Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

Арктика: борьба за ресурсы

Почему президент США Д. Трамп, игнорируя интересы даже своих военно-политических союзников по НАТО, ставит задачу аннексировать датский остров Гренландию? Он - не сумасшедший и не параноик, он коварный прагматик, совершающий всё для воплощения своей президентской сверх задачи - сделать США великой империей. Для этого ему нужны природные ресурсы мира. Огромные богатства находятся в Арктической зоне. И большая их часть принадлежит России (до 47% нефти и до 70% газа). Разумеется, Россия будет защищать свой суверенитет и не позволит никакой арктической стране посягать на свои природные кладовые. Но десятилетиями ведутся научные споры относительно принадлежности того или иного участка подводного шельфа Арктики. В частности Россия с Данией по разному оценивают принадлежность подводного хребта Гаккеля, арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров. Мы исходим из того, что раз шельф является продолжением континентальной плиты, на которой стоит наша страна, то и хребет Гакке

Почему президент США Д. Трамп, игнорируя интересы даже своих военно-политических союзников по НАТО, ставит задачу аннексировать датский остров Гренландию? Он - не сумасшедший и не параноик, он коварный прагматик, совершающий всё для воплощения своей президентской сверх задачи - сделать США великой империей. Для этого ему нужны природные ресурсы мира.

Огромные богатства находятся в Арктической зоне. И большая их часть принадлежит России (до 47% нефти и до 70% газа). Разумеется, Россия будет защищать свой суверенитет и не позволит никакой арктической стране посягать на свои природные кладовые. Но десятилетиями ведутся научные споры относительно принадлежности того или иного участка подводного шельфа Арктики. В частности Россия с Данией по разному оценивают принадлежность подводного хребта Гаккеля, арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров. Мы исходим из того, что раз шельф является продолжением континентальной плиты, на которой стоит наша страна, то и хребет Гаккеля - российский. У Дании прямо противоположная позиция. Но поскольку свои научные данные (объективные) мы можем подкрепить ещё и военным потенциалом, то спор так и остаётся в сфере научных аргументов. Руководство Дании понимает, что ей невозможно мериться военной силой с Россией.

И совсем иначе могут развернуться мировые события, если Гренландия станет частью США (её новым штатом). Тогда уже с Соединёнными Штатами придётся выяснять России геополитические отношения. Это небезопасная перспектива и для России и для всего мира. Но Трамп готов рисковать.

Сначала Штаты захватят Гренландию, таким образом расширив американскую зону Арктики, и после этого откроют новый фронт борьбы за арктические шельфы, а заодно США начнут препятствовать российскому судоходству на Северном морском пути и ограничивать доступ нашего стратегического подводного флота в Арктике. Трамп далеко вперёд глядит.

Правда, одного президентского срока ему явно мало будет для реализации столь грандиозного плана. Да и исправных дизельных ледоколов сейчас у США всего два (Polar Star и Healy). С Россией Штатам в данный момент невозможно конкурировать в Арктике, у нас десятки кораблей ледового класса, из которых девять - атомных. И плюс ещё новые корабли арктического класса строятся. В конце 2025 года в Санкт-Петербурге заложили атомный ледокол «Сталинград» проекта 22220 «Арктика».

Штатам чтобы быстро догнать Россию, и даже не догнать, а хотя бы приблизиться по количеству ледоколов к нам, нужно заодно и Канаду захватить, у которой на сегодняшний день имеются 15 ледоколов. К слову, Трамп и на эту тему уже высказывался, тревожа канадскую общественность, предлагая Канаде стать Штатом США.

Анатолий Цыганков