назовёт книгу мемуаров) закалили её. Подруги отмечали её фанатичную преданность делу: она репетировала даже в свободное время. Упорство дало плоды - в 17 лет её приняли в труппу Мариинского театра. Свой первый годовой оклад в 720 рублей она целиком отдавала матери, получая лишь немного на проезд.

«Я жила… счастлива в своей бедности. Окружающий мир приносил мне много радости, и я ощущала себя его центром», - вспоминала она.

Прима Мариинки и муза «Русских сезонов»

На сцене застенчивая девушка преображалась. Публика обожала её за красоту, грацию и чуть грустные, умные глаза. Вскоре ей стали доверять ведущие партии. Её талант оценили новаторы своего времени - импресарио Сергей Дягилев и хореограф Михаил Фокин. Они пригласили Карсавину на легендарные «Русские сезоны» в Париже и Лондоне, где европейская публика рукоплескала русской балерине.

Танцует Тамара Карсавина
Танцует Тамара Карсавина

Фокин был очарован ею и делал предложения трижды - и трижды получал отказ. Личная жизнь балерины сложилась в извилистую ленточку. Рано выйдя замуж за дворянина Василия Мухина, она пережила бурный роман с Карлом Густавом Маннергеймом, а позже встретила свою судьбу в лице британского дипломата Генри Брюса. Страстная любовь заставила его оставить карьеру, а её - принять судьбоносное решение.

Выбор в пользу любви: Отъезд, который стал навсегда

В 1915 году Тамара вышла замуж за Брюса и родила сына Никиту. А в 1918 году, в разгар революционной смуты, семья с огромным риском покинула Россию. Так началась её новая жизнь - жизнь звезды в изгнании.

Тамара Карсавина с сыном Никитой
Тамара Карсавина с сыном Никитой

В Европе она продолжала блистать: танцевала, гастролировала, преподавала, стала вице-президентом Британской Королевской академии танца.

Она достойно носила звание «русской королевы танца», но в тишине, вероятно, тосковала по блеску хрустальных люстр Мариинки и туманным улицам Петербурга.

«Букет для Карсавиной»: яркое воспоминание о России

Уникальность Карсавиной была в том, что она стала своей не только в балетном, но и в литературном мире Серебряного века. Её называли «единственной из балерин, близкой литературным кругам».

Апофеозом этого признания стал вечер в легендарном арт-подвале «Бродячая собака» в марте 1914 года. Карсавина танцевала под клавесин, а поэты преподнесли ей «Букет» - специально изданный сборник стихов-посвящений. В нём были строки Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Михаила Кузмина. Художник Сергей Судейкин оформил обложку, а статью набрали золотыми буквами: «Слава Т.П. Карсавиной!».

Газетная критика так писала об этом вечере: «Принцессой из сказки была сейчас Карсавина… Как это прекрасно!». Это было то самое «прекрасное далёко» - последний аккорд безмятежной эпохи, уже на пороге мировой войны и революций.

Эпилог

Тамара Карсавина прожила долгую жизнь, но её творческая и человеческая судьба навсегда разделилась на «до» и «после».

Тамара Платоновна передавала свой опыт и мастерство молодым балеринам
Тамара Платоновна передавала свой опыт и мастерство молодым балеринам

Она стала человеком мира, оставаясь при этом иконой именно русского балета. Её история - о том, как личный выбор и любовь переплетаются с историческими бурями, а истинное искусство и талант не знают границ, оставаясь вечным послом культуры, которая их взрастила.
__________________________________________________

Еще больше удивительных историй о легендах той славной эпохи русской культуры читайте в моей новой книге "ПАРАДОКСЪ ВРАЩЕНIЯ МОНѢТЫ. Изысканные контрасты Серебряного века", которую можно заказать на сайте с доставкой в любую точку России.

Книга "ПАРАДОКСЪ ВРАЩЕНIЯ МОНѢТЫ. Изысканные контрасты Серебряного века"
Книга "ПАРАДОКСЪ ВРАЩЕНIЯ МОНѢТЫ. Изысканные контрасты Серебряного века"

Те кто, уже приобрел это прекрасное коллекционное издание, присылают вот такие, к примеру, отзывы:

Полагал посмотреть книги в Рождественские праздники. Принёс домой. Стал просматривать. И…
«Парадокс вращения монеты» совершенно меня заворожила. Но! Её невозможно читать привычно как обычную книгу — с первой по последнюю страницу. Её надо открывать наугад. И читать со случайного места. Читать по чуть-чуть, получая удовольствие как от глотка хорошего вина...
Прекрасное издание. Это одна большая эмоция, даже от только обладания книгой. Спасибо огромное!
Сергей Жаров, адвокат

Всем добра и удачи!