Найти в Дзене

Преображенская церковь в Больших Вяземах: храм времен Бориса Годунова

Спасо-Преображенская церковь в селе Большие Вяземы была построена в конце XVI или начале XVII века в вотчине боярина, затем и русского царя Бориса Годунова. Она считается одним из самых ценных памятников церковной архитектуры Подмосковья. Рядом с церковью находится не менее интересная двухъярусная звонница - единственное такого рода сооружение в Москве и Московской области. Церковь в Вяземах двухэтажная, нижняя часть сооружена из белого камня, а верхняя - из кирпича. В конце XVI века каменный храм был редкостью даже для столицы, а уже тем более для подмосковной вотчины. Однако в эпоху Бориса Годунова село Никольское-Вяземы было не простым селом, а настоящим царским городком. В этом "городке" было три церкви, монастырь, государев дворец, служебные постройки, плотина, мельница, торг и стан на Смоленской дороге. Все эти постройки были деревянными, кроме боярской церкви, которая и сохранилась до наших дней. Изначально она называлась Троицкой, а позднее ее переосвятили и стали называть Пре
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Спасо-Преображенская церковь в селе Большие Вяземы была построена в конце XVI или начале XVII века в вотчине боярина, затем и русского царя Бориса Годунова. Она считается одним из самых ценных памятников церковной архитектуры Подмосковья. Рядом с церковью находится не менее интересная двухъярусная звонница - единственное такого рода сооружение в Москве и Московской области.

Церковь в Вяземах двухэтажная, нижняя часть сооружена из белого камня, а верхняя - из кирпича. В конце XVI века каменный храм был редкостью даже для столицы, а уже тем более для подмосковной вотчины. Однако в эпоху Бориса Годунова село Никольское-Вяземы было не простым селом, а настоящим царским городком. В этом "городке" было три церкви, монастырь, государев дворец, служебные постройки, плотина, мельница, торг и стан на Смоленской дороге. Все эти постройки были деревянными, кроме боярской церкви, которая и сохранилась до наших дней. Изначально она называлась Троицкой, а позднее ее переосвятили и стали называть Преображенской.

Каменный храм в Вяземах предназначался только для семьи и приближенных Годунова, а для крестьян существовала отдельная деревянная Никольская церковь, которая стояла здесь до конца XVII столетия. По ней и все село долгое время именовалось "Никольское-Вяземы". Существовал и еще деревянный храм апостола Иоанна Богослова при небольшом монастыре. Этот монастырь в Вяземах просуществовал недолго: он возник при Борисе Годунове в конце XVI века, но уже после Смутного времени, по-видимому, был упразднен. Незадолго до революции на месте бывшего монастыря были обнаружены старинные могильные плиты.

Каменная церковь была обнесена деревянной оградой с башнями, поэтому и сама напоминала когда-то то ли монастырь, то ли кремль. В дневнике одного из поляков, бывших здесь в XVII столетии, есть такое свидетельство:

В Вяземе есть каменная церковь; ограда ее с шестью острыми деревянными башнями похожа на крепость. Послы хотели войти в "монастырь", но их не пустили.
-3

В Смутное время Лжедмитрий I устроил как-то зимой в Вяземах тренировочный бой между русскими боярами и сопровождавшими его иноземцами. Построили ледяной город из снега, а бояр поместили на его стенах, вооружив снежками. Лжедмитрий с поляками и немцами должен был брать город приступом. Бой начался, но иноземцы пошли на хитрость: облепили камни и острые льдины снегом и покалечили многих русских бояр. На следующий день бояре решили жестоко отомстить: они тайно вооружились ножами, чтобы напасть на врагов при следующей "потешной" битве. Хотели зарезать и самого Лжедмитрия, но его вовремя предупредили о готовящемся заговоре.

Следами этих исторических событий стали надписи на стенах церкви на польском и латинском языках. Например, одна надпись была нацарапана каким-то поляком на правой стене от главного входа: "roku 1618 w dzien wszystkich swietych polonsky...". А другая надпись была сделана прямо в алтаре на столбе с указанием года - 1611.

"Годуновская звонница"
"Годуновская звонница"

Кроме самой церкви сохранилась также и звонница времен Бориса Годунова. Звонница или как ее еще называли "колокольница" напоминает подобные сооружения древней псковской и новгородской архитектуры, но в отличие от них имеет два яруса арок для подвешивания колоколов. Была даже версия, что строителями звонницы могли стать новгородские мастера. Подобных "колокольниц" в Подмосковье больше нет нигде, если не считать нескольких гораздо более поздних по времени реплик.

В конце XIX века в вяземской церкви сохранялась еще фресковая живопись, предположительно, годуновской эпохи. Это была живопись в строго византийском стиле и большого мастерства. На столбах храма были изображения святых князя Владимира, Бориса и Глеба, святой Ксении, Марии Магдалины, мучениц Екатерины и Ирины, Федора Стратилата и других. Словом, помимо чтимых святых здесь были изображены небесные покровители самого Бориса Годунова и членов его семьи. На стенах была также изображена библейская история Авраама и Лота.

-5

Граф Павел Шереметев в 1916 году свидетельствовал, что в церкви тогда еще сохранялись некоторые реликвии времен Бориса Годунова. Это был вклад государя - золотой унизанный жемчугами "Царский крест" с 31 частицей святых мощей. Также в храме хранилась шитая пелена с изображением Преображения Господня - дар молдавского князя Александра изначально в Слатинский монастырь в Румынии. Также в вяземской церкви хранилось Евангелие виленской печати 1574 года.

После смерти Бориса Годунова село Вяземы потеряло свое былое значение. В дальнейшем оно стало известно по его владельцам князьям Голицыным. В начале XIX столетия князь Александр Михайлович Голицын сделал ценный вклад в местную церковь - образ Спаса Нерукотворного древнего письма. Этот образ был семейным для Голицыных, он был украшен богатой серебряной ризой с камнями. В 1812 году этот чтимый образ был спрятан от французов. Так гласила надпись на иконе:

Во время нашествия галлов скрыт был в земле среди боярска дома в Москве священником Иоанном Емельяновым Куняевым надписавшим сие в память чтущим.

В приходе церкви села Вяземы находилось в XIX столетии имение Захарово, принадлежавшее бабушке А. С. Пушкина. Здесь будущий поэт проводил летнее время в детские годы. В ограде церкви и по сей день сохранилось несколько старинных надгробий, и одно из них над могилой родного брата поэта - Николая Сергеевича Пушкина, скончавшегося в шесть лет. Журналист и переводчик Николай Берг в 1850-х годах посетил Захарово и Вяземы, побеседовал с дочерью знаменитой няни Пушкина. Дочь Арины Родионовны тогда уже и сама была пожилой старушкой, но хорошо помнила сестер и братьев Пушкина:

Старшая у них была дочь Ольга Сергеевна, а он уж потом, а еще были Миколай Сергеич и Лев Сергеич, Лев Сергеич самой маханькой... Мать только выкормила Ольгу Сергеевну, а потом уж к Александру Сергеичу была в няни взята...