Многие из конников за пару десятилетий с 2000х годов точно хотя бы один раз слышали о термине «Мягкие методы». Но ввиду множества противоречивой информации даже мы, одни из первых, кто стал это практиковать в своей работе с лошадьми, начали в конце концов ощущать смешанные эмоции и вообще перестали понимать, что происходит. Лично я читала всю эту кашу в интернете и поняла, что совершенно запуталась в ней.
Одни прославляют и отождествляют себя с мягкими методами, другие ругают и дистанцируются «это не про нас». И главное, что явно и те и эти, даже тренеры со стажем, совершенно не понимают, что вообще подразумевал под собой этот термин изначально. И тогда я написала одному из создателей сайта о мягких методах «Старый Друг» Анне Мазиной, чтобы обсудить эти непонятные трансформации в восприятии этого двадцатилетнего термина у конников.
Начинать нужно именно с создания словосочетания «мягкие методы». Если открыть сайт «Старый друг», который был самым первым ресурсом по мягким методам в России, то на ознакомительной страничке можно сразу прочесть
«Идея сайта – рассказать о «мягких методах» работы с лошадьми, в том числе о Natural Horsemanship – отношениях с лошадьми, основанных на взаимном уважении и доверии.»
Для Анны NH (Natural Horsemanship) началось с того, что подруга дала ей ссылки на сайты разных тренеров, включая Парелли. И она распечатала себе 7 Игр на страничку и начала по ним изучать NH. А уже спустя пару лет у неё появилась видеокассета Эллен Офстад, и получилось наглядно увидеть как это должно было выглядеть.
В целом интерес к мягким методам в России возник тогда, когда лошадей начали заводить как животных-компаньонов, а не только для выполнения каких-то функций – спортивных, сельскохозяйственных или транспортных. И раньше главной целью был результат, а способ обучения зависел от конкретного обучающего. Метод мог быть как последовательным и терпеливым, так и очень жестким и даже жестоким, то теперь помимо результата в равной степени важным стал и сам процесс. Лошади-компаньоны заводились прежде всего для дружбы и обучением хотелось эту дружбу укреплять, а не проверять на прочность.
Зачастую, в ответ на возникавшие вопросы в обучении мы слышали от окружающих советы с позиции силы: «Она просто издевается над тобой, заставь, покажи кто здесь хозяин»». Однако, нам была ближе дипломатия, но знания были разрозненные, отрывочные. Не хватало системы, которая бы задавала логику обучения в целом и давала ответы на конкретные вопросы. И вскоре она нашлась, с появлением домашнего интернета поиск вывел к Natural Horsemanship.
Изначально термин «мягкие методы» родился из понятия ступенчатой системной подготовки в американской школе Natural Horsemanship. Чтобы не форсировать заездку лошадей, их поначалу обучали ряду упражнений на земле: на корде и в руках. Конечно, методы в разных школах этого направления могли отличаться, но красной нитью везде проходит именно ступенчатость подготовки. Эту школу еще называют "натуральной", обосновывая это тем, что многие упражнения взяты из природных игр между лошадьми.
К примеру, для заездки не назначается день Х, когда её начинали сразу готовить под седло. И далее, как у нас обычно было принято, в течении недели её заезжали.
В NH начинается все с самых нижних ступеней – знакомства лошади с человеком на земле, обучения её уступчивости, доверию при нахождении рядом, постепенного знакомства с амуницией и только затем седловка и посадка в седло. Ступенчатость проявляется даже в самой технике подготовки к каждому элементу, относящемуся к заездке. Она напоминает походку хамелеона, который качающимися движениями, очень медленно, но продвигается к своей цели.
Так почему же переводчики назвали Natural Horsemanship «мягкими методами»? В учебном пособии Пата Парелли «Партнерство» слово «мягкий» встречается 39 раз! Мягкая веревка, мягкая корда, мягкий взгляд, мягкое давление… Всегда надо начинать с мягкости и постепенности. И усиливать требования ступенчато, по необходимости. И результатом в конечном итоге должна быть мягкость и легкость управления и общения. Именно потому альтернативные методы и были названы «мягкие методы». Все гениальное - просто!
Но почему же вдруг выясняется, что именно сторонники «мягкого хорсманшипа» и даже бывшие «невзоровцы», впоследствии ставшие профессиональными тренерами, всячески стали открещиваться от словосочетания «мягкие методы» и дистанцировать себя от их сторонников? Давайте разбираться…
Несмотря на то, что первые несколько лет новые идеи воспринимались с большим трудом и в основном очень молодыми или совсем юными конниками, отсутствие базовых знаний и опыта сильно сказались на восприятии мягких методов.
Появление на сцене «мягких методов» Александра Невзорова внесло еще больше путаницы в головы молодого поколения России, которые даже не успели толком понять системность подготовки лошадей в только распространяющейся по России школы NH.
А сам термин «мягкие методы» ушел далеко от понятий и идеологии Natural Horsemanship куда-то в сибирские леса, мягко выражаясь. Множество неопытных владельцев начали бессистемно учить лошадей множеству трюков, так как системы в псевдо-школе Невзорова попросту не было. Он был очень талантлив в работе с лошадьми, но совершенно не умел правильно структурировать свои знания и передавать их дальше.
К сожалению, он был одним из первых людей, благодаря которому идея «системной мягкости» была экстремально искажена в сторону полного запрета любой системности. И традиционной и натуральной. А. Невзоров хорошо владел всеми видами коррекции лошадей на достаточно тонком уровне, при этом в его "школе" было полно правил и запретов, но не было абсолютно никакой системы в самой предлагаемой «методике». Он предлагал накапливать теоретические знания, которые почти не подкреплялись практикой. Те из учеников, кто показал какой-то результат, уже имели базовые знания советской школы верховой езды и конного спорта. И вдохновившись новыми идеями очень легко их освоили и пошли дальше своего вдохновителя.
Потому что на уже имеющихся знаниях об обучении животных легко выстраивать любую систему подготовки, главное понимать общие принципы и далее применять метод в нужное русло.
Но даже несмотря на это всё, именно А.Невзоров со своим агрессивным журналистким даром пропаганды дал мощный толчок развитию направления в России, и сделал «мягкие методы» очень популярными на целых два десятилетия. Однако, не найдя ответов на проблемы в воспитании лошадей в невзоровской бессистемности, многие ринулись за зарубежным опытом к иностранным тренерам. Именно в этот период стали открываться различные курсы, семинары, делались переводы фильмов, формировалось новое поколение «альтернативных» и «классических» тренеров, открывались конюшни сторонников «мягких методов».
Однако выяснилось, что саму идею мягкости народ с удовольствием воспринял, а ради чего была встроена эта «мягкость» в подготовку лошадей как-то быстро подзабыли.
Помните рекомендации Пата Парелли? Мягкость, постепенность усиления требований и результат.
В период мощной пропаганды А.Невзорова произошла серьезная подмена понятий у части молодого поколения. Опытный журналист и манипулятор, ловко играя понятиями и терминами романтизировал подготовку лошадей в духе «Завоюйте сердце лошади», запрещая адептам любое «насилие».
Были запрещены любые коррекционные методы сдерживания лошади, будь то недоуздки, чомбуры и корды, третья и четвертая ступени давления по Пату Парелли (по советской школе – усиление стимула). В конце концов псевдо-школа настолько деградировала, что были запрещены любые методы, где на лошадь нужно было давить хоть в какой-то степени. Запретили тренинг, седловку, верховую езду, гимнастику и…отменили самого Пата Парелли с его «мягкими методами»! А это словосочетание наполнили новым содержанием и смыслом. Фактически новая школа, подающая большие надежды, превратилась в сектантское сообщество, где учили лишь слепо доверять и подчиняться. А вовсе не обучали искусству воспитания лошадей. Максимум, что позволялось - дрессировать лошадь приносить карточки с буквами в нужном порядке.
Я сталкивалась с последствиями такой пропаганды, когда помогала уже бывшим «ученикам» справиться с совершенно обнаглевшими, агрессивными лошадьми. Был даже опыт помощи коневладелице в Бурятии, которая страшно боялась своей очень агрессивной и диковатой лошади, но ужасно хотела как Невзоров «Завоевать душу лошади». Это был печальный опыт, когда я предложила хозяйке не мучить ни себя ни лошадь, а обратиться к местным опытным заездчикам. В итоге она просто обменяла эту лошадь на спокойную и уже объезженную, что удовлетворило нас обоих. Обошлось без травм!
Когда запрещены любые меры сдерживания, лошади в неопытных руках превращаются в достаточно опасных животных. И в конце концов владельцы понимают, что где-то они свернули не туда и начинают обращаться за помощью… Из личного опыта общения и взаимодействия с этими людьми, я могу сказать, что самое тяжелое - это работать с мощными ограничивающими убеждениями в головах этих людей. Психологическая обработка была настолько сильной, что любая попытка объяснить, как на самом деле работают законы научения была практически невозможной и встречала активное сопротивление.
Этим несчастным взрослым детям внушили такое сильное чувство вины за любое превышение уровня давления (стимуляции), что из этой промывки мозгов им пришлось выходить несколько лет! Такое мышление приводило не к умению воспитывать лошадей, а к обучению её вседозволенности и отсутствию каких-либо четких результатов в работе.
Это то, что случилось с «мягкостью»…
Вторая не менее странная трансформация произошла с «последовательностью» в подготовке, то есть постепенным и ступенчатым подходом.
Вследствие запрета на коррекционные или приграничные методы давления, требования к лошадям приходилось снижать настолько сильно, что для включения мотивации к взаимодействию стали не только сокращать время занятий, но и раскладывать элементарную задачу из 5 шагов на 15-20. То есть, то что опытный человек с хорошей «Павловской» базой (учение об условных рефлексах) сделает за определенный срок, другой с сильными внутренними установками запрета на «давление» будет делать неделями, месяцами и даже годами. То есть бесконечная постепенность в угоду фальшивой мягкости растягивает «тренинг» лошади на годы!
Что в этих условиях получается с результатом – вы и сами уже поняли. Вместо него - бесконечный процесс ради процесса, мягкость ради мягкости.
К сожалению, наследие такой чудовищной трансформации понятия «мягкие методы» продолжает передаваться следующим поколениям неофитов, коверкая и дальше его истинный смысл. Он продолжает кочевать в ответвления самых различных «школ» в уже искаженном поломанном виде, распугивая всех тех, кому когда-то было не стыдно быть к нему причастным.
У этих различий в восприятии «мягких методов» есть вполне объяснимые психологические причины. Людей, практикующих «мягкие методы» можно условно разделить на четыре категории:
Первая категория – это люди с опытом и устоявшимися прагматичными взглядами. Они четко следуют системе и яростно отвергают все, что хоть как-то выходит за её рамки. Иногда это свойство характера определенного человека, либо это люди с приличным багажом профессионального выгорания и поэтому любая свежая идея не кажется им безопасной. Потому что на обработку и осваивание новых навыков нужно очень много внутренних ресурсов, а их нет. Поэтому система работы должна быть максимально понятной и простой для них самих.
Вторая категория – это люди с опытом и открытым кругозором. Они с легкостью могут усваивать и перерабатывать новые идеи. Экспериментировать с ними, не боясь перебирать различными инструментами из разных школ и систем для работы с лошадью, действуют гибко. Подстраиваясь под лошадь и условия. Это очень ресурсные люди с огромным запасом внутренних сил, которые не ограничивают себя в творческом поиске.
Третья категория – это люди с опытом и открытым кругозором, но которые имеют собственные ограничивающие убеждения. К примеру – не использовать недоуздок, уздечку или хлыст в работе. Опыт работы с различными инструментами дает им возможность тренировать в ограниченном диапазоне способов коррекции. Это их осознанный выбор, некий вызов себе и окружающим. Усложнение условий работы дисциплинирует и заставляет очень много размышлять. Лозунг данной категории тренеров и владельцев: не навреди! Путь для очень ресурсных коневладельцев и тренеров.
Четвертая категория – неофиты с огромным количеством ограничивающих убеждений, навязанных извне идеологией школы, тренером или гуру. Ввиду отсутствия пока опыта, они владеют только определенным набором шаблонов, которые и транслируют в мир. Но из-за отсутствия опыта пока не могут работать с инструментами мотивирования и давления в свободном режиме. Им навязан определенный алгоритм действий, за рамки которого они боятся заходить. Не способны сравнивать, не имеют критического мышления. В случае если с такими учениками работать не грамотно, они лишаются здравого смысла, их кругозор и гибкость мышления сужается до одной жесткой системы. К сожалению, нерадивые тренеры часто пользуются своим влиянием для удержания в своей системе таких клиентов на долгий срок.
И вот как раз из четвертой категории можно натолкнуться на множество людей с искаженным восприятием «мягких методов». Из такой группы людей легко формируется армия фанатиков, которых можно использовать в различных целях.
Но одновременно с этим часто именно из этой категории вырастают чрезвычайно категоричные последователи какой-либо системы, потому что широкой практики по-прежнему не было, а жесткие шаблоны и вгляды намертво закрепляются. В народе таких людей именуют "зоошизой", потому что при отсутствии широкого жизненного опыта с животными, тем не менее эти люди обладают громкими фанатичными голосами и легко поддаются эмоциональным манипуляциям со стороны властей.
В купе с психологической незрелостью, отсутствием широкой длительной практики, своей внутренней позиции и опоры, неумению работы с инструментами мотивирования и стимулирования, неумению говорить не только лошади но и миру четкое «Нет!» и имея огромное количество внутренних и внешних запретов, мы как раз и получаем ту самую картину, когда человек считает, что занимается «мягкими методами». На деле это приобретает черты некой не вполне внятной деятельности, когда лошадь может даже многое знать, но в быту абсолютно или частично неуправляема. Нет системной работы, потому что её не из чего выстраивать. Нет ни уверенности, ни разрешения себе самому на какие-либо действия. Если рядом с таким учеником такой же нестабильный тренер, то имитация бурной деятельности будет длиться еще много лет без каких-либо четких результатов. Речь даже не идет об избалованных хобби-лошадях. Речь о реальных системных проблемах, когда человек начинает бояться лошади. Потому что не понимает, как разрешить с ней ту или иную ситуацию в тренинге или в быту.
Что делать тренеру в такой ситуации, когда к нему попадает такой ученик?
В первое время выстроить четкую систему работы с человеком, уделив внимание его восприятию. Если человек боится давить, нужно понять корни такого поведения. Это просто страх лошади или это навязанные извне убеждения или сформированные паттерны в характере. Часто убеждения и привычки реагирования сидят настолько глубоко, что проще отправить ученика к психологу. Это еще называют робостью, однако у такого поведения бывают глубинные причины. Пока человек боится или сдерживает себя в работе неосознанно, прогресс будет или крайне медленный, или он будет постоянно переваливать ответственность за воспитание лошади на рабочий персонал. Такое поведение является миной замедленного действия для окружающих. Потому что если вдруг тренеру, конюху или ковалю придется действовать более решительно в отношении распоясавшейся лошади, все шишки посыпятся именно на них. Вдруг выяснится, что оказывается давить на лошадь нельзя, ведь это убеждения владельца. Это формирует напряжение в рабочих отношениях, поэтому с таким человеком нужно очень четко проговаривать условия работы. Либо ты работаешь с тренером сам, выполняя все указания. Либо тренер берет в работу лошадь и настаивает на невмешательстве владельца. В противном случае, на ровном месте будут возникать постоянные конфликты или скрытое недовольство.
Это самый тяжелый тип клиентов, с которыми мы работали. Обычно, видя сопротивление, я отступаю и даю возможность человеку самому разобраться в себе. Мы делаем паузу, и он самостоятельно выполняет упражнения и копит вопросы по теме. Если владелец решает продолжать, то мы идем дальше. Мы обсуждаем, чего он хочет, каких результатов? Топтаться на месте или взаимно комфортное взаимодействие с животным? В этой ситуации очень важно дать человеку самостоятельный выбор и не давить. Невозможно навязать неготовой психике своё восприятие и необходимо работать через принятие, а не принуждение. Важно помочь человеку на том уровне, котором он пока готов слышать.
Так что же такое «мягкие методы» и относительно чего они мягкие?
Создатели какой-то системы всегда противопоставляют свою систему чьей-то. К примеру Монти Робертс противопоставляет свой метод подготовки и заездки лошадей методу повсеместной бессистемной и порой, с его точки зрения, очень жестокой подчас даже травматичной и для человека и для животного заездке полудиких лошадей . Если мы сравним два подхода, то действительно увидим поэтапность и четкую систему при подготовке часто еще полудиких жеребят. Присутствует чёткая техническая база и понимание как с минимальными моральными и физическими потерями для животного подготовить его для службы человеку.
Если мы рассмотрим все виды дисциплин, в системе «мягкой» работы – мы везде увидим постепенность и присутствие некого периода подготовительной работы. Мягкость не в методе или технике, а в самом подходе. И этот подход предполагает во всех видах дисциплин ступенчатость подготовки. Причем зачастую это скорее философия отдельно взятого тренера внутри самой дисциплины или направления.
Получается, что «мягкие методы» распространяются гораздо шире, и их нельзя «запереть» в одной отдельно взятой дисциплине. Эта системность и мягкая ступенчатость возможна в любом варианте подготовки лошадей.
Выходит, если мягкий подход реален в любой дисциплине, но на практике мы часто наблюдаем иную картину, это проблема самой дисциплины и сроков или подход самого тренера? К сожалению, как и за рубежом, в нашей стране противопоставление направлений друг другу возникло именно из-за скорости подготовки, вследствие которой методы значительно ужесточаются. И, к сожалению, в конноспортивных дисциплинах этим часто злоупотребляют…
Есть и другая сторона, когда мягкость подготовки приносится в жертву самой мягкости. Мягкие методы ради мягких методов. Процесс ради процесса, и мы видим, что лошади годами топчутся на месте. Если это устраивает самого владельца – это одно. Но если такой подход приводит к проблемам в быту, в расчистке, в ветеринарии и на тренировках, и страдает персонал конюшни то совершенно понятно, что подход явно неэффективен.
Авторы.: Анна Мазина, основатель сайта Старый друг.
Татьяна Бурдина, тренер AJI Liberty.