66-летний тамбовчанин Виктор Косенков – человек редкой судьбы. Почти три десятилетия он служил на космодроме Байконур, участвуя в обеспечении пусков стратегически важных ракетных комплексов. Вернувшись в родной Тамбов, продолжил работу на государственной службе. А более десяти лет назад вместе с супругой взял двух девочек из детского дома и воспитал их как родных дочерей.
Школа как фундамент
Родился и вырос Виктор Анатольевич в Тамбове. Учился в средней школе № 22, затем – в школе № 29 с углубленным изучением математики и немецкого языка (сегодня это лицей). Школьные годы он вспоминает как время серьезной, системной учебы. Сильная программа, дисциплина и внимание к точным наукам стали прочным фундаментом для дальнейшего профессионального пути.
Именно хорошая школьная подготовка позволила без особых сложностей поступить в Военно-космическую академию имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге – одно из ведущих военных учебных заведений страны. В 1981 году Виктор Косенков окончил академию по специальности «военный инженер-строитель», получив не только фундаментальные инженерные знания, но и навыки управления сложными техническими объектами и коллективами.
Почти 30 лет на Байконуре
После выпуска тамбовчанина направили служить на Байконур, где он провел почти 30 лет.
– У нас так говорили: «Не попал на космодром – радуйся, а попал – гордись». Служба, конечно, важная и почетная, но из-за климата – летом до 45 градусов в тени, зимой до минус 40 – находиться там было очень сложно, – рассказывает Косенков.
Несмотря на все трудности, Виктор Анатольевич прослужил на Байконуре долгие годы, пройдя путь от начальника котельной на стартовом комплексе до заместителя начальника Центра испытаний и применения космических средств. Он обеспечивал проведение наземных испытаний и запуск ракет-носителей «Протон», «Циклон», «Рокот», участвовал в работах на Бурановском комплексе, был задействован в программе «Энергия» – «Буран» – одном из самых масштабных и сложных проектов отечественной космонавтики.
За годы службы тамбовчанин был удостоен ведомственных и государственных наград. В 2005 году на Байконуре освятили новую церковь, в строительстве которой он принимал активное участие. Патриарх Алексий II наградил его Орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени. В дар храму Косенков передал старинную икону, сохраненную родственниками в годы гонений на православие. Реликвию не раз предлагали продать.
– Я сказал: «Нет! Это наша Родина, наша история, и она не продается», – вспоминает Виктор Анатольевич. – Сейчас икона «Ветхозаветная Троица» хранится в алтаре храма Георгия Победоносца на Байконуре.
Также Косенков награжден орденом Дружбы, медалями и знаками отличия за безупречную службу, вклад в развитие космической отрасли и выполнение особо важных задач.
Здесь же он познакомился с будущей супругой, работавшей медиком в местном госпитале.
Домой!
В 1999 году, после увольнения из Вооруженных сил, Виктор Косенков еще несколько лет оставался в Байконуре. Он руководил городским водоканалом, некоторое время исполнял обязанности заместителя главы администрации города. Опыт управления сложной инфраструктурой оказался востребован и в гражданской сфере.
Вскоре семья приняла решение вернуться в Тамбов.
На малой родине отставному военному пришлось заново выстраивать жизнь и искать работу. Так судьба и привела его в СУ СКР по Тамбовской области в отдел материально-технического обеспечения, который Виктор Косенков возглавлял почти десять лет. Под его опытным руководством разрабатывался проект и шло строительство нового шестиэтажного здания на улице Карла Маркса.
– Условия были непростые, – вспоминает Виктор Анатольевич. – Объект нужно было возвести в максимально короткие сроки, разместить большой штат, обеспечить подъезды и парковку.
Проект был реализован, и в январе 2014 года сотрудники областного управления переехали в свое благоустроенное здание.
Решение, изменившее жизнь
В 2014 году вместе с супругой Виктор Анатольевич принял одно из самых сложных и важных решений – взять под опеку двух сестер из детского дома. Тогда девочкам было четыре и семь лет. Свои дети супругов от прежних браков уже выросли и разъехались по разным городам.
Решение стать приемными родителями сначала было связано с событиями 2014 года на Донбассе. Косенковы из новостей узнали, что несколько десятков детей, оставшихся без родителей, привезли оттуда в Ростовскую область.
Виктор Анатольевич связался со своим бывшим сослуживцем, который тогда находился в этом регионе, и попросил узнать, есть ли возможность помочь – взять ребенка в семью. Но вскоре стало ясно, что с детьми, прибывшими фактически из другого государства, ситуация юридически сложная и забрать их на попечение было практически невозможно.
– Но решение взять ребенка мы уже приняли и отправились в детский дом, – рассказывает Виктор Анатольевич.
Будущих родителей покорила четырехлетняя девочка из тамбовского учреждения, которое, кстати, находилось под шефством сотрудников ведомства. Вскоре выяснилось, что у нее есть старшая сестра. Супруги познакомились с обеими, и девочки почти сразу начали называть их мамой и папой. После обучения в школе приемных родителей и оформления всех документов они забрали детей домой.
Тогда их биологическая мать была жива, но лишена родительских прав. Как выяснилось, с детства сестры оказались предоставлены сами себе. Их родительница приводила домой пьяные компании, у малышек не было не только игрушек и необходимой одежды, но часто – и еды… Через несколько лет женщина трагически погибла.
Квартирный вопрос
Сейчас старшей сестре 18 лет. Она окончила девять классов, музыкальную школу, учится в колледже. Девушка стремится к самостоятельности, живет отдельно, но часто навещает родителей и младшую сестру, которой 15.
– Не все было гладко, – признается Виктор Анатольевич. – Девочки многое пережили в детстве. Мы долго работали с психологами, делали все, чтобы они забыли весь этот кошмар. В нашей семье никто не курит, и все семейные праздники проходят без алкоголя.
Ради дочерей Виктору Косенкову пришлось выстоять в битве с чиновниками. Сначала девочек отказывались ставить в очередь на получение положенного им по закону жилья, аргументируя тем, что оно у них есть – помещение, в котором жила их мать. То, что оно давно опечатано и находится в ужасающем состоянии, никого не интересовало. Сам дом барачного типа на улице Гастелло то признавали непригодным для проживания, то снимали с него этот статус. Приемным родителям попытались выставить счет за коммунальные услуги, которые непонятно кому все эти годы оказывали в заброшенной и опечатанной квартире. Судебные разбирательства длились около пяти лет, но в результате справедливость восторжествовала. Победа оказалась на стороне офицерской принципиальности, знаний и опыта.
Фото из архива Виктора Косенкова
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru