Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Наследники Маршака: что с ними стало?

Книги Самуила Маршака в Советском Союзе издавались миллионными тиражами, а его имя было на устах у детей и взрослых. «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Вот какой Рассеянный» стали классикой детской литературы, согревая сердца огромного количества маленьких читателей. Но мало кто знал, сколько трагедий пришлось вынести автору этих светлых детских произведений. Какая вина по отношению к дочери не давала покоя Маршаку всю его жизнь? Как сложилась судьба его сыновей? И почему профессиональный переводчик и автор серьезной лирики находил утешение в создании детских произведений? Бурная жизнь поэтов нередко изобилует многочисленными романами и скандальными связями, но Самуил Маршак был исключением. Он всю жизнь любил одну женщину – «Софьюшку», как он ее ласково называл. А начиналось всё так. Летом 1911 года молодого Маршака и его друга отправили корреспондентом на Ближний Восток. Ему в это время было 23 года. Самуил, который любил путешествовать, наслаждался поездкой. Именно во время этог
Оглавление

Книги Самуила Маршака в Советском Союзе издавались миллионными тиражами, а его имя было на устах у детей и взрослых. «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Вот какой Рассеянный» стали классикой детской литературы, согревая сердца огромного количества маленьких читателей.

Но мало кто знал, сколько трагедий пришлось вынести автору этих светлых детских произведений. Какая вина по отношению к дочери не давала покоя Маршаку всю его жизнь? Как сложилась судьба его сыновей? И почему профессиональный переводчик и автор серьезной лирики находил утешение в создании детских произведений?

Фантазийный портрет / © WOH
Фантазийный портрет / © WOH

Поэт-однолюб

Бурная жизнь поэтов нередко изобилует многочисленными романами и скандальными связями, но Самуил Маршак был исключением. Он всю жизнь любил одну женщину – «Софьюшку», как он ее ласково называл.

А начиналось всё так. Летом 1911 года молодого Маршака и его друга отправили корреспондентом на Ближний Восток. Ему в это время было 23 года. Самуил, который любил путешествовать, наслаждался поездкой.

Именно во время этого путешествия он и познакомился со своей будущей женой. Это произошло в тот момент, когда Маршак в кают-компании парохода декламировал стихи. Все восторженно зааплодировали. И вдруг к Самуилу и его другу подошла прекрасная незнакомка и спросила: «Кто автор этих дивных стихов?»

Портрет поэта Самуила Маршака, 1911 год / Государственный центральный музей кино / goskatalog.ru
Портрет поэта Самуила Маршака, 1911 год / Государственный центральный музей кино / goskatalog.ru

Подошедшей девушкой и была Софья Михайловна Мильвидская. Они влюбились друг в друга сразу же и на всю жизнь. Вскоре после возвращения из поездки Маршак женился на своей избраннице.

Ни в мемуарах друзей, ни в письмах, ни в воспоминаниях коллег, нет даже намека на любовные связи Самуила Яковлевича вне брака. Маршак всю жизнь оставался верен своей жене, разделяя с ней и радости, и тяжелые утраты.

«Дитя-радость»

Осенью 1912 года молодожены поехали в Англию. Тут они провели 2 счастливых года. Оба они стали студентами Лондонского университета. Он учился на факультете искусств, она – на факультете точных наук. На каникулах они путешествовали пешком по стране.

Маршак с удовольствием запоминал местные народные песни. Это помогло ему впоследствии создать множество замечательных переводов английских баллад.

Здесь же, в Англии, у Маршаков родилась дочь. Девочку назвали Натанель. Радости молодых родителей не было предела. В дневнике Самуил пишет, что его любимая дочка всё время улыбается – он называет ее «дитя-радость». Позже он с восторгом отмечает, что у нее прорезался первый зубик. Радуется ее первым звукам, похожим на слова.

Самуил Маршак с женой Софьей Михайловной и сестра Лия в Англии, 1913 год / Смоленский государственный музей-заповедник / goskatalog.ru
Самуил Маршак с женой Софьей Михайловной и сестра Лия в Англии, 1913 год / Смоленский государственный музей-заповедник / goskatalog.ru

Но счастье, увы, длилось недолго. Девочка появилась на свет в ночь с 29 на 30 мая 1914 года. Уже чувствовалось дыхание предстоящей большой войны – ощущение угрозы витало в воздухе.

Маршаки принимают решение вернуться, чтобы быть поближе к своим родным. Они переезжают в Финляндию, которая в тот момент была частью Российской империи. Яков Миронович, отец Маршака, незадолго до этого стал работать на мыловаренном заводе в финском местечке Сяйние.

Вскоре Самуил знакомится с доктором Любеком, который предложил ему работу переводчиком в своем санатории в Кирву – это недалеко от Выборга. Сюда же, в Финляндию, переехали и сестры Маршака.

Маршак Яков Миронович (отец С.Я. Маршака) / Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина / goskatalog.ru
Маршак Яков Миронович (отец С.Я. Маршака) / Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина / goskatalog.ru

Юдифь Яковлевна вспоминала, как она с сестрами не могла нарадоваться на маленькую племянницу. Однажды доктор Любек им сказал: «Вы ее слишком любите. Не нужно так любить». «Но почему же?» – удивленно спросила женщина. Доктор ничего не ответил, но посмотрел на девочку грустным и долгим взглядом. Он словно предчувствовал, какая короткая жизнь будет у этой малышки.

Утрата, изменившая жизнь

Шла война. Маршака призвали в Воронежскую губернию – он должен был пройти освидетельствование, что непригоден к службе в армии. Именно здесь, в родном городе его детства, Острогожске, произошла трагедия, разделившая его жизнь на «до» и «после».

Это случилось в ноябре 1915 года. Маленькая Натанель, которой было всего полтора года, опрокинула на себя кипящий самовар и вскоре скончалась от тяжелых ожогов. Эта внезапная утрата стала тяжелейшим ударом для 28-летнего Маршака и его жены. Чувство вины за то, что они не смогли уберечь дочь, преследовало их всю жизнь.

Дом в Острогожске, в котором жил Самуил Маршак / Литературный музей им. И.С. Никитина, Воронеж / goskatalog.ru
Дом в Острогожске, в котором жил Самуил Маршак / Литературный музей им. И.С. Никитина, Воронеж / goskatalog.ru

В письме Екатерине Пешковой от 20 ноября 1915 года Маршак пишет о том, его с супругой постигло страшное горе. «Какой это был радостный, добрый, чуткий ребенок!» – в отчаянии восклицает он. С неумолимой суровостью к себе он говорит, что их дочь была «здоровой и цветущей», и погибла не от «какой-нибудь болезни», а от несчастного случая.

Далее Маршак пишет, что он и его жена более всего сейчас хотят одного: отдаться всей душой какой-нибудь интенсивной работе – делу помощи несчастным и обездоленным. Больше всего мы желали бы помогать детям».

Екатерина Пешкова работала в Красном Кресте и Самуил Яковлевич просит ее, чтобы она помогла им устроиться в какое-нибудь учреждение, чтобы они могли быть там полезными. Заканчивает свою просьбу Маршак словами:

«Мы могли бы поехать куда угодно, но лучше всего – на театр военных действий».
Самуил Маршак с женой, дочерью Натанель и сестрой Сусанной, 1915 год / Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина / goskatalog.ru
Самуил Маршак с женой, дочерью Натанель и сестрой Сусанной, 1915 год / Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина / goskatalog.ru

Вот так – хоть в самое пекло, только бы подальше от невыносимой боли, которая разрывала их души.

На протяжении всей своей жизни Маршак будет помогать детям. Он и до трагедии был добрым и отзывчивым человеком. Но потеря дочери сделала его особенно чутким к детским страданиям. Он словно стремился окружить заботой всех детей, которых мог достичь. Его произведения стали не просто сказками, а способом создать мир, где дети чувствовали бы себя в безопасности.

Элик и Лялик

В 1917 году в семье Маршаков родился сын Иммануэль, в 1925 году – еще один сын Яков. Отец ласково их называл Элик и Лялик. Потеряв дочь, родители очень переживали за своих сыновей – им казалось, что еще одной трагедии они не перенесут.

Самуил Яковлевич Маршак (2-й слева) с женой А.М. Горького Пешковой Екатериной Павловной (3-я слева) и своими родственниками, конец 1950-х-начало 1960-х гг / Смоленский государственный музей-заповедник / goskatalog.ru
Самуил Яковлевич Маршак (2-й слева) с женой А.М. Горького Пешковой Екатериной Павловной (3-я слева) и своими родственниками, конец 1950-х-начало 1960-х гг / Смоленский государственный музей-заповедник / goskatalog.ru

То, какие нежные чувства испытывал отец по отношению к своим сыновьям, можно понять из его писем к ним. У Маршака было много работы и он часто бывал в разъездах. Но где бы он ни был, он всегда был на связи со своими родными. Он писал письма сыновьям, в которых давал им в шутливой форме наставления, присылал свои стихи и рассказывал интересные истории.

В одном из писем он пишет старшему сыну:

«Целую тебя, мой маленький, и прошу помнить обещание: делать всё весело, бодро и аккуратно, хорошо питаться, не шалить до одурения. Якова поцелуй и расскажи ему от моего имени сказку».

Старший Иммануэль был не по годам развитым и смышленым мальчиком. Вот какое описание дает ему ближайший друг Маршака Корней Чуковский:

«Элику 8 лет, он уже читает „Красную газету“, – славный, большеголовый, вечно сонный мальчик, страшно похожий на отца…»

К сожалению, мальчики нередко болели. Одного из своих сыновей Маршаку удалось спасти. Второго, увы, нет.

Самуил Маршак и Корней Чуковский / Музей Московского Художественного академического театра / goskatalog.ru
Самуил Маршак и Корней Чуковский / Музей Московского Художественного академического театра / goskatalog.ru

Как глупый мышонок спас Элика

Когда еще не родился младший сын Маршака, его шестилетний Элик тяжело заболел. Шло лето 1923 года. Время было суровое. Страна только начала оправляться от последствий Гражданской войны. Работа поэта и переводчика оплачивалась мало и нестабильно.

Самуил Яковлевич слушал тяжелое дыхание сына и его сердце сжималось от ужаса. Тень гибели дочери вновь нависла над семьей. Поэта охватило отчаяние. Мальчика могло бы спасти лечение в санатории в Евпатории, но денег на это у семьи просто не было.

И тогда Маршак взялся за срочный заказ. За одну бессонную ночь, гонимый отцовской любовью и страхом, он написал «Сказку о глупом мышонке». Это произведение не только стало классикой детской литературы, но и принесло средства для спасения Элика.

Самуил Маршак в редакции детских книг Ленгосиздата, 1926 год / Смоленский государственный музей-заповедник / goskatalog.ru
Самуил Маршак в редакции детских книг Ленгосиздата, 1926 год / Смоленский государственный музей-заповедник / goskatalog.ru

Яков-старший и Яков-младший

Лялик рос особенно болезненным мальчиком и Маршак был в постоянной тревоге за него. Ни он, ни его жена не могли примириться с тем, что их младший сын долго не проживет. Когда Якову поставили диагноз «туберкулез», они продолжали отчаянно бороться за него.

Лялик тоже был настоящим борцом – он смог даже пережить неимоверно трудные военные годы. Но в конце концов его организм не выдержал.

7 февраля 1946 года Маршак пишет письмо своему ученику и другу Евгению Шварцу. В нем есть такие строки:

«…очень, очень болен мой младший сын Яков. Живу в постоянной лихорадке и тревоге».

Через 3 дня после этого письма Яши не стало. Он скончался на 21 году жизни.

В это время в роддоме находилась Маша – жена его старшего сына Иммануэля. Словно предчувствуя скорую беду, накануне Маршак очень просил сына, чтобы они с женой повременили с выбором имени для ребенка. 16 февраля Маша родила мальчика – его назвали Яковом.

Самуил Маршак с женой и старшим сыном, Ленинград, 1924 год / Смоленский государственный музей-заповедник / goskatalog.ru
Самуил Маршак с женой и старшим сыном, Ленинград, 1924 год / Смоленский государственный музей-заповедник / goskatalog.ru

Рождение внука немного смягчило боль, но Самуил Яковлевич до конца жизни горевал о своем рано ушедшем младшем сыне. В память о нем поэт написал проникновенные строки:

«Я неизменно прихожу к порогу отныне вечной комнаты твоей».

Лауреат Лауреатович

Элик стал единственным из детей поэта, кто прожил долгую и насыщенную жизнь. Он родился в Петрограде в 1917 году, в дни Февральской революции. Сумел пережить тяготы и революционных потрясений, и военных лет.

Это был необычайно талантливый мальчик. В 15 лет он уже окончил в школу и поступил на физический факультет Ленинградского университета. В 19 он получил диплом и был принят в аспирантуру.

Иммануэль пошел по пути науки, стал выдающимся физиком, доктором технических наук. Его разработки в области электрического разряда в газах и их применения в источниках света получили широкое признание.

Но разве мог у такого замечательного поэта и переводчика как Самуил Маршак вырасти сын, равнодушный к художественной литературе? Конечно же, нет. Иммануэль унаследовал от отца любовь к книгам. Сам писал стихи и прозу, делал переводы. Именно он познакомил русскоязычную аудиторию с романами английской писательницы Джейн Остин, осуществив их блестящий перевод.

А еще Иммануэль сочинял музыку! И как это у него на всё хватало времени? Отец с гордостью называл сына «Лауреат Лауреатович». Связь между ними была необыкновенная.

Лауреаты Гос.премии в редакции газеты "Сталинский сокол" - писатель и переводчик С.Я.Маршак, его сын И.С.Маршак, худ. П.В.Васильев автор серии рисунков о В.И.Ленине / Государственный музей политической истории России / goskatalog.ru
Лауреаты Гос.премии в редакции газеты "Сталинский сокол" - писатель и переводчик С.Я.Маршак, его сын И.С.Маршак, худ. П.В.Васильев автор серии рисунков о В.И.Ленине / Государственный музей политической истории России / goskatalog.ru

Иммануэль оставил трогательные воспоминания об отце. В них есть такие строки:

«С самого раннего детства… мне время от времени являлся по ночам один и тот же страшный сон, – как будто мой отец умер и весь свет для меня потускнел и стал каким-то приглушенным. С каким счастьем я просыпался в сознании, что он жив, что я могу снова его увидеть! А теперь этот сон так надолго затянулся…»

Внуки Маршака

Одним из добрых друзей Маршака был академик Алексей Дмитриевич Сперанский. Они жили в соседних квартирах и часто бывали друг у друга в гостях. Неожиданно они обнаружили, что их дети влюбились. Так состоялся скороспелый брак между Иммануэлем Маршаком и Татьяной Сперанской.

В 1937 году у молодоженов родился сын Алеша. Сложно сказать, кто был более счастлив – молодые родители малыша или же его дедушки. Самуил Яковлевич обожал свою невестку Танечку и даже посвящал ей стихи. А Алексей Дмитриевич очень любил зятя Элика.

Но, к великому огорчению поэта и академика, молодые люди скоро расстались. И опять-таки – больше всего переживали дедушки! У Маршака даже есть стихотворение, которое он посвятил своему другу Сперанскому:

«…Сроднили нас и дружеские чувства,
И маленький Алеша, общий внук».

Во взрослом возрасте, в 1989 году, Алексей Сперанский-Маршак эмигрирует в Израиль. Он напишет душевные воспоминания о дедушке, посвятив ему немало теплых строк.

Иммануэль Самуилович и Мария Андреевна на палубе теплохода / Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова / goskatalog.ru
Иммануэль Самуилович и Мария Андреевна на палубе теплохода / Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова / goskatalog.ru

Во втором браке с Марией Ляпуновой у Иммануэля родились двое сыновей: Яков и Александр. Старший сначала окончил мехмат МГУ и работал в Институте неврологии.

Потом стал врачом-наркологом и основал в 1996 году «Клинику Маршака», где множество пациентов успешно исцелились от зависимостей. С 2007 года Яков отошел от дел этой клиники. В наши дни он занимается йогой и просветительской деятельностью, создал собственную линию здорового питания.

Александр Маршак стал детским писателем и переводчиком, продолжив литературную традицию семьи. Его книги хоть и не так известны, как его знаменитого деда, но тоже добрые и душевные.

Самуил Яковлевич Маршак совершил почти невозможное: он стал не только выдающимся детским поэтом, чьи произведения согревали сердца миллионов юных читателей, но и настоящим другом для своих детей и внуков.

Нередко потомки великих людей пускаются во все тяжкие, но наследники Маршака выросли достойными и порядочными людьми, продолжив его наследие в науке, литературе и гуманистической деятельности. Их жизни стали отражением того тепла и мудрости, которые Маршак дарил миру через свои строки.