Собор Нотр-Дам в городе Страсбург – один из самых знаменитых. С какой стороны ни взгляни – памятник. Памятник истории, памятник архитектуры. И обширный текст культуры.
О чём говорит Нотр-Дам: тексты великих соборов
Великие готические соборы – это не просто Господни Дома и культовые сооружения. Не просто памятник древнему зодчеству и искусству средневековых мастеров. Это ещё текст. Текст, записанный не буквами, а символами, застывшими в камне.
В знаменитом романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» целая глава посвящена разъяснению смысла этих текстов. Об этом говорит Фроллло:
- Я научу вас разбирать одну за другой мраморные буквы алфавита, гранитные страницы великой книги…
- С нами крестная сила! Что же это за книга?
- А вот одна из них, - ответил архидьякон. Распахнув окно своей кельи, он указал на громаду Собора Богоматери Выступавший на звездном небе чёрный силуэт его башен, каменных боков, всего чудовищного корпуса казался исполинским двуглавым сфинксом, который уселся посреди города.
Некоторое время архидьякон молча созерцал огромное здание, затем со вздохом простер правую руку к лежавшей на столе раскрытой печатной книге, а левую - к Собору Богоматери и, переведя печальный взгляд с книги на собор,
произнес:
- Увы! Вот это уничтожит то.
Долгое время главной летописью человечества было зодчество. Каждая мысль облекалась в камень и оставалась незыблемой для следующих поколений.
Пока не началась новая эпоха – эра книгопечатания.
Книга против камня: Галактика Гутенберга началась в Страсбурге
По иронии судьбы или Высшему Провидению, человек, благодаря которому люди перестали читать стены соборов, жил в Страсбурге. И памятник ему стоит недалеко от Нотр-Дама. Один из самых содержательных, насыщенных соборных текстов вынужден коротать вечность рядом с тем, кто лишил его смысла.
Это Иоганн Гутенберг, изобретатель печатного станка. Открывший человечеству новую эпоху – эпоху бумажной книги. Которая длилась до тех пор, пока её не сменил цифровой текст.
Иоганн Гутенберг родился в Майнце в начале XV века. В Страсбург он приехал в поисках заработков. Знаменитый Страсбургский собор с его чудесными часами привлекал множество паломников. Гутенберг занимался шлифовкой: изготавливал зеркала, украшая их полудрагоценными камнями.
Видимо, работа с зеркалами и навела мастера на мысль изготовить обратное изображение букв – подвижные литеры, отшлифовать их таким образом, чтобы они смогли равномерно удерживать краску и оставлять чёткие оттиски.
Именно в Страсбурге он изготовил несколько шрифтов и напечатал первые книги, в том числе знаменитую Библию, которая дошла до наших дней.
С тех пор началась новая эпоха, которую философы и социологи ХХ века окрестили «Галактикой Гутенберга». С тех пор, как появились книги, центр культуры переместился в библиотеки. И горгульи на крышах великих соборов замерли в недоумении.
Великие мудрецы прошлого, увековеченные в камне, замолчали. Лишь немногие посвящённые понимали язык соборов.
На долгие века источником знаний стала книга. Теперь грамотному человеку не нужно учить символы, знать историю и библейские тексты. Теперь достаточно выучить буквы и суметь сложить их в слова.
Так было до недавнего времени. Пока мир не затопила новая цифровая реальность.
Страсбург: Нотр-Дам и отец книгопечатания
Недалеко от великого Собора Нотр-Дам в Страсбурге находится площадь, названная именем Гутенберга. Там же расположен ресторан – тоже имени Гутенберга.
На площади стоит памятник человеку, который открыл новую галактику – Галактику Гутенберга.
У подножия памятника периодически собирается небольшая книжная ярмарка – букинисты приносят на продажу редкие старинные книги и альбомы.
А горгульи великого собора Нотр-Дам смеются над старыми книжниками. Когда-то они решили, что печатный текст окажется крепче каменных стен.
Но пришло новое время – и экран смартфона легко затмил книжные страницы.
Для того, чтобы прочесть тексты, записанные на стенах великих соборов, нужно помнить историю – библейскую и мирскую, понимать знаки и символы. Для несведущих смысл извечных истин поясняли учёные святители и профессора университетов.
Для того, чтоб прочесть текст печатной книги, нужно всего лишь выучить буквы. И научиться складывать их в слова.
Тексты нового типа не требуют специальных знаний и умений. Достаточно купить смартфон.
И теперь мимо памятника Гутенбергу, мимо книжных магазинов и библиотек по всему миру проходят люди, не отрывая глаз от экранов. И не видят, что происходят в вышине.
А горгульи великих соборов продолжают смеяться. Они-то знают: пройдёт и это.