Найти в Дзене
Николай Утешев

Дорожная сага, Часть 3. Расширить и углубить по-горбачёвски

***************************************************************************** Всем доброго здравия! Это третья часть моей дорожной повести. Она относится ко временам Михаила Горбачёва. Он создал идеальные условия для всякого рода проходимцев и ловкачей. И они с удовольствием ловили рыбку в мутной воде перестройки. А мы в этой мутной воде барахтались, как могли. Это было время, когда напропалую разворовывались государственные предприятия. Эта участь коснулась и Петродворцового Часового Завода, который был лидером часового производства. Его часы марки Ракета могли конкурировать и со швейцарскими часами. Всё оборудование из него вывезли, а помещения стали сдавать арендаторам. И остался от его былой славы только высокий шпиль с часами на нём. Трудные времена настали для дорожников. Если сметы составляли по государственным расценкам, то как составлять акты на выполненные работы? Ведь цены на дорожные материалы взлетели до небес. Приходилось каждую процентовку составлять методом тыка. Ставил

*****************************************************************************

Всем доброго здравия!

Это третья часть моей дорожной повести. Она относится ко временам Михаила Горбачёва. Он создал идеальные условия для всякого рода проходимцев и ловкачей. И они с удовольствием ловили рыбку в мутной воде перестройки. А мы в этой мутной воде барахтались, как могли.

Это было время, когда напропалую разворовывались государственные предприятия. Эта участь коснулась и Петродворцового Часового Завода, который был лидером часового производства. Его часы марки Ракета могли конкурировать и со швейцарскими часами.

Из открытых источников
Из открытых источников

Всё оборудование из него вывезли, а помещения стали сдавать арендаторам. И остался от его былой славы только высокий шпиль с часами на нём.

Трудные времена настали для дорожников. Если сметы составляли по государственным расценкам, то как составлять акты на выполненные работы? Ведь цены на дорожные материалы взлетели до небес.

Приходилось каждую процентовку составлять методом тыка. Ставили сметные цены и добавляли на материалы коэффициент учета их фактической стоимости. А она, эта стоимость, менялась чуть ли не каждый день. Сегодня асфальт и щебень берёшь по такой цене, а завтра она уже изменилась.

Из открытых источников
Из открытых источников

Огромную помощь и понимание наших проблем я увидел в лице руководства объединения. Особенно помогала начальник ПТО Тамара Степановна Широкова. Это был опытнейший специалист - с 1956 года она работала в дорожной сфере.

Особенно тёплое отношение я видел у неё ко мне. Наверно потому, что я, как и она, закончил ЛИСИ на вечернем. А у выпускников этого института всегда были хорошие отношения между собой. Ведь одна Альма матер была у лисичек, как мы себя называли.

Потом Тамара Степановна знала, что я попал на свою должность из рабочих. И понимала, что как руководитель ДЭУ, я ещё несмышлёныш.

Сейчас я нашёл в Сети, что она и по сей день продолжает работать в дорожной сфере руководителем экспертного отдела НИС ОАО "АБЗ-1". Отличный человек и знающий специалист - дай Бог ей здоровья на долгие годы!

Из открытых источников
Из открытых источников

Так что со стороны СРСО Дормост я всегда находил поддержку. Но мы были двойного подчинения, и кроме Дормоста над нами была ещё и районная администрация. А как здесь обстояли дела?

С главой Петродворцовой администрации Фроловым Вячеславом Васильевичем, когда он ещё был председателем исполкома, я познакомился при неприятных обстоятельствах. Мы завершали работы, но ещё оставалось немного асфальта. Чтобы он не застыл в куче, решил раскидать его рядом по щебню и прикатать, как выравнивающий слой.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Вдруг вижу, подъехал на Волге мужчина в костюме и галстуке, представился председателем исполкома и начал выговаривать мне, что мы губим асфальт. Это был председатель исполкома Вячеслав Васильевич Фролов. Я ему объяснил, что асфальт сейчас застынет, а на щебне он будет очень даже к месту.

Но он не принял мои объяснения и уехал от нас очень недовольный. Да ещё и пожаловался на меня начальнице. Когда Людмила Степановна мне это рассказала, я вспылил: Давайте теперь остатки асфальта я буду высыпать у входа в исполком! Людмила Степановна успокоила меня и сказала, что объяснила ему всё то, что и я ему говорил.

Когда я стал замещать начальника ДЭУ, Фролов пригласил меня в администрацию на совещание. Там собрались руководители всех районных организаций. Глава представил меня им и попросил немного рассказать о себе. Я это сделал, и директора предприятий похлопали мне, как бы пуская в свой круг избранных.

Из открытых источников
Из открытых источников

Кстати, точно так меня знакомили и с руководителями дорожных организаций Ленинграда в Дормосте. Тамара Степановна представила меня им, я коротко рассказал о себе, и мне тоже похлопали эти солидные дяди. Видимо, такой был общепринятый ритуал знакомства с новенькими.

Что касается главы администрации, он никогда не вспоминал наше первое неприятное знакомство и всегда выделял меня положительно на всех совещаниях. Это при том, что другим частенько доставалось от него.

С 1972 года Вячеслав Васильевич работал на Ломоносовском авторемонтном заводе. Начинал карьеру слесарем, без отрыва от производства закончил Ленинградский Механический институт, и пройдя все ступеньки по служебной лестнице, стал директором этого завода. А в 1989 году его избрали председателем Петродворцового исполкома.

Из открытых источников
Из открытых источников

Авторем был градообразующим заводом в Ломоносове по ремонту автомашин ГАЗ, и многим довелось поработать на нём. Я тоже начал свою трудовую деятельность на заводе слесарем, устроившись туда незадолго до армии. А тем, кто получал трудовую книжку до призыва, срок службы добавлялся в трудовой стаж.

Когда я слышу фразу: "Человек на своём месте", мне сразу представляются такие люди, как Тамара Широкова, Вячеслав Фролов и мой начальник ДЭУ Торопова Людмила Степановна. Но во времена перестройки они не пришлись ко двору. И Фролова В.В. отправили в отставку.

Помню, что последний раз я увидел его в коридоре Петродворцовой администрации и подошёл выразить ему слова сочувствия и поддержки. И очень порадовался за него, когда узнал, что через какое-то время он стал главой соседнего Красносельского района.

Из открытых источников
Из открытых источников

Вместе с ним ушёл и мой непосредственный начальник из Отдела городского хозяйства администрации. Он тоже был высококлассным специалистом и возглавил такой же отдел у Фролова. Но свято место не бывает пусто, и на его место пришёл другой. Это был милейший человек, но он явно залез не в свои сани. И терялся в любых сложных ситуациях, которых всегда было очень много в городском хозяйстве.

К примеру, такой случай. У станции Старый Петергоф на дороге образовались огромные наледи с промоинами на льду. Устранять их должна была мехуборка спецтранса, но на них где сядешь, там и слезешь. Автобусники даже закрыли этот маршрут, и пошли жалобы от жителей.

Из открытых источников
Из открытых источников

Начальник вызвал меня и попросил засыпать эти промоины щебнем. Я, естественно, отказался - зачем мне смешить народ. Но начальник стал уговаривать: Коленька, выручай! Сколько скажешь, столько я тебе и заплачу за эти работы!

Что делать, пришлось засыпать ледовые ямы щебнем, и автобус по маршруту пустили. Потом Спецтранс очистил таки этот участок ото льда, а заодно - и от моего щебня.

Что ещё можно сказать о Петродворцовой администрации. В то время в ней работал юрисконсультом будущий глава Сбербанка Герман Греф. И работал хорошо, поскольку позже был удостоен звания Почетного гражданина города Петергофа. Иной раз видел его в администрации, но и только. У нас были разные сферы деятельности, которые нигде не пересекались и даже не соприкасались друг с другом.

Из открытых источников
Из открытых источников

И вот ещё одна примета того времени. Как грибы после дождя, во всех сферах стали вырастать кооперативы. Попортили они нам крови, перехватывая строительные материалы прямо с заводов, платя за них налом. А нам оставалось довольствоваться остатками.

А раз появились богатые кооператоры, то появились и рэкетиры, которые творили беспредел. Вот характерный случай для того времени.

Из открытых источников
Из открытых источников

Был у меня хороший знакомый кооператор. Однажды мой служебный автомобиль сломался, и знакомый предложил отвезти меня в Питер на своей иномарке. По дороге мы беседовали с ним, он что-то рассказывал мне. И вдруг на Ленинском проспекте нас обгоняет легковушка, тормозит перед нами, и оттуда выходят четверо крепких ребят.

Мой знакомый даже не прервал разговора и аккуратно объехал их. Они опять повторили свой манёвр, и он опять их объехал. Я тогда подивился его хладнокровию. И когда после этого пару раз и мне перегораживали дорогу, я также спокойно объезжал отморозков, не вступая в дорожный конфликт.

Из открытых источников
Из открытых источников

А мой знакомый кооператор от бандитской пули всё же не уберёгся. Однажды он попросил меня выгрузить на моей территории немного фундаментных блоков, пока он подготовит для них площадку. Я согласился. Но они привезли столько блоков, что едва поместились на моём заднем дворе. Ладно, если на несколько дней - пусть лежат.

-13

Но прошло несколько дней и даже недель, а блоки никто не забирал. Я позвонил в его фирму, и оказалось, что мой знакомый застрелен бандитами. А его заместитель вообще ничего не знал об этих блоках и жутко обрадовался моему сообщению. Ведь они имели баснословную цену. В тот же день все блоки с территории ДЭУ вывезли.

Из открытых  источников
Из открытых источников

И не только бандиты допекали, а и новоявленные депутаты. Сколько их повылазило на волне первых выборов, и они считали, что все руководители предприятий должны перед ними отчитываться. И лезли во все производственные вопросы, ничего в них не понимая.

Когда Людмила Степановна выздоровела и вышла на работу, я уже не мог работать на предприятии вторым лицом. Как раз тогда в соседнем, только что отделившемся от Петергофа районе, стали образовывать с нуля все городские службы. Мне предложили создать и возглавить тамошнее ДЭУ, и я охотно согласился на это.

Получив от Людмилы Степановны тротуарный каток и вагончик, я по-доброму распрощался с ней. Вот и всё моё приданное, с которым я отправился в соседний район.

Коллаж автора
Коллаж автора

А ещё получил от неё в дорогу напутствие, что если у меня ничего не получится, то во всём обвинят меня. А если получится создать успешное предприятие, то лет через пять меня оттуда выживут и поставят вместо меня своего человека.

Точно так всё и случилось. Но это уже другая история.

Всем удачи!