Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

В России хотят ввести минимальную стоимость рабочего часа

27 093 рубля — именно такой у нас в этом году МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Ниже этой суммы работодатель не может платить человеку, который месяц трудился на полной ставке. А если речь идет о неполной занятости — какой должна быть минимальная оплата за час работы? На этот вопрос наши законы не дают ответа. И в Госдуме решили его найти. — Я разрабатываю проект закона о минимальной стоимости рабочего часа. Если МРОТ — это величина, которая ежегодно утверждается федеральным законом, то стоимость рабочего часа рассчитывается условно, исходя из минимального размера оплаты труда. Я считаю, что это неправильно. Поэтому для тех, кто работает в формате неполной занятости, необходимо установить свой минимальный лимит стоимости рабочего часа. И в зависимости от квалификации, опыта, навыков, компетенций специалиста, стоимость часа его работы должна расти, — рассказал в эфире передачи «Есть работа!» на радио «Комсомольская правда» председатель комитета Госдумы по труду, социальной политик
Оглавление
   В России может появиться закон о минимальной оплате за час работы Ольга ЮШКОВА
В России может появиться закон о минимальной оплате за час работы Ольга ЮШКОВА

МРОТ + МРОЧ

27 093 рубля — именно такой у нас в этом году МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Ниже этой суммы работодатель не может платить человеку, который месяц трудился на полной ставке.

А если речь идет о неполной занятости — какой должна быть минимальная оплата за час работы? На этот вопрос наши законы не дают ответа. И в Госдуме решили его найти.

— Я разрабатываю проект закона о минимальной стоимости рабочего часа. Если МРОТ — это величина, которая ежегодно утверждается федеральным законом, то стоимость рабочего часа рассчитывается условно, исходя из минимального размера оплаты труда. Я считаю, что это неправильно. Поэтому для тех, кто работает в формате неполной занятости, необходимо установить свой минимальный лимит стоимости рабочего часа. И в зависимости от квалификации, опыта, навыков, компетенций специалиста, стоимость часа его работы должна расти, — рассказал в эфире передачи «Есть работа!» на радио «Комсомольская правда» председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Каким именно должен быть этот МРОЧ (минимальный размер оплаты часа), наш собеседник пока сказать не готов.

— Показатель находится в расчете. Но это точно не МРОТ, поделенный на общее количество часов при полноценной занятости в течение месяца. Этот показатель должен быть выше, — уточнил Нилов.

ПРИМУТ ЛИ ЗАКОН?

Теперь давайте прикинем. В среднем на полной ставке российский работник трудится 170 часов в месяц. 27 097 / 170 = 159 рублей в час. Так что МРОЧ будет явно выше этой суммы — если закон примут, конечно. А у экспертов в этом есть серьезные сомнения.

— В мире есть два подхода к оценке минимального размера заработной платы: почасовая и минимальная (за месяц). Есть, например, минимальная почасовая тарифная ставка, утвержденная в отраслевых соглашениях. Но от этой ставки и зависит минимальная оплата труда в месяц. Ее принимают для того, чтобы, отработав месяц при сорокачасовой рабочей неделе и восьмичасовом рабочем дне, человек получил не меньше прожиточного минимум. Поэтому смысла создавать опцию, которая непонятно что регулирует и неизвестно каким образом будет воздействовать на рынок труда, я не вижу, — прокомментировал инициативу проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.

По словам эксперта, если депутаты хотят усилить защиту работников, можно было бы установить в Трудовом кодексе минимальную сумму оплаты за восьмичасовой рабочий день. И привязать ее к МРОТ. Но, опять же, это не принесет ничего нового. Ведь сумма все равно будет привязана к минимальному размеру оплаты труда за месяц.

Что касается МРОЧ для разных категорий работников — чем выше квалификация, тем больше почасовая оплата — то такую меру наш эксперт не поддерживает.

— Получается, для одних предприятий мы устанавливаем маленькие гарантии по оплате труда, а для других большие. Это дискриминация экономического характера. Так быть не может, подходы должны быть одинаковыми для всех, — говорит Александр Сафонов.

САМОЗАЩИТА САМОЗАНЯТЫХ

Заодно Александр Сафонов рассказал о передовом опыте других стран по защите прав работников. Касаются они в основном самозанятых. Ведь зачастую компании в плане денег «обижают» именно таких работников — например, платят им меньше, чем штатному персоналу. Или переводят сотрудников в самозанятые, чтобы экономить на налогах и социальных платежах (а заодно и на зарплатах персонала).

— Если мы хотим усилить защиту трудовых прав граждан, то мы должны опереться на опыт других стран — европейских, латиноамериканских, Новой Зеландии и Австралии. Там сейчас защита трудовых прав граждан идет по совершенно другому пути. Во-первых, это переквалификация самозанятости, которая как раз и дает большие возможности для злоупотребления, в постоянную трудовую занятость. Во-вторых, идет обеление этого вида занятости — то есть перевод всех платежей самозанятых в электронную систему. И третий аспект — установление для самозанятых обязательных страховых платежей. Это убивает на корню всякие махинации с переводом людей из режима трудовых отношений в самозанятые, фрилансеры, — подытожил эксперт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Хорошо быть маляром, пусть меня научат! Как за год выросли зарплаты представителей рабочих профессий

Отдыхать лучше в июле, а в январе стоит поработать: названы самые выгодные месяцы для отпуска в 2026 году

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

В
Вера ЦЫГАНКОВА
Журналист