Для горожан, проживающих в этом районе, просто хорошо знакомый адрес на улице Железнодорожной. Однако история этого дома куда глубже и значительнее, чем может показаться на первый взгляд. В начале XX века здесь располагалось Дневное убежище для бесприютных детей во имя Христа Спасителя — одно из самых масштабных и гуманных благотворительных начинаний дореволюционного Екатеринодара.
Кто голодал, кто воровал
Двухэтажное здание из красного кирпича возвели по проекту кубанского архитектора Захария Платоновича Коршевца. Как отмечает известный краевед Виталий Бардадым в книге «Архитектура Екатеринодара», Коршевец был инженером редкой добросовестности и высоким профессионалом, а работа над этим приютом стала для него делом особым. Он не только подготовил проект и смету, но и безвозмездно взял на себя авторский надзор за строительством.
Начало XX века для Екатеринодара — время острой социальной тревоги.
По улицам и грязным переулкам-закоулкам немало бродило беспризорных детей школьного возраста: одни, голодные, просили кусок хлеба, а другие, «более смелые», занимались воровством: то залезут в чужой двор — набедокурят, а то и в окно в поисках пищи, — пишет в своей книге краевед.
Городская дума и городской голова Гавриил Степанович Чистяков не раз возвращались к вопросу: что же делать с этой бедой, которую невозможно было не заметить. Решение предложила народная учительница Раиса Гавриловна Хлебникова, выступившая с инициативой создать Комитет попечения о бесприютных детях школьного возраста и не ограничиваться временной помощью, а построить специальное здание для дневного приюта. Идея поначалу показалась слишком смелой и почти нереальной. Однако после обсуждений городские власти и общественность признали ее не только возможной, но и необходимой.
Место для строительства выбрали на пустыре у вокзала Владикавказской железной дороги. Участок площадью около 1000 кв. саженей тогда еще считался окраиной, но уже рассматривался как перспективный.
С миру по нитке…
Сбор средств стал отдельной страницей в истории Екатеринодара. В течение всего 1906 года деньги собирали буквально всем миром. Использовали проверенный временем способ — «шапка по кругу». Гласные (то есть депутаты) Думы, купцы, врачи, инженеры, простые горожане жертвовали кто сколько мог. Гласный Д.Н. Сквориков внес 100 руб., основатель картинной галереи Федор Коваленко передал в пользу приюта копию картины Рафаэля «Мадонна Альба». Проводились благотворительные вечера, кинематографические сеансы, гуляния с лотереями. Особенно запомнилась лотерея-аллегри, для которой приобрели мебель, ковры, часы, самовары, швейные машинки и даже белую козу с козленком. Общий сбор составил 4810 руб. 83 копейки. Екатеринодарка Мария Цырюльникова подарила приюту корову с теленком. Купец Николай Кононенко пожертвовал 300 пудов железа на кровлю. Кирпичи, бетонные подоконники, мраморные доски, строительные материалы поступали бесплатно.
Вместо пустыря — красивое здание
Как пишет Бардадым, закладка здания состоялась 8 сентября 1906 года. Строительство велось довольно быстрыми темпами. Уже к ноябрю коробка была завершена, а в декабре газеты писали о новом доме как об украшении города. Окончательно работы завершили 4 ноября 1907 года.
На некогда поросшем бурьяном месте выросло большое и светлое здание, рассчитанное на сотни детей. В нем все было продумано до мелочей. На втором этаже размещались учебные классы, учительская, спальня для девочек, просторный коридор, служивший рекреационным залом. На первом — столовая на 150 человек, кухня, мастерские, читальня, спальня для мальчиков. В подвале располагались погреба для хранения продуктов.
Стоимость строительства и оснащения составила около 42 тыс. рублей.
Жизнь в убежище подчинялась строгому распорядку. Подъем ранним утром, занятия в классах, трудовое обучение, отдых и сон по часам. Девочки занимались рукоделием, мальчики работали в корзиночной мастерской. По сути, выстроилась целостная педагогическая система, в основе которой лежали идеи Константина Ушинского. Хлебникова была его последовательницей, автором работ о его наследии и убежденным сторонником наглядного и нравственного воспитания.
Трагичная судьба и закрытие приюта
В начале XX века Раиса Гавриловна не остановилась на достигнутом: по ее инициативе открылся детский санаторий на Тонком мысе в Геленджике для ослабленных и больных воспитанников. И вновь все держалось на энергии одного человека и поддержке общества.
После Октябрьской революции судьба убежища и его создательницы сложилась трагически. Учреждение закрыли, благотворителей отстранили, сама Хлебникова оказалась без средств к существованию. Она уехала в Новороссийск, где и умерла в 1923 году. Приют, который она считала делом всей жизни, прекратил существование, но здание уцелело.
Обрело прежний вид
В советское время в этом доме размещались: фабрично-заводская десятилетка №26, средняя железнодорожная школа №58, средняя женская школа №58 и средняя мужская школа №54. А сейчас — лицей №12, который до сих пор носит имя одного из педагогов, боровшихся с беспризорностью, — Антона Макаренко. Сегодня здание вновь обрело исторический облик благодаря комплексной реставрации. Специалисты усилили несущие конструкции, очистили и восстановили кирпичную кладку, цоколь, элементы декора, кованые ограждения балкона, деревянные дверные блоки и утраченные фрагменты резьбы на главном фасаде.
Здание, построенное в начале XX века, всегда использовалось для обучения и воспитания детей и имеет не только культурную, но и социальную значимость. Проведенные работы вернули исторический облик памятнику архитектуры и обеспечили возможность его дальнейшего использования в образовательных целях.
Реставрацию выполнила специализированная организация, имеющая лицензию Министерства культуры России. Работы по поручению губернатора Вениамина Кондратьева контролировало краевое Управление Государственной охраны объектов культурного наследия.