Друзья, я всех благоговейно приветствую в наступившем 2026 году другим человеком, преодолевшим свой первый полумарафон (21,1 км) - по сугробам, в мороз, под снегопадом. На финише я мечтала только о горячем сладком чае, который судорожно вливала в себя большими глотками, по мерзлым щекам текли горячие слезы, в которых усталость и счастье, а в теле странные вибрации провоцировали на дружелюбные объятья со всеми, кто попадался на пути:)
Подобные прорывы/челленджи здорово расширяют не только физические возможности, но и психические - это про становление личности, про широкий взгляд, про сбывающиеся планы, про жизнь, которую хочется Жить!
Если у человека есть "зачем" жить, он может
выдержать любое "как". Фридрих Ницше
От сына лавочника до мировой знаменитости
Хочу поделиться с вами впечатлениями о книге, которая меня очень вдохновила. Это книга известного психотерапевта, который всегда на первое место в лечении ставил душевную близость с пациентом - впереди медикаментов, которыми он пренебрегал (здесь ему низкий поклон). Он ввел в психотерапию много "человеческого", отодвинув медикаментозное лечение душевно больных людей. Он не признавал многих людей больными, видя в них или просто уставших, или запутавшихся в своих приоритетах.
Это Ирвин Ялом, философ, психотерапевт, писатель, о книге которого (да и о нем самом) я впервые узнала на канале какого-то блогера, не помню именно кто это был, но обзор книги был настолько вдохновляющий, что я поняла - мне надо ее прочитать.
Книга написана шокирующе откровенно - про личную жизнь автора, его детскую травму, становление, как он добивался своей любимой женщины и прожил с ней 65 лет (ее не стало в 2019 году), про наркотики (ЛСД - в качестве научного эксперимента), про то, как он строил карьеру, как писал книги, про армейские будни на Гавайях, знакомство со знаменитыми психотерапевтами, в том числе с Виктором Франклом, выжившим в концлагере, про страх смерти. Последнее занимает в жизни (и книге) автора особое - обнаженное место.
Экзистенциальная терапия
Работая с людьми, имеющими психиатрические диагнозы, Ялом понимал, что без искренности невозможно выстроить близкого взаимного доверия, что он не просто врач, а помогающий освободиться от психологических пут, человек. Ялом осознавал, как много мудрости в философских трудах прошлого, как много психотерапия теряет, не используя ее для работы с пациентами. Он стал консультировать людей со смертельными диагнозами, помогая им принять неизбежное.
Ялом впервые ввел сеансы психотерапевтических групп для раковых больных, в которых пациенты поддерживали не только друг друга в рамках встреч, но и вдохновляли людей на других жизненных площадках. Вот, например, фрагмент речи одного из участников психотерапевтической группы, сподвигшей его выступать в средних школах перед неблагополучными подростками. Речь звучала особенно мощно в устах умирающего 30-летнего парня:
Вы хотите повредить свое тело наркотиками? Хотите убить его выпивкой, травкой, кокаином? Вы хотите расплющить свое тело в автокатастрофах? Прикончить его? Сбросить его с моста? Вам оно не нужно? Что ж, тогда подарите свое тело мне! Отдайте мне его. мне оно нужно. Я возьму его - я хочу жить!
Ялом много рассуждает о смерти, готовности к ней, неизбежно приближаясь к ней сам. Недавно я узнала, что после тяжелых нескольких лет переживаний смерти своей жены, Ялом вновь женился, в свои 93 года. Его избраннице 75 лет.
Как создавались книги
На основе своих терапевтических сеансов, опытов, исследований, Ялом написал много интереснейших книг. Об истории их создания он рассказывает в подробностях. По одному из романов "Когда Ницше плакал" был снят одноименный художественный фильм (2007 год). В основе книги - психологическая патология Ницше, которая в его времена (1844-1900) не могла быть ни диагностирована, ни терапезирована, потому что тогда только создавалась психотерапия как отдельная дисциплина. Ялом решил соединить время Ницше, его философию и предположить его роль в развитии психотерапии, его общение с известными психотерапевтами более позднего периода.
В книге "Лжец на кушетке" собраны вымышленные ситуации из практики, но они объединены профессиональными принципами автора, применяемыми им в лечении. Ялом считает, что "преобразующей силой в терапии является не интеллектуальный инсайт, не интерпретация, не катарсис. Изменения происходят благодаря глубокому, аутентичному взаимодействию между двумя людьми." По роману снят одноименный фильм в 2017 году.
Ялом очень увлекался мыслителями и философами, среди которых выделял безмерно пессимистичного Артура Шопенгауэра (1788-1860) с его безжалостным осознанием ничтожности существования. Через свою книгу "Шопенгауэр как лекарство" Ялом решил помочь великому мыслителю. Он создал его клон в 20-м веке и организовал вокруг него терапевтическую группу. Герой всех приводит ярость, создает хаос, бросает вызов терапевту, но в конце романа "переживает яркие личностные изменения".
Все книги Ялома - это психотерапевтические романы, через которые можно увидеть многие ситуации изнутри, глазами терапевта, осознать их, сместить фокус, вдохновиться и Жить дальше!
Творческие каникулы
Многие из своих книг автор писал в необыкновенных творческих отпусках. Ялом признавался, что многие истории писались сами, будто под диктовку, их нужно было только оформить. Особенно он подчеркивал эту особенность с написание книги "Палач любви" в Лондоне. Однажды ему повезло провести творческий отпуск вместе с женой в Италии, Белладжио, куда они оба подавали заявки на гранты Фонда Рокфеллеров для реализации своих проектов, которые были одобрены.
Путешествуя и работая в разных местах мира - Индии, Японии, России, Англии, Китае, Бали, Австрии, Франции, Греции, Америке, Ялом много наблюдал, писал, практиковал, помогал, учился, совершенствовался, вводил новшества в свою профессиональную деятельность. Я настолько была ошарашена динамичностью его жизни, результативностью, его крепкими семейными узами, огромным профессиональным опытом, который он не устает развивать, его желанием жить, бесстрашным изучением смерти.
Я нахожусь под впечатлением этой книги вот уже несколько недель. Для меня это драгоценнейший опыт жизни, ведь благодаря, его, порой шокирующим, откровениям, я вырулила свою семейную ситуацию на радужный проспект - у меня получилось услышать своего ребенка, не задавив ее странный внутренний стон отчаяния рецептурными таблетками, выписанными психотерапевтом. Слышать то, что ты не готов слышать, страшно, но тому, кто это говорит, тоже страшно. Когда вы вместе - страх отступает и вы можете сотворить новую реальность!
Рекомендую ли я эту книгу к прочтению? Да. Причем всем, без исключения:) Здесь доходчиво разъясняется, что психотерапия - это не лечение, это жизнь:)