Говорят: хочешь потерять друга - дай ему в долг. А я бы добавил: или поедь с ним в совместный отпуск.
Недавно на почту канала пришло письмо от подписчика по имени Андрей. Читая его, я то кивал, то возмущался - настолько жизненная и поучительная получилась ситуация. Казалось бы: взрослые люди, море, шашлыки... Что могло пойти не так? Оказалось - всё.
Публикую его историю от первого лица без купюр. Почитайте, чтобы не наступить на те же грабли.
Раньше я искренне верил, что путешествовать компанией - это лучшая идея на свете. Ну а что? Весело, бензин делим на всех, жилье снимать дешевле, да и вечерами под шашлычок есть с кем поговорить. У нас с женой были такие идеалистические картинки в голове: мы, наши друзья (назовем их Олег и Марина), море, музыка и смех.
Реальность, как это водится, ударила нас по лицу мокрой тряпкой. И дело было не в погоде, не в сломанной машине, а в банальной человеческой наглости, которую почему-то принято прикрывать словом "дружба".
Мы с женой к отпуску готовились основательно. Мы не миллионеры, ипотека сама себя не платит, поэтому бюджет был расписан. Не то чтобы мы считали каждую копейку, но шиковать и сорить деньгами в планы не входило. Олег и Марина, наши давние приятели, вроде бы кивали: да-да, мы тоже за разумную экономию, едем просто отдохнуть и покупаться.
Договорились так: едем на моей машине в сторону Сочи. Бензин - пополам. Жилье снимаем общее (дом с двумя спальнями), тоже пополам. Продукты в общий котел. Схема казалась прозрачной и честной.
Ровно до первой заправки.
Я заливаю полный бак. Сумма - около 3500 рублей. Поворачиваюсь к Олегу:
- Ну что, перекинешь мне половину сейчас или вечером посчитаем?
Олег, жуя хот-дог (который он купил только себе, пока я возился с пистолетом), машет рукой:
- Ой, слушай, у меня интернет тупит, приложение банка не грузит. Давай ты пока плати, а потом скопом все сведем. Мы же свои люди, сочтемся!
Я тогда значения не придал. Ну, бывает. Связь на трассе, да и вообще в стране - правда не очень. "Свои люди" же.
"Звоночки" начались, когда мы заехали в супермаркет закупаться продуктами на первые дни в доме. Мы с женой берем базу: курицу, овощи, макароны, воду, яйца на завтрак. Обычный набор.
Смотрю в тележку друзей. Там - пиво (не самое дешевое), дорогие нарезки, копченая рыба, какие-то чипсы за 200 рублей пачка, две бутылки виски.
- Ого, - говорю в шутку. - Вы гулять решили?
- Ну мы же в отпуске! - смеется Марина. - Один раз живем, надо расслабляться.
На кассе чек вышел внушительный. Я потянулся за картой, и тут Марина выдает гениальное:
- Ой, давайте вы сейчас оплатите, а то у нас наличка крупная, менять не хочется. Дома разберемся!
Я оплатил. И снова промолчал. Не хотелось начинать отдых с мелочности. Внутри шевельнулся червячок сомнения, но я его задавил. "Не будь занудой, - сказал я себе. - Отдадут".
А потом началась жизнь в "общем котле". Выглядело это так.
Утро. Мы с женой встаем, я жарю яичницу из яиц, купленных в общий котел. Олег и Марина просыпаются к обеду, съедают все, что мы приготовили, и достают свое пиво.
Вечер. Мы предлагаем пожарить курицу (из общих денег). Друзья кривятся: "Курица - это скучно. Давайте закажем доставку из ресторана? Там шашлык из баранины классный".
Мы отказываемся - дороговато. Они заказывают себе. Но когда курьер приезжает, у них "нет мелких", или "карта в комнате", и платить иду я. С формулировкой: "Запиши на наш счет, потом отдадим".
Мой "долговой блокнот" пух на глазах. Но последней каплей стал поход в ресторан на набережной на третий день.
Мы решили выбраться в люди. Сели за хороший столик с видом на закат. Я сразу предупредил: бюджет у нас ограничен, мы скромно.
Мы с женой заказали по салату, я взял пасту, она - лимонад. Всё.
Олег и Марина развернулись на полную катушку. Стейки из семги, салат с морепродуктами, бутылка хорошего вина, потом еще по коктейлю, десерты. Они ели, смеялись, толкали тосты за дружбу. Я сидел и чувствовал себя лишним на этом празднике жизни, потягивая свой остывший чай.
Принесли счет. Официант положил кожаную папку на середину стола. Олег открыл ее, присвистнул, глядя на итоговую сумму (там было около 12 тысяч), и с широкой улыбкой подвинул папку мне:
- Ну что, брат, давай пополам? По 6 тысяч с пары. Нормально посидели!
Меня как кипятком ошпарило.
- В смысле пополам? - переспросил я, надеясь, что ослышался.
- Ну мы же вместе сидели, отдыхали, - улыбка Олега стала чуть менее уверенной, но напор остался. - Мы всегда так делаем. Что мы сейчас, будем высчитывать, кто сколько кусочков съел? Не мелочись, мы же друзья.
- Подожди, - говорю я, стараясь говорить спокойно, хотя голос уже дрожал от злости. - Наш заказ с женой вышел на 2500 рублей. Ваш - на 9500. И ты предлагаешь мне заплатить за вас еще 3500 сверху просто потому, что мы друзья?
За столом повисла тишина. Марина перестала улыбаться и сделала такое лицо, будто я только что признался в убийстве котят.
- Ты сейчас серьезно? - протянула она ядовито. - Из-за пары тысяч будешь нам вечер портить? Мы думали, ты нормальный мужик, щедрый, а ты крохобор. Мы же в отпуске!
- Вы в отпуске за мой счет, - отрезал я. - Я не спонсор вашего банкета. Я плачу ровно за то, что мы съели. И за бензин, кстати, вы мне так и не перевели. И за продукты.
Я положил в папку 3000 рублей (с чаевыми) и демонстративно отодвинул ее Олегу.
- Остальное - ваше.
Вы бы видели их лица. Смесь обиды, злости и искреннего непонимания. Как это так? Всегда прокатывало, а тут "терпила" взбунтовался. Олег молча, с красным лицом, достал карту. Оказалось, и приложение работает, и деньги на счету есть.
Обратно в дом мы ехали молча. Атмосфера была такой плотной, что ее можно было резать ножом. В тот же вечер я достал свой блокнот и калькулятор.
- Так, ребята. Отпуск продолжается, но "колхоз" закончился. Вот чеки за бензин, вот за продукты, вот за доставку, которую я оплачивал. С вас 18 500 рублей. Переводите сейчас.
Они попытались было начать песню про "мы думали, мы друзья", но я смотрел на них тем же взглядом, каким, наверное, смотрела та проводница на хитрую бабушку. Дружбы больше не было. Был только финансовый вопрос.
Деньги они вернули. Скрипя зубами, с комментариями "какой ты мелочный", но вернули.
Остаток отпуска мы жили как соседи в коммуналке, которые друг друга ненавидят. Утром мы уезжали на пляж одни, они - одни. В холодильнике появились разные полки: "наша" и "их". Ели мы в разное время.
Обратная дорога была адом. 15 часов в машине в полной тишине, только радио и навигатор. Когда я высадил их у подъезда и они молча вытащили свои чемоданы, не сказав даже "пока", я выдохнул с таким облегчением, будто сбросил рюкзак с камнями.
С тех пор прошел год. Мы не общаемся. Я знаю, что они рассказывают общим знакомым, какой я жадный и скучный жмот, который "удавится за копейку". Пусть рассказывают.
Зато я вынес для себя урок, который стоил мне этих нервов (и, слава богу, не стоил денег). Дружба дружбой, а кошельки должны быть врозь. Хочешь потерять друга - поедь с ним в отпуск и предложи "общий котел".
Теперь, если мы и едем с кем-то, правило железное: каждый платит за себя. Сразу. На месте. И никаких "потом сочтемся". Моя щедрость закончилась там, где началась чужая наглость.