Найти в Дзене

Эксперт рассказал о центре развития пустыноведческой науки в Туркменистане

Президент Сердар Бердымухамедов в ходе заседания 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН впервые выдвинул инициативу создания Регионального центра по борьбе с опустыниванием для стран Центральной Азии с центром в Ашхабаде. По инициативе Туркменистана согласно решению Генеральной Ассамб­леи ООН 2025 год был провозглашён «Международным годом мира и доверия». Ключевыми векторами инициа­тивы нашей страны, поддержанной десятками государств планеты, было укрепление международного сотрудничества, диалога между государствами, международными организациями и гражданским обществом, продвижение культуры взаимопонимания, укрепление механизмов предотвращения конфликтов, развитие взаимного уважения. Для Туркменистана год совпал с празднованием 30-летия нейтралитета Туркменистана, впервые провозглашённого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1995 году и затем дважды подтверждённого при широкой поддержке международного сообщества. Для туркменских пустыноведов прошедший 2025 год знаменателен ещё и тем,

Президент Сердар Бердымухамедов в ходе заседания 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН впервые выдвинул инициативу создания Регионального центра по борьбе с опустыниванием для стран Центральной Азии с центром в Ашхабаде.

По инициативе Туркменистана согласно решению Генеральной Ассамб­леи ООН 2025 год был провозглашён «Международным годом мира и доверия». Ключевыми векторами инициа­тивы нашей страны, поддержанной десятками государств планеты, было укрепление международного сотрудничества, диалога между государствами, международными организациями и гражданским обществом, продвижение культуры взаимопонимания, укрепление механизмов предотвращения конфликтов, развитие взаимного уважения. Для Туркменистана год совпал с празднованием 30-летия нейтралитета Туркменистана, впервые провозглашённого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1995 году и затем дважды подтверждённого при широкой поддержке международного сообщества.

Для туркменских пустыноведов прошедший 2025 год знаменателен ещё и тем, что Президент Сердар Бердымухамедов в ходе заседания 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН впервые выдвинул инициативу создания Регионального центра по борьбе с опустыниванием для стран Центральной Азии с центром в Ашхабаде. Появление такой организации позволит консолидировать региональный потенциал, укрепить сотрудничество в сфере охраны окружающей среды, внести значимый вклад в достижение Целей устойчивого развития. Следует подчеркнуть, что предложение заключает в себе значительный миротворческий посыл, так как послужит построению устойчивых аграрных систем в долгосрочной перспективе, позволит объединить усилия в деле сохранения угодий сельскохозяйственного назначения для обширного региона, лучшим образом бороться с деградацией пашен и пастбищных угодий, тем самым поддерживать стабильность и безопасность продовольственных и хозяйственных систем государств.

На основе Центра государства региона смогут сотрудничать в решении трансграничных вопросов, влияющих на агропроизводство, водохозяйственные структуры. Предложение Аркадаглы Героя Сердара входит в пакет других природоохранных и экологических инициатив, в частности, по созданию в Центральной Азии специа­лизированного регионального центра по технологиям, связанным с изменением климата, купированию последствий Аральского кризиса на окружающую среду с привлечением внимания к проблеме международного сообщества в лице ООН, по защите Каспийского бассейна. Их осуществление обозначит новый этап для генерации и воплощения в жизнь передовых природоохранных практик, усилит их на новом витке современных реалий, а также использования имеющихся достижений техники и технологий. Возможности будущего Регионального центра по борьбе с опустыниванием могут простираться в области подготовки и переподготовки молодых научных кадров, запуска совместных исследовательских проектов, создания других стимулов для развития в границах региона науки.

Инициатива главы государства, прозвучавшая с высокой трибуны ООН, направлена на решение региональных и глобальных задач, основана на стремлении Туркменистана к консолидации, формированию новых направлений пустыноведения, открытости для партнёрства. Да и все экологические предложения нашей страны направлены за пределы её границ, звучат как призыв к объединению доброй воли научного мира, усилению дея­тельности, направленной на сохранение природного наследия аридных территорий в региональном, континентальном и глобальном масштабе. Их актуальность, своевременность дополнены открытостью нашей страны к взаимодействию, стремлением решать общие проблемы сообща за «круглым столом» на основе взаимного доверия. Выдвигаемые Туркменистаном инициативы не ограничиваются нуждами только нашей страны, а опираются на многовековую синергию природных процессов обширных территорий, которые выходят за рамки одного государства, призывают научное сообщество наших стран-соседей объединить усилия, направить их в русло упрочения сотрудничества, разработки общей стратегии адаптации к новым погодным и климатическим реалиям, проводить водную дипломатию на основе учёта интересов всех сторон, изучать необратимые природные процессы, обращая их на пользу природе и людям.

Для размещения в туркменской столице нового международного научного учреждения, Регионального центра по борьбе с опустыниванием, в стране имеется надёжная научная платформа. Работают отраслевые исследовательские институты с большим «стажем» и накопленным опытом успешного строительства в условиях резко континентального климата и большой температурной амплитуды жилья, промышленных объектов, ЛЭП, железных и автомобильных дорог, ведения водного и сельского хозяйства, насаждения лесополос. Хозяйствование опирается на комплекс апробированных и надёжных практик, позволяющих, с одной стороны, строить промышленные объекты в аридных условиях на песчаном сыпучем грунте, прокладывать через такие территории современные дороги, с другой – рационально использовать богатства песчаных пустынных территорий, осваивая под хозяйственные нужды человека, сохранять их природный облик и традиционное биоразнообразие.

Реализация инициативы послужит тому, что в мире возникнет первый межгосударственный специализированный центр для решения задач хозяйствования в условиях песчаных пустынь, сохранения их экосистем и безопасной для экологии добычи природных ресурсов, скрытых в недрах. Кроме практических изысканий в стране продолжается работа в области укрепления научно-практических изысканий, разработка практических рекомендаций для отраслей, учитывающих аспекты климатической проблематики, включения в институциональные процессы, работу законодательных и аналитических институтов страны терминов, связанных с борьбой с опустыниванием, деградацией земель, восстановлением и возвращением в оборот таких территорий.

Не так много научных институтов подобного профиля на планете – их всего четыре. В их числе Национальный институт пустынь, растительного и животного мира Министерства охраны окружающей среды Туркменистана. Он был основан в 1962 году и в будущем году отметит 65 лет деятельности. Сегодня три лаборатории и один отдел НИПРЖМ охватывают широкий спектр изысканий по утверждённым научно-практическим пятилетним темам, имея портфель предложений из множества уникальных разработок, способных предоставить научную основу для запуска будущего регионального центра.

На фоне аридизации региона Центральной Азии и изменения климата вопросы сдерживания и обращения вспять процессов опустынивания и деградации земель, изучения и сохранения пустынных экосистем, рационального освоения таких земель возрастает. Подобного профиля кадры сосредоточены в том числе в стенах НИПРЖМ. Показательна история института, в который ранее входил научный совет по исследованию всех пустынных территорий СССР (ныне СНГ). В то время к институту относились две оснащённые специальным оборудованием опытные станции и семь стационаров, где трудились порядка 250 узконаправленных учёных, включая нынешний научно-исследовательский стационар «Garryköl», которому исполнилось 60 лет. С 1987 года он располагается на водосборном такыре, что позволяет выращивать в условиях Центральных Каракумов различные нетипичные для пустыни растения, в том числе фисташку настоящую. В центре внимания были Репетекская песчано-пустынная станция (открыта Русским географическим обществом в 1912 г.) и одноимённый заповедник, который по решению ­ЮНЕСКО был включён в международную сеть биосферных территорий, Небитдагская (г.Балканабат) агролесомелиоративная станция (1951 г.), а также опорный пункт «Сели» в предгорьях Копетдага, где создавались искусственные пастбища. На их основе проводились геологические, гидрологические, климатологические исследования, закономерности движения песков согласно «розе ветров», возможности растениеводческого освоения такыровидных почв на основе временного поверхностного стока, использования ливневых городских стоков для орошения технических культур. В частности, там определялась практика защиты от заносов авто- и железных дорог в песках, одним из первых таких объектов была дорога Джебел–Готурдепе.

Справедливо будет сказать, что центр пустыноведческой науки для современного региона Центральной Азии и прилегающих стран исторически зародился и находился на территории Туркменистана. Десятилетиями сюда стекались учёные, специалисты мирового уровня в данной области для обсуждения актуальных вопросов. За прошедшие годы были сформированы и переданы в производство десятки рекомендаций, в том числе для Монголии, Китая, африканских стран, студенты и аспиранты которых проходили в Каракумах практику, стажировку. Например, первые китайские пустыноведы осваивали новую науку на туркменской земле. Теперь они продвинулись в области пустыноведения, с благодарностью признают, что исходные данные, знания, навыки и стимул их предшественники получили в прошлом веке в Туркменистане, где проводились уникальные по тем временам исследования, создавались приборы, в том числе для освое­ния космоса на базе другого уникального научного центра – Института солнца АНТ. Здесь профессионально сформировалось несколько поколений учёных Евразии, которые теперь продолжают работать у себя на родине. Список партнёрства разных лет включает свыше сорока научных и правительственных организаций 35 государств.

В настоящее время коллектив Института находится в сотрудничестве с Синьцзянским институтом экологии и географии (Китай), Федеральным научным центром гидротехники и мелиорации имени А.Н.Костякова (Российская Федерация), заинтересованность в партнёрстве выражает ряд университетов Центральной Азии. По отдельным направлениям природопользования, начало для которых частью было когда-то заложено в стенах НИПРЖМ, сейчас партнёрство развивают другие научные центры и госучреждения страны. Результаты исследований можно найти в многочисленных отечественных монографиях, тематических научных трудах и изданиях. За достижения в научно-аналитической работе во второй половине прошлого века институт получил Государственную премию СССР, орден Трудового Красного Знамени. В 1984 г. его коллектив награждён серебряной медалью ЮНЕП за успехи в области изу­чения аридных территорий и разработку теоретических и практических методов борьбы с опустыниванием. Из последних иностранных наград памятная юбилейная медаль А.Н.Костякова – основоположника мелиоративной науки России. Множество у­чёных НИПРЖМ – наших современников – обладают государственными наградами независимого нейтрального Туркменистана.

Служа национальной экономике, коллектив института внёс вклад в повышение продуктивности пастбищных угодий Каракумов, создание искусственных биоценозов для отгонного животноводства. В этой связи отдельные изыскания касались изучения и составления методов подавления насекомых-вредителей сельскохозяйственных животных, домашней птицы и пчеловодства, нормирования подкормки овец концентрированными смесями посезонно. Сегодня учёные используют методики геоботанического обследования пастбищ по типам почв, прогнозируют их состояние с помощью ГИС-технологий, дистанционного зондирования, цифровых космических программ. Продолжительное время внимание уделялось процессам в почвах при орошении минерализованными водами. В этой связи оценивались характеристики водного баланса под влиянием антропогенных факторов, производился расчёт местных стоков, магазирования воды с водосборных такыров. Подспорьем для этого служил богатый опыт народных ­«гидроинженеров», которые веками строили кяризы, выводя «законсервированную» воду из недр предгорья в долины – на поля, в песках устраивали сардобы для длительного хранения питьевой влаги, открытые водоёмы – «kak» – водопои для животных, в понижениях такыров строили колодцы, где по законам физики поверх солёного располагался пресный слой воды (солёный тяжелее, об этом были осведомлены чабаны). Пустыноведы располагают материалами выполненных работ по повторному использованию коллекторно-дренажных сбросных вод для орошения технических культур и обводнения, выращивания для рассоления почв галофитных растений. Изучение геоботанического, лесохозяйственного, почвенного состояния пустынь Кызылкумы, Сандыклы, Учтаган, Чильмамедкумы и самой обширной – Каракумы продолжается. Недра пустынь богаты углеводородами, здесь добываются сера, кварцевые пески и многие другие полезные ископаемые. О новых направлениях деятельности НИПРЖМ можно прочитать в международном научно-практическом журнале «Проблемы освоения пустынь», который в туркменской столице издаётся с 1967 года и объединяет широкий круг авторов из многих стран.

За многолетней работой стоит труд десятков видных учёных нескольких поколений. Имена первых, кто приобщил последующие поколения специалистов к пустыноведению, составляют гордость не только научного сообщества нашей страны, но и всей мировой науки. Основоположником данного научного направления и первым директором НИПРЖМ является ныне здравствующий академик АНТ, член-корреспондент Российской Академии наук Агаджан Бабаев, который был первым директором института, координировал и руководил научной работой много лет. Определённый вклад внесли доктора наук А.Бабаев, А.Овезмухаммедов, Н.Нечаева, ветеран Великой Отечественной войны Н.Харин, вице-президент АНТ М.Петров, доктора географических наук Б.Федорович, В.Кунин, доктора сельскохозяйственных наук В.Николаев, П.Эсенов, кандидаты географических наук О.Курбанов, С.Вейисов, кандидат технических наук М.Непесов, кандидат биологических наук М.Дуриков и др.

Пустыноведение включает природо­пользование, освоение под сельское хозяйство околооазисных участков Каракумов, научно обоснованное орошение в условиях жаркой погоды, интродукцию и акклиматизацию в аридном климате новых плодовых и лесных пород, нормирование подкормки и поддержание плодородия староорошаемых и новоосвоенных земель. Борьба с заносами и выдуванием ветрами песчаного материала сопутствовала выбору места размещения инженерных объектов. Комплексное изучение лесорастительных условий служило выработке приёмов облесения Каракумов, подбору ассортимента кустарников-пескоукрепителей, механизации проведения трудоёмких мелиоративных работ. Наработанный потенциал, накоп­ленный опыт, отечественные наработки вместе с инициативностью современных учёных в рамках предлагаемого нашей страной Центра позволят рассматривать пустыноведение и климатологию в едином ключе при планировании природопользования, станут стартовым активом для разработки и запуска международной научно-практической работы, расширят спектр прикладных направлений исследований. Его цель – поддержать системный и научно-практический диалог, который объединит страны Центральной Азии, другие заинтересованные государства, специализированные агентства ООН и международное научное сообщество.

Пирли КЕПБАНОВ,

директор Национального института пустынь, растительного и животного мира Министерства охраны окружающей среды Туркменистана, кандидат биологических наук