Эта история началась в 60-е годы, когда фирма Gévarm (оружейное подразделение компании Gévelot - той самой, чьей разработки капсюль в наших краях сделал слово "жевело" нарицательным) начала выпускать дешевые малокалиберные винтовки - причем их удешевление было одним из краеугольных камней технического задания.
Были разработаны две модели, имевшие принципиальное отличие: неразборная А1 имела ствольную коробку круглого сечения и классический дизайн с цельной ложей, Е1 с быстросъемным стволом - ствольную коробку почти прямоугольного сечения и раздельные приклад и цевье.
Впрочем, общего у них было больше, чем различий. Во-первых, ствольные коробки отливались из ЦАМа и затем красились, что быстро выдавало себя.
Но это для оружия под .22 LR - не редкость. Но, экономя франки, здесь и механику упростили до предела: сделали простейшую самозарядную конструкцию, стреляющую с открытого затвора.
Затвор был цельным куском металла, в конце наката бившим по закраине патрона своим центральным выступом сразу в двух местах ("на 12 часов" и "на 6 часов" - что, кстати, добавило надежности к воспламенению). Детали примитивного УСМ элементарно штамповались - и, как видите, шедевром кинематики он не был.
Затвор не имел даже зацепа выбрасывателя: гильзу при выстреле "выдувало" из патронника, она ударялась о губки магазина и отскакивала в окно экстракции.
Это, кстати, винтовки унаследовали от "основного профиля" производителя - на разработанном в 1950-х пистолете-пулемете D4 тоже не было зацепа выбрасывателя, затвор был простейшей "болванкой".
Кстати, а где предохранитель? А его как такового опять-таки нет. Просто при постановке затвора на боевой взвод можно было утопить его рукоятку поглубже, чтобы она своим концом вошла в отверстие на противоположной стороне ствольной коробки.
При вытянутой рукояти красное колечко на ней должно было напоминать, что винтовка готова к выстрелу:
На А-серии также встречался предохранительный вырез со стороны рукояти:
Естественно, жесткий УСМ и стрельба с открытого затвора не предполагали особо точной стрельбы (хотя реклама презентовала винтовку аж как "самую точную самозарядную", и никак иначе!) - но этого от предельно простой и доступной винтовки никто особо и не требовал, зато как "пострелушечные" были весьма популярны и серия "А", и серия "Е".
Отсюда и добавление к изначально 5- и 8-зарядным магазинам еще и 15-зарядных, а потом и 20-зарядных.
При этом винтовки начали быстро модифицироваться - в частности, неоднократно менялись прицельные приспособления, на Е2 поставили более широкое цевье, чем на Е1 (а также на обоих вариантах второго поколения вместо 4 нарезов в стволе их стало 6), на Е3/А3 переделали магазины (причем они стали теперь невзаимозаменяемыми между сериями "А" и "Е"), и так далее. При этом с каждой модификацией винтовки неизбежно дорожали.
Одним из самых" вкусных" рынков для фирмы, конечно же, стали США, где подобные "мелкашки" традиционно расходятся как горячие пирожки. Даже с учетом того, что "родной" Ruger 10/22 тогда был дешевле.
Как видите, в 1970-х в Штатах А3 продавалась за 72 с половиной доллара. Сравните с ценой на "Ругер" тогда же:
Да уж - более сложная винтовка (да еще и прекрасно тюнингуемая!) выходила дешевле, но и "француженки" все равно продавались хорошо. В отличие, скажем, от болтовой С-серии, которая в 1959 году продавалась по совсем неприличной для тех времен цене (по нынешним меркам это почти 1500 "зеленых"):
И все бы ничего, но вылезла проблема, прямо обусловленная конструкцией: в 1981 году ATF было просто-напросто запрещено самозарядное оружие, стреляющее с открытого затвора, так как легко переделывалось под автоматический огонь любым Хуаном или Буббой из соответствующего гетто. И в данном случае, кстати, не зря: сам производитель отметился созданием экспериментальной автоматической версии винтовки, в зависимости от патрона выдававшей от 1500 до 1700 выстрелов в минуту (проще говоря, "выплевывавшей" свой магазин махом). Для нее, собственно, 20-зарядные магазины изначально и проектировались, более того - упоминается даже барабанный на 50 патронов. Да и обычные самозарядные версии отметились в "нехорошем" - в том числе и благодаря "шаловливым ручкам" владельцев.
В Австралии они не были редкостью (УЖЕ НЕТ!) Тысячи их были уничтожены во время "Великой Конфискации" 1996-1997 годов... Иногда ствольная коробка трескалась от усталости металла, из-за чего ствол отлетал от корпуса в самый неподходящий момент. И да, они были склонны к «рок-н-роллу», если шептало изнашивалось (или с ним повозились).
Засверлился и засунул гвоздь в одну - это было невероятно, с какой скоростью 20-зарядный магазин опустошался.
У меня была такая много лет назад, переделанная внешне под пистолет-пулемет MP40, со складным прикладом. Я продал ее, и некоторое время спустя ее признали незаконным оружием, так как ее длина составляла менее 65 см, и правительство Великобритании конфисковало ее.
У меня был Gevarm 50 с лишним лет назад. Точный, насколько это возможно. Но слишком часто срывался на очереди.
С профильных форумов
В результате запрета новые А3 уже нельзя было ввозить в страну, а уже проданные и оставшиеся легальными сразу поперли в цене вверх. Продажи в США пришлось заморозить. При этом, скажем, в соседнюю Канаду винтовки продолжали импортироваться "как есть", с изначальной конструкцией затвора и УСМ. Впрочем, в Австралии им повезло еще меньше: в 1996 году "Гевармы" просто отправили на уничтожение все скопом, ибо незаконным стало не только приобретение, но и хранение уже купленных ранее.
В самой Франции винтовки А3 с установленным глушителем в 1980-х отметились даже на вооружении GIGN - впрочем, у тех вообще традиционно свое "видение прекрасного", вплоть до закупок снайперских револьверов. Не обошлось и без кино (тоже, кстати, иногда в роли "полицейского оружия", как в "Черном списке" 1984 года).
Выпускались винтовки до середины 1990-х - собственно, в это же время и фирма-производитель была ликвидирована.