Найти в Дзене
HAYK media

День памяти | Ованнес Деведжян

Ованнес Деведжян — великий сын Армении и последний друг Нжде Родился 15 января 1892 года в селе Машкерт, гавар Харберд. В 1903 году семья переехала в Алеппо. Окончил школу Берберяна. Избегая призыва в турецкую армию, укрылся в Болгарии во время Первой мировой. В 1918 редактор газеты «Армения» в Софии. В 1919 году был назначен руководителем отдела секретариата Совета Министров РА (1918-20). Во время февральского восстания был председателем Комитета спасения Родины. После разгрома восстания переехал в Сюник и был назначен министром Юстиции и просвещения Горной РА. Затем переправился в Персию с Нжде, Врацяном и другими. В 1925-34 годах преподавал в семинарии Месропяна в Софии, редактировал ежедневную газету «Аракс», в 1934-44 годах был директором национальных школ в Бухаресте, вёл общественно-политическую работу. В 1947 году был арестован в окрестностях Бухареста, переведён в Москву, затем в Ереван. Осуждён на 20 лет за антисоветскую деятельность, отбывал наказание во Владимире в одной ка

Ованнес Деведжян — великий сын Армении и последний друг Нжде

Родился 15 января 1892 года в селе Машкерт, гавар Харберд. В 1903 году семья переехала в Алеппо. Окончил школу Берберяна. Избегая призыва в турецкую армию, укрылся в Болгарии во время Первой мировой. В 1918 редактор газеты «Армения» в Софии. В 1919 году был назначен руководителем отдела секретариата Совета Министров РА (1918-20). Во время февральского восстания был председателем Комитета спасения Родины. После разгрома восстания переехал в Сюник и был назначен министром Юстиции и просвещения Горной РА. Затем переправился в Персию с Нжде, Врацяном и другими. В 1925-34 годах преподавал в семинарии Месропяна в Софии, редактировал ежедневную газету «Аракс», в 1934-44 годах был директором национальных школ в Бухаресте, вёл общественно-политическую работу.

В 1947 году был арестован в окрестностях Бухареста, переведён в Москву, затем в Ереван. Осуждён на 20 лет за антисоветскую деятельность, отбывал наказание во Владимире в одной камере с Нжде. Был идейным и боевым другом Гарегина. "Наступит день, когда перед судом истории его останки найдут покой в столь любимых и цветущих долинах Сюника, под героический марш бурь и метелей родных гор...", — Деведжян о Нжде. В 1952 году Нжде, после его обращения к советскому правительству с предложением выступить посредником в совместных антитурецких действиях с зарубежными лидерами Дашнакцутюн, привозят в ереванскую тюрьму, где предложения его тщательно разрабатываются. В процессе разработки операции логично возникло опасение, что письмо Нжде, которого давно уже все считали погибшим в советских застенках, может вызвать серьезные подозрения у адресатов. Нжде находит единственный выход: истинность письма, удостоверенного, а тем более доставленного таким безупречным деятелем партии, как Деведжян, снимет все подозрения. Ованеса по предложению Нжде привозят в Ереван, помещают в одну камеру с ним и подключают к разработке операции. Однако со смертью Сталина планы меняются и обоих летом 1953 года возвращают во Владимир. Но помещают в разные камеры.

И только через несколько месяцев, после того как Нжде объявил голодовку с этим требованием, их вновь поместили в одну камеру, где они и прожили вместе до октября 1954 года, когда Нжде был переведён в Ташкент. В августе 1955 года Ованес был освобождён досрочно, и, когда Нжде был возвращён во Владимир, его уже там не было. Нжде скончался во Владимирской тюрьме в конце того же года, а Деведжян с трудностями, но всё же добрался до Аргентины, куда переехала его семья из Румынии. Занимался общественной, партийной и педагогической деятельностью, руководил редакцией ежедневной газеты «Армения». В 1963-1976 годах директор Хримянского учебного заведения.

Умер 4 мая 1976 года в Буэнос-Айресе. В 1970 году напечатал книгу под писательским псевдонимом Армен Севан «Воспоминания заключённого — годы страдания вместе с Гарегином Нжде».

Воспоминания Армена Севана, изданные впервые в 1970 году в Лос-Анджелесе, широко известны в Спюрке. Хотя в центре внимания автора фигура Гарегина Нжде, воспоминания Деведжяна — один из лучших и первых по времени образцов так называемой «тюремной» литературы, получившей своё развитие лишь десятилетия спустя. Он считал своим долгом лишь «осветить» тюремную жизнь Нжде, единственным армянским свидетелем которой он оказался. Поэтому ценность мемуаров Деведжяна не только в том, что он был очевидцем последнего десятилетия жизни Нжде. Интерес также представляет описание перипетий жизни самого Деведжяна — человека незаурядного, истинного патриота, жизнь которого целиком отдана служению Армении, соратника Гарегина Нжде по обороне Сюника.

.

.

Друзья, ваши подписки, лайки, репосты, комментарии помогут большему количеству людей увидеть материалы на нашем канале. Проявите пожалуйста активность!