Найти в Дзене
Радио ВЕРА

Второго мая 1945-ого года в Берлине, занятом советскими войсками, состоялось первое выступление русских артистов

Когда на площадку вышла Лидия Русланова бойцы стали скандировать: «Ва-лен-ки! Ва-лен-ки!». Так называлась самая знаменитая песня Руслановой. И Лидия Андреевна объявила: «А сейчас „Валенки, не подшиты, стареньки“, которые до самого Берлина дошагали!». Она умела петь так, что зрители от песни к песне то смеялись, то грустили, то плакали, а то пускались в пляс. Искусством пения Лида начала овладевать с шести лет, когда осталась сиротой. Девочка пела, как тогда говорили «за подаяние». Ходила с сумой из одной деревни Саратовской губернии в другую. А потом на малышку обратила внимание сердобольная чиновница. Она забрала Лиду в Саратов и определила её в приют, где была церковно-приходская школа и, главное, церковный хор, в котором Лида стала солисткой. Весь город стремился её послушать. Люди говорили: «Идём сегодня на Сироту. Уж больно хорошо поёт» и называли её «маленьким ангелом». К семнадцати годам Лида была уже опытной певицей. Во время Первой мировой войны она служила сестрой милосерди

Второго мая 1945-ого года в Берлине, занятом советскими войсками, состоялось первое выступление русских артистов. Когда на площадку вышла Лидия Русланова бойцы стали скандировать: «Ва-лен-ки! Ва-лен-ки!». Так называлась самая знаменитая песня Руслановой. И Лидия Андреевна объявила: «А сейчас „Валенки, не подшиты, стареньки“, которые до самого Берлина дошагали!».

Она умела петь так, что зрители от песни к песне то смеялись, то грустили, то плакали, а то пускались в пляс. Искусством пения Лида начала овладевать с шести лет, когда осталась сиротой. Девочка пела, как тогда говорили «за подаяние». Ходила с сумой из одной деревни Саратовской губернии в другую. А потом на малышку обратила внимание сердобольная чиновница. Она забрала Лиду в Саратов и определила её в приют, где была церковно-приходская школа и, главное, церковный хор, в котором Лида стала солисткой. Весь город стремился её послушать. Люди говорили: «Идём сегодня на Сироту. Уж больно хорошо поёт» и называли её «маленьким ангелом».

К семнадцати годам Лида была уже опытной певицей. Во время Первой мировой войны она служила сестрой милосердия в санитарном поезде. В Гражданскую выступала перед бойцами Красной Армии, блестяще исполняя русские народные песни, которых знала сотни. В 1924-ом году Русланову пригласили работать в Москву. Лидию приходили слушать рабочие, учёные, учителя, медики, военные. Она объездила с концертами всю страну. И везде люди брали кассы с боем, чтобы послушать царицу русской народной песни.

В 39-ом году началась советско-финская война. Русланова выехала на позиции. Пела перед бойцами в 30-ти градусные морозы. Из точки в точку приходилось ездить на дрезинах, на санях, иногда на лыжах. А спать — в промёрзших фанерных домиках. Потерять голос в таких условиях можно было очень легко. Но Русланова держалась. Всего за 28 дней концертная группа, в которой она состояла, дала больше сотни концертов!

Это было малой толикой по сравнению с тем, что сделала певица в Великую Отечественную. С первых же дней войны Лидия Андреевна надела военную форму и вошла в состав фронтовой бригады. И до самой Победы пела на передовых позициях. Выступала под обстрелами, в блокадном Ленинграде, в окопах, землянках, госпиталях.

Лидия Андреевна помогала фронту не только песнями. На деньги, заработанные ещё в мирное время, она купила две батареи «катюш» и подарила их миномётному полку. Среди наград артистки был орден Красной Звезды.

В этом выпуске программы Радио ВЕРА «Имена милосердия» рассказываем о жизни и делах Лидии Андреевны Руслановой.

#именамилосердия

Радио ВЕРА