Документы поехали сдавать в училище сами. Баба Фрося сказала, что уже поговорила с кем надо, а красоваться с роднёй не будет.
- Не хочу я, чтобы Петька поступал учиться по знакомству. Езжайте сами. Сдавайте документы, устраивайтесь в общежитие. Давайте, езжайте.
Дед взялся проводить родственников до нужного места и подождать за воротами в сквере.
Глава 7
Много лет Настя просила построить во дворе летнюю кухню.
- Паша, котёл поставим и сделаем баньку с одной стороны, а с другой будет кухонька. Надоело мне мучится с этим навесом, - кивала головой в сторону небольшого навеса, под которым пряталась летняя печка. Котёл я уже заказала Марусе. Как только у них на складе появится, сразу привезём домой. Сделаем баньку, как у них, чтобы вода горячая была постоянно. Захотел помыться, не надо специально топить. Пока еду приготовлю, вода в котле и нагреется.
- Сделаем, - обещал Павел, а всё руки не доходили. И вот, наконец, деревянная коробка для кухни была установлена. Нужно было накрыть крышу и можно ставить печь.
Павел толкал готовые балки снизу, а Петька затаскивал их и укладывал на верху. Далеко было видно. И тут он увидел, что по дорожке от колодца поднимается в сторону их дома школьная техничка. На середине подъёма она остановилась и, уперев руки в колени, остановилась, пытаясь отдышаться.
- Па, к нам идёт тётя Даша, - сказал и помахал выпрямившейся женщине рукой. И тут его точно молнией ударило. – Экзамен! Слетел с верха, помчался переодеваться. Школьный костюм, белая рубашка, носки, туфли. Выбежал.
Мать пригласила женщину во двор и угостила холодным компотом.
- Отдышись, Даша. Петька, видно, забыл, что у него сегодня экзамен. А я и не знала. Он про экзамены ни слова не говорил. Так тебя специально завучка послала? Ой, посиди, отдохни.
- Петька, бери велосипед, а то пешком долго будешь идти, - подал голос отец. Он сразу понял, что сын забыл про экзамен.
Диктант Петька провалил. Допустил ошибки даже в тех словах, которые всегда правильно писал. Учительница собрала листочки и вышла из класса. Ученики остались сидеть за партами. Пришла классная руководительница, сообщила время консультаций по следующим предметам и отпустила детей.
- Петька, а ты чего опоздал? – спросил Витька.
- С папкой брёвна на кухоньку затаскивали.
- Тю на тебя. Брёвна он таскает, когда на экзамен нужно бежать.
Друзья вышли из класса и пошли к главному входу.
- Подождите, я лисапет спрятал за мастерской, - сказал Петька и почти бегом направился к другому выходу.
Выехал из-за школы и предложил друзьям:
- Садитесь, прокачу.
Маленький Вьюн сел на раму, второй друг взобрался на багажник. Так и покатили втроём на велосипеде.
Прохожие останавливались и осуждающе качали головами:
- Вымахали с три версты, а ума не набрались.
Петька развёз друзей по домам и сам нехотя поехал к себе. Чувствовал парень, что ждёт его дома серьёзный разговор.
Шура ждала брата на брёвнах у калитки.
- Петь, написал?
- Написал. Оценку завтра скажут.
А завтра пришлось ему и ещё троим умникам писать тот самый диктант в учительской. Учительница диктовала по буквам, чтобы в этот раз ученики получили положительные оценки.
С горем пополам с русским было покончено. Дарья Сергеевна отдала выпускникам их первый диктант. Петька только глазами хлопал от удивления. Его листочек был весь красный. В каждом слове была ошибка, а то и две. За повторное написание все трое получили тройки.
После того Петька всегда нервничал перед экзаменами, боялся получить плохую оценку.
***
Сдавали в тот год 4 экзамена после 8 класса. Диктант по русскому языку и устно правила. Алгебру и геометрию. Петька оставшиеся экзамены сдал спокойно на тройки. Аттестат у него получился хороший. В августе они с матерью поехали в Москву. Тётя Маша помогла с билетами. В Москве их встретил на вокзале Николай – сын Ивана и Ефросиньи. Проводил в Красногорск. Чтобы не толкаться в метро с огромными чемоданами, он взял такси.
Настя потом долго рассказывала соседкам, какая большая, огромная Москва.
- У митро дужэ красиво. Только страшно мне было переступать с эскалатора на пол. Один раз чуть не упала.
- Да ничего там страшного нет, - отвечала Прасковья, любительница коз. – Я была там, когда Колька служил в Кремлёвском полку. Нас тогда много родителей пригласили. Поселили в казарме. Кормили, на экскурсии возили.
- Так ты и метро не видела, - усмехалась Настя. – С автобуса повыглядувала в окошко та и всё. А мы в Мавзолей ходили. Я Ленина бачила. Лежит такой чистый, будто живой.
- Нас тоже водили в Мавзолей. А Колька мой стоял на посту у Мавзолея. У меня и карточки есть, - не сдавалась соседка.
- Ой, ценность какая, карточки. У мине нету карточек, я и так всё помню.
***
Документы поехали сдавать в училище сами. Баба Фрося сказала, что уже поговорила с кем надо, а красоваться с роднёй не будет.
- Не хочу я, чтобы Петька поступал учиться по знакомству. Езжайте сами. Сдавайте документы, устраивайтесь в общежитие. Давайте, езжайте.
Дед взялся проводить родственников до нужного места и подождать за воротами в сквере.
- А то ещё заблудитесь. Это вам не в станице по горам и лесам шастать.
Документы приняли без всяких разговоров. Только важный мужчина в приёмной комиссии спросил:
- Что ж так далеко приехали поступать? Разве ближе ничего подходящего не нашли?
- Ой, дядечка, мы и не искали. Как узнали, что здесь есть такое хорошее училище, так сразу и решили сюда ехать, - ответила Анастасия, глядя на мужчину своими небесно-голубыми глазами.
Мужчина смутился и отвёл взгляд. В тот же день Петька получил койку в комнате на троих. Он хотел остаться ночевать, на мать не разрешила.
- До занятий ещё 5 дней. Голодный тут сидеть будешь, что ли? Я завтра поеду домой, а ты останешься у наших. Денег я оставлю, да и продуктов мы привезли много.
Баба Фрося была недовольна возвращением Петра, но сдержала эмоции, вспомнив, сало, окорок и сливочное масло – гостинцы из станицы. А ещё сушёные яблоки, шиповник и виноградное вино. Николай задержался и выпросил у матери шмат сала. Со временем он переманил Петьку к себе. У дяди Коли было две дочери, ему очень хотелось сына. Вот и сманил он парня к себе. Относился, как к собственному ребёнку, водил по Москве, показывал, где и какие магазины, по воскресеньям брал с собой на закупку. Так было принято в семье дяди. Закупаться на неделю. Петька с радостью помогал дяде, таскал тяжёлые сумки, а сам мечтал остаться в Москве навсегда.
Петька стал тем самым звеном, которое связало дальних родственников. Дядя Коля с удовольствием ездил с парнем в станицу, сначала один, а потом и с женой. Настя с Павлом всегда были рады гостям. Да и гость был не простой. Работал слесарем в какой-то лаборатории. Привозил разные инструменты, запчасти, интересные доски, из которых они с Павлом мастерили табуретки и полочки.
- Эх, жили бы вы ближе, я бы отделочной плитки вам натаскал. Дом можно было бы оббить снаружи. Тогда не пришлось бы мазать и белить его каждый год.
- Спасибо и за то. Глянь, каких скамеечек Паша наделал. Так удобно под корову садиться, а то ж я доила навколюшках. А счас сыдю, як барыня. Та и ноги мыть удобненько.
Петька был благодарен деду Ване и бабе Фросе, что помогли устроиться в училище. Встречался с ними во время учёбы и всегда расспрашивал о здоровье и о житье-бытье. Иногда его приглашали переночевать, и он не отказывался. Нравилась ему их домашняя обстановка. У дяди Коли тоже нравилось. Там у них была настоящая мастерская. Чего они там только не мастерили! Дядя Коля приносил из лаборатории разные схемы и учил Петра в них разбираться.
***
На третий год учёбы Пётр решил собрать электрозвонок для училища. Чтобы не бегали техслужащие нажимать на кнопку, а часы сами включали звонок. Это была его первая самостоятельная работа. Дядя не вмешивался, а лишь немного подсказывал. Он гордился своим родственником, как собственным сыном. В училище с интересом отнеслись к творчеству студента. Схема была установлена на большие часы в фойе главного учебного корпуса. И она работала. Петра хвалили и летом выделили для него путёвку в Финляндию. Две недели Пётр ездил по городам чужого государства вместе с лучшими учениками училища.
В Финляндии ему не понравилось. Столица показалась тесной и хмурой. Москва нравилась гораздо больше. Но домой тянуло. Хотелось на гору, на речку.
В тот год каникулы получились у него короткие. Приехал домой всего на месяц. Родители знали о его поездке в Финляндию, но не расспрашивали. А сам Петька рассказывать не стал. Обиделся.
Шура расспрашивала, рассматривала открытки и значки, которые привёз брат из поездки. Она уже ходила в 8 класс. Училась хорошо и собиралась заканчивать 10 классов в родной школе.
Продолжение будет
Глава 6 здесь
Все главы здесь
Читайте мои истории из реальной жизни здесь
Всем доброго утра и хорошего дня!