Найти в Дзене
КП Иркутск

Владыка Максимилиан: Никто не запрещает говорить с Богом напрямую

На дворе - январь, но мы продолжаем подводить итоги 2025 года. Так, в гостях на Радио «Комсомольская правда» (91,5 FM) побывал митрополит Иркутский и Ангарский владыка Максимилиан. Полную версию беседы можно найти на сайте radiokp.ru, а для наших читателей мы собрали самые интересные и важные моменты встречи. - Какие факты биографии повлияли на то, кем вы стали сегодня? - Я - иркутянин, моя семья из Иркутска-II. Все мои бабушки, дедушки, родители, дяди - заводчане. Поэтому у меня было советское иркутское детство: школа № 12, музыкальная школа, спортивная секция, бассейн. Затем, как большинство, наверное, мальчиков Иркутска-II, я поступил в авиационный техникум, который успешно окончил. Специальность - роботы и манипуляторы, тогда это было новым направлением. Затем поступил в наш технический университет на кибернетический факультет, в 1995 году окончил, работал в Иркутском аэропорту инженером-программистом. Первый раз в сознательном возрасте в храм я попал примерно в 15 лет, тогда у нас
   Фото: Денис ДАВЫДОВ
Фото: Денис ДАВЫДОВ

На дворе - январь, но мы продолжаем подводить итоги 2025 года. Так, в гостях на Радио «Комсомольская правда» (91,5 FM) побывал митрополит Иркутский и Ангарский владыка Максимилиан. Полную версию беседы можно найти на сайте radiokp.ru, а для наших читателей мы собрали самые интересные и важные моменты встречи.

- Какие факты биографии повлияли на то, кем вы стали сегодня?

- Я - иркутянин, моя семья из Иркутска-II. Все мои бабушки, дедушки, родители, дяди - заводчане. Поэтому у меня было советское иркутское детство: школа № 12, музыкальная школа, спортивная секция, бассейн. Затем, как большинство, наверное, мальчиков Иркутска-II, я поступил в авиационный техникум, который успешно окончил. Специальность - роботы и манипуляторы, тогда это было новым направлением. Затем поступил в наш технический университет на кибернетический факультет, в 1995 году окончил, работал в Иркутском аэропорту инженером-программистом.

Первый раз в сознательном возрасте в храм я попал примерно в 15 лет, тогда у нас была экскурсия по городу, и нас привезли в Знаменский монастырь. Тогда я даже шага не мог сделать - мне стало так жутко. А с 1998 года я здесь нахожусь неотлучно и живу до сих пор.

- Как же произошел этот переход из одной ипостаси в другую?

- На самом деле Господь слышит все наши искренние мысли, чувства, желания. И когда человек о чем-то искренне внутри себя говорит, то Господь принимает заданность и начинать выстраивать это в жизни, независимо от тебя и незаметно.

В возрасте 20 лет я стал прихожанином. Просто у меня было такое чувство и желание примириться с Богом. Понятно, что это был непростой путь. В определенный момент я подумал о том, что программистов на свете много, а молодежи в церкви как-то мало. Пойду-ка я. Как Бог благословит, так и буду делать. И вот я с зарплаты 6 тысяч рублей тогда, как сейчас помню, перешел на оплату 600 рублей. И я стал заниматься газетой, был помощником батюшки в Михайло-Архангельском храме в Новоленино. Видимо, Господь как-то избирает нас, смотрит, кто по своим талантам, характеру и прочему способен понести эту ношу и кто лично согласен. Я внутри себя согласие проявил, Господь сказал: «Хорошо».

- Есть ли у митрополии Иркутской области свои особенности?

- Русская православная церковь делится на епархии, с недавних времен - на митрополии. То есть митрополий в России примерно столько же, сколько субъектов Федерации. Митрополия делится на несколько частей. В Иркутской - три епархии, три части. Митрополит находится в главной епархии, он ее возглавляет, а также участвует в жизни всех епархий региона опосредованно, хотя каждый епископ епархии напрямую подчиняется патриарху.

Можно сказать, в историческом контексте у Иркутской митрополии большая заслуга. Потому что весь восток нашей страны в церковном отношении чаще всего возглавлялся из Иркутска. В октябре я вернулся с Аляски. И там меня принимали как представителя материнской церкви.

- В XIX веке, в XVIII веке миссионерство несло свет, просвещение, культуру. А сейчас миссионерство тоже существует?

- Да, но другое. Потому что сейчас средства массовой коммуникации дают любому человеку возможность ознакомиться с евангельской истиной. Сейчас миссионерство больше направлено на внутреннее, на тех, кто пришел когда-то в церковь, покрестился, но не пребывает там в своем сознании. Сейчас опять нужно идти к этим людям, чтобы объяснять, для чего они живут, в чем смысл жизни. Потому что часто человек настолько поглощен миром, что не может из этого вырваться.

- Обязательно ли верующему человеку посещать службы в храме? Ведь можно говорить с Богом напрямую.

- Никто не запрещает говорить с Богом напрямую. Наоборот, это даже приветствуется. Просто сам себе человек не является критерием, что хорошо, что плохо. А ведь знания о мире, о духовном мире, в общем-то, довольно подробно классифицированы. Если человек поверил в Бога и в свою вечность, то он старается так выстроить жизнь, чтобы достичь того вида и образа, чтобы попасть к Богу. Церковь для этого и создана, чтобы помогать каждому человеку преображаться здесь по слову Иисуса Христа.

- Очень много священников сегодня находятся «за ленточкой». Участвует ли в этом Иркутская митрополия?

- Да, в Иркутской митрополии, но я больше говорю об Иркутской епархии, есть священники, которые туда ездят. У нас есть синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, он курирует эту тему. Кроме того, Иркутская епархия окормляет военный госпиталь.

- Часто мы сталкиваемся с таким явлением: едешь летом на Ольхон - люди с православными крестами останавливаются на так называемых бурханах и бурханят. Как к этому относиться?

- Я согласен, что это есть в нашем обществе. Но это делают люди невоцерковленные. Надо иметь в виду, что в лучшем случае это 5% из крещеных людей, воцерковленных, то есть тех, которые живут верой сознательно. А чаще всего крещеный человек живет несознательно, он по сути своей неверующий или мало верующий. И поэтому в его душе уживается все, что хочешь. Он готов чему угодно помолиться и считает, что ничего не нарушил, не предал ни Иисуса Христа, ни церковь, ни свои обещания. Конечно, это проблема. Это к вопросу о миссии. Мы к таким людям сейчас должны приходить вновь.

Конечно, это грех. Если хочешь добиться успеха, помолись Иисусу Христу - Он во всем мире Бог, хоть на бурятской земле, хоть на африканской. И Он тебе в твоем деле поможет.

- Нужно ли для молитвы знать специальные слова? Или достаточно просто своими словами к Богу обратиться?

- Конечно, в течение дня ты молишься постоянно. «Господи, благослови! Господи, помилуй! Господи, прости! Слава Тебе, Господи!» Но почему есть молитвослов, почему есть богослужение? Потому что вера имеет свой канон, свое писание. Нам дается некий камертон в утренних молитвах, вечерних, в молитвах святых людей, которые когда-то их создали. В них есть правильное настроение для человека, дается возможность и домашней молитвы по молитвослову, и богослужения, в котором используется вся догматика. Она зашита в различные формы: в пение, в чтение, в различные молитвословия.

- Какие у вас отношения со светской властью в Иркутской области?

- Мы довольно тесно и часто общаемся с представителями всех ветвей власти, с губернатором, мэром, Заксобранием. Многое в нашей жизни регламентируется таким образом, что у нас, с одной стороны, есть потребность, а с другой - некая обязанность, миссия. То есть государство в нас тоже нуждается, потому что мы - неотъемлемая часть русской истории, можно сказать один из столпов государства Российского. Поэтому наши отношения очень дружеские.

- Как вы считаете, у нас достаточно храмов?

- Конечно, нам нужны новые храмы. Исторические храмы в прежних пределах Иркутска стояли очень часто, а сейчас появились новые микрорайоны, в которых их нет. Храм в шаговой доступности - это большое благо. Ладно, когда человек на автомобиле и сам достаточно молод, он даже специально уедет в какой-нибудь храм за городом. Но пожилая женщина или мама с ребенком - как им ехать? А тут они вышли спокойно, пришли в свой сквер, который вокруг храма, зашли, а там служба идет, где учат добру. В этом нет ничего плохого.

Исторические храмы - замечательные. Это лицо нашего города и региона. И это наша история в том числе, и наша святыня. А новые храмы должны украшать новые микрорайоны.

КСТАТИ

Анекдот от митрополита

Попадают в Царствие Небесное священник с женой, которые прожили всю жизнь душа в душу и умерли в один день. Идут по раю и смотрят, как хорошо, как прекрасно. И тут батюшка матушку толкает локтем.

- Ты что, батюшка! Ты же меня вообще никогда не обижал!

- Вот если бы, - говорит, - не твое здоровое питание, мы бы уже давно здесь были.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru