Дизайнер Алёна Ахмадуллина приурочила выставку к 25-летию своего бренда. А Исторический музей дополнил экспозицию наличниками, сундуками и расписными изразцами из своей коллекции.
Эта выставка — путешествие в сказку. Там девы-птицы, капустный сад, морское царство, терем.
Но обо всем по порядку.
Зал №1. Медведь и дружина.
Медведь-страж — сакральный хозяин леса, оберегающий границы леса.
Он окружен коваными сундуками. Ключи открывают доступ не к богатствами, а к родовому знанию и традициям, которые здесь берегут как главную ценность.
Как только я зашла на выставку и увидела эту композицию, вдруг вспомнила Герду из «Снежной королевы». И не важно, что она мчалась на северном олене. Я до сих пор никак не могу это развидеть.
Зал №2. Капустный сад
Здесь мы становимся свидетелями фантасмагорического ландшафта. На полу разложена вязаная белокочанная капуста, среди которой стоят (или тоже растут?) гигантские белокочанные девушки.
Обратите внимание на их руки. Что это за руки-базуки?! Халк-какой-то.
Когда смотрела на них, испытывала целый купаж чувств: ужас, страх, отвращение, недоумение, ну и желание уйти как можно дальше. Эти девушки (точнее так — «девушки») — единственное, что мне не понравилось на выставке.
Они же мне напомнили полотно Джузеппе Арчимбольдо — итальянского художника, который писал портреты из овощей и фруктов. Вы точно знаете его по картине маслом «Вертумнус».
Раз это сад, рядом должны быть и подходящие инструменты. На стенах, и не только там — вилы, грабли, лопаты, тяпки. А заодно — очелье наличника, ступа, пахталка (маслобойка).
В тот же зале одиноко, но гордо стоит экологическое платье «Волшебный лес» из ткани на основе переработанного пластика. Это напоминание, что тема сохранения природы — одна из главных ценностей.
Уважаемые организаторы выставки, если вдруг вы меня читаете, поверьте, текст про платье, написанный микро-шрифтом на полу да еще и за ограждением прочитать невозможно... Ну серьезно! Или это проверка на то, насколько хороша камера телефона?)
Зал №3. Дом: печь и изразцы
Печь — сердце русского дома.
Конкретно эта печь выполнена в технике лоскутного шитья. Не случайно. Она будто кропотливо собирает разрозненные фрагменты прошлого в целостное полотно.
Не знаю, правильно ли поняла. Возможно, эти изразцы — то, чем вдохновлялись мастера по костюму (и печке). Либо музей предоставил именно их, поскольку они подходили по стилю.
Зал №4. Терем: архитектура орнамента
Зал, который особенно оставил неравнодушной и который стал для меня большой загадкой. Признаюсь, глубинный смысл не поняла, но все же очень надеюсь его разгадать.
За столом сидят девушки без лица, но с масками. Своеобразная наличники-вуаль? Длинные рыжие косы переплетаются с косами соседок. На столе стоит груда антикварной посуды — и полное отсутствие еды. Фоном играет музыка, нагнетающая нечто страшное.
Что тут происходит? Зачем они собрались? Колдуют? Проводят ритуал? Прячутся от кого-то? Вот вопросы, на которые хочу получить ответы.
Лишь на стенах — то, что понятно. Доска наличника, оконница, доска-подкрылок, фриз, дверь амбарная.
Предметы прикладного искусства вступают в диалог с работами Ахмадуллиной, стирая «границы между прошлым и настоящим, традицией и авангардом».
Зал №5. Садко. Морское царство.
Говорят, здесь гости попадают в водоворот сновидений. Поверим на слово.
Смотрю на сцену ниже и думаю про Арктику и зимний Байкал.
Не знаю, что с ней произошло, но в «Волшебнике Изумрудного города» так же таяла Бастинда.
Зал №6. Лес женщин-птиц
Среди деревьев парят мифологические птицы-девы. Тут и Сирин, чей образ воплощает райскую птицу, сулящую блаженство, но ведущую к забвению.
И Алконост, чей голос, в отличие от гипнотического и губительного пения Сирин, несет весть о божественной воле, утешает и возвышает.
Мы где-то между небом и землей, мечтой и реальностью.
А еще в этом зале я наблюдала, как женщина осваивает виртуальную реальность и учит этому всех окружающих. На информационном табло есть qr-код: если его отсканировать, на экране телефона вдруг начинают оживать поганки и появляются неоновые кубы. Прямо посреди пернатых дев!
Зал №7. Жемчужный зал. Двенадцать
В этом зале посетители выставки становятся зрителями на показе мод. Подиум утопает в манекенах в платьях, украшенных жемчугом. Много белоснежных нарядов, а есть и с едва уловимым оттенком цвета крем-брюле.
Презентация вечной женственности. Вечеринка царевен-лебедей.
Кажется, я поняла, чем вдохновлялся Pantone при выборе цвета 2026 года.
Cloud Dancer («Облачный танцор») — мягкий нейтральный белый, который привносит в насыщенный мир спокойствие, ясность и легкое творческое вдохновение.
Пусть таким и будет наступивший год!
Буду рада вашим ❤️