Найти в Дзене
Яна Тарасова.

Русская национальная культура принадлежит не каким-то людям, она принадлежит нации!

В июне 2023 года во Владимире в Центре классической музыки с программой «Убаюкивание солнца» был Московский Государственный академический камерный хор (хор Минина), художественный руководитель и главный дирижёр которого сейчас Тимофей Юрьевич Гольберг. И удивительно, что к нам во Владимир на этот концерт приехал сам Владимир Николаевич Минин! Он основатель, в течение 47 лет художественный руководитель и главный дирижёр хора, с 2019 года Президент этого коллектива, Народный артист СССР. В ту июньскую пятницу он был в зале Центра классической музыки и с удовольствием наблюдал за происходящим. Мне удалось задать ему несколько вопросов. Корр.- Владимир Николаевич, позвольте Вас поблагодарить, прежде, чем начну задавать вопросы, за то, что Вы не только создали такой замечательный коллектив, но благодаря созданию такого коллектива многие композиторы написали свои сочинения. Спасибо Вам за это, дарю Вам цветы от владимирцев. Ваш хор второй раз в этом сезоне во Владимире. Владимирцы слышали зн

В июне 2023 года во Владимире в Центре классической музыки с программой «Убаюкивание солнца» был Московский Государственный академический камерный хор (хор Минина), художественный руководитель и главный дирижёр которого сейчас Тимофей Юрьевич Гольберг. И удивительно, что к нам во Владимир на этот концерт приехал сам Владимир Николаевич Минин! Он основатель, в течение 47 лет художественный руководитель и главный дирижёр хора, с 2019 года Президент этого коллектива, Народный артист СССР.

В ту июньскую пятницу он был в зале Центра классической музыки и с удовольствием наблюдал за происходящим. Мне удалось задать ему несколько вопросов.

Владимир Николаевич Минин во Владимире
Владимир Николаевич Минин во Владимире

Корр.- Владимир Николаевич, позвольте Вас поблагодарить, прежде, чем начну задавать вопросы, за то, что Вы не только создали такой замечательный коллектив, но благодаря созданию такого коллектива многие композиторы написали свои сочинения. Спасибо Вам за это, дарю Вам цветы от владимирцев. Ваш хор второй раз в этом сезоне во Владимире. Владимирцы слышали знаковое для вашего коллектива произведение – Гаврилинские «Перезвоны», а сегодня нас ждёт «Пушкинский венок» Свиридова. Спустя много лет (более сорока лет) и того и другого произведения открываются для Вас какие-то новые порталы, находите ли Вы что-то новое в этой музыке? Или она настолько знакомая, что как давний-давний друг?

Минин – Ну, во-первых, спасибо вам за цветы и за добрые слова. Спасибо! Вы знаете, когда ты приготовил какое-то сочинение и много лет исполнял его, у тебя складывается определённая интерпретация данного сочинения. Она претерпевает эволюцию, но это твоё. И поэтому, когда ты слышишь в исполнении другого человека это же сочинение, его интерпретацию, с чем-то ты соглашаешься, что-то отвергаешь. И это нормальный, естественный процесс. Знаете, как рояль - у двух пианистов звучит по-разному. Так и в этом случае. В этом сочинении… я с ним настолько сжился и сроднился, что иное…если убеждает меня, то я соглашаюсь.

Корр.- Тогда в продолжение вопроса, о Вашем преемнике. Как Вы выбрали Т.Ю.Гольберга? В 19-м году он встал за пульт коллектива. А три года до того, когда Вы его увидели на конкурсе, чем он отличался от многих других дирижёров, которые участвовали в конкурсах? Почему Вы его назвали «тем самым белым грибом», да ещё и «матёрым, а не сыроежкой»?

Он – Вы понимаете, конкурс - это сеанс одномоментный. Важно было, что он три года работал со мной. И у меня было достаточно времени понять три вещи: первое-талант, второе-ум и третья вещь – общение с людьми. Вот это три вещи, которые были для меня определяющими. Поэтому, я долго мучился, долго искал, но вот теперь нашёл и счастлив тем, что я не ошибся. Вы это могли сегодня услышать (смеётся).

Корр.- И не только сегодня, но и в сентябре, когда хор приезжал с «Перезвонами». Владимир Николаевич, в 83-м году Вы совершили подвиг, была записана Рахманиновская духовная музыка. Тогда вышла пластинка, на которой учились все музыканты. Я вас с эти поздравляю и нас всех тоже, что Вы смогли это сделать. Расскажите, пожалуйста, трудно ли было увлечь музыкантов? Ведь они же понимали, чем это им грозит. Можно было лишиться работы, это же было запрещённым форматом. Я сама пела в архиерейском хоре, мы исполняли духовную музыку. И не всегда в нотах стояли названия, например, «Херувимская», а писали «Тихая мелодия» Чайковского. Как Вы смогли увлечь музыкантов этим?

Он – Вот этим музыкантам нечего было бояться, потому что всегда отвечает один человек – руководитель, который это сочинение выбрал. Я тоже ничего не боялся. Я прекрасно понимал, что нельзя росчерком пера или каким-то негласным указанием запретить целый пласт национальной культуры. Русская национальная культура принадлежит не каким-то людям, она принадлежит нации. Поэтому, о чём говорить? Я даже не испытывал никаких сомнений (смеётся). Ну, а трудности были, чтобы издать пластинку. А для этого – твой авторитет, твои знакомство и добрые люди, которые, не взирая ни на что, на это пошли.

Корр.- Да, это большое дело. Но и Ваша мудрость. Читая Вашу биографию, поражаешься тому, что Вы в пять лет потеряли маму, в тринадцать узнали об аресте отца. И, как Вы в своей книге пишете, «оброс крокодиловой кожей». Это помогло Вам в жизни преодолевать препятствия, идти вперёд? Вы всегда знали, в чём Ваша миссия – русскую хоровую музыку вывести из тени?

Он – Ну, здесь две вещи. Первое, когда ты лишаешься родителей и остаёшься один, то тогда надежда только на себя. Поэтому – сам (смеётся). Лучше я сам! И, наконец, я благодарен своим врагам, потому что они воспитали во мне сопротивляемость. Вот этот становой хребет сопротивляемости. Было, я бы сказал, решающим, конечно, в жизни добиваться. Обязательно добиваться! Ну, и плюс немножко характер. Пожалуй, и всё. Целеустремлённость. Почему я выбрал эту профессию? Я страстно люблю голос как таковой. Голос! Особенно, если он чистый.

Корр.- Конечно, но у Вас в коллективе других, наверное, и нет. Научились ли Вы, передав свой коллектив новому руководителю, слушать спокойно. Не вздрагивать, не вскакивать, не бежать, исправлять ошибки? Или как в жизни: зять для отца невесты никогда не станет идеальным?

Он – Ну, конечно, иногда думаешь: «Ай, я бы сделал не так». Но это же закономерно. Я очень рад тому, что публика во Владимире так принимает коллектив, приходят на хоровую музыку. Я, сидя в этом зале, вспомнил, что давным-давно ваш Эдуард Митрофанович Маркин (прим.ред.- Народный артист РФ) был инициатором проведения в городе Владимире Танеевского хорового фестиваля. Всесоюзного! Приехали женский хор из Грузии, из города Сухуми, приехал камерный хор из Латвии, хор из Белоруссии, приехали мы. И это было тогда огромное событие, потому что Маркин этим фестивалем позволил публике познакомиться с нашей многонациональной хоровой культурой. И вообще, Маркин много сделал для того, чтобы во Владимире полюбили хор.

Корр.- Ну, и сейчас, собственно, в Центре классической музыки продолжают это дело. Спасибо Вам огромное и приятного вечера!

Момент счастья - интервью с Маэстро
Момент счастья - интервью с Маэстро