Найти в Дзене
Ольга Пурчинская

История моды, или Два слова в защиту любимых театров

Театровед - человек всесторонне образованный. Аксиома, не иначе. Для того, чтобы полноценно и интересно рассказать о спектакле, нужно обладать поистине необъятной широтой кругозора. В очередной раз убедилась в этом буквально на днях. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что по служебной необходимости изучала кадры из турецких сериалов, а если конкретно, то костюмно-исторических проектов, таких, как «Великий Эртугрул», «Великолепный век», «Основание: Осман» и «Основание: Орхан». В частности, самое пристальное внимание я уделила изучению деталей образов персонажей. Как вы понимаете, не доверять этой составляющей художественного кино оснований нет никаких. Так вот, здесь обнаружилось множество невероятных открытий. Многие из вас знают, что у меня есть несколько горячо любимых театров, некоторые постановки которых посещаю с постоянством. Ну и, само собой, имеются глубоко запавшие в душу произведения, каждая новая постановка которых неизменно привлекает мое пристальное внимание (за

Театровед - человек всесторонне образованный. Аксиома, не иначе. Для того, чтобы полноценно и интересно рассказать о спектакле, нужно обладать поистине необъятной широтой кругозора. В очередной раз убедилась в этом буквально на днях. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что по служебной необходимости изучала кадры из турецких сериалов, а если конкретно, то костюмно-исторических проектов, таких, как «Великий Эртугрул», «Великолепный век», «Основание: Осман» и «Основание: Орхан». В частности, самое пристальное внимание я уделила изучению деталей образов персонажей. Как вы понимаете, не доверять этой составляющей художественного кино оснований нет никаких. Так вот, здесь обнаружилось множество невероятных открытий.

Костюмы османских воинов XIV века. Кадр из сериала «Основание: Орхан». Скриншот сделала сама
Костюмы османских воинов XIV века. Кадр из сериала «Основание: Орхан». Скриншот сделала сама

Многие из вас знают, что у меня есть несколько горячо любимых театров, некоторые постановки которых посещаю с постоянством. Ну и, само собой, имеются глубоко запавшие в душу произведения, каждая новая постановка которых неизменно привлекает мое пристальное внимание (за довольно редким исключением, сами понимаете, есть такое, на что не пойду ни за какие плюшки).

Одним из таких горячо любимых мною произведений уже много лет является опера Дж.Верди «Трубадур» - история, наполненная потрясающими эмоциями, чувствами и страстями. Не берусь пересказывать сюжет - больно все сложно и запутано, кому интересно, можно найти на многих онлайн-порталах. Мое внимание привлекли сразу 2 постановки этого шедевра великого итальянца. Первая случилась в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в 2012 году, вторая - в «Геликон-Опере» под руководством Дмитрия Бертмана в 2017.

Костюмы воинов из спектакля «Трубадур» в «Новой Опере» имени Е.В.Колобова. Фото Даниила Кочеткова. Кадр взяла в социальных сетях
Костюмы воинов из спектакля «Трубадур» в «Новой Опере» имени Е.В.Колобова. Фото Даниила Кочеткова. Кадр взяла в социальных сетях

Я смотрела оба спектакля, не вчитываясь в подробные отчеты критиков (геликоновскую версию вообще смотрела в день премьеры, когда никаких публикаций еще не было). Специально так делаю, чтобы составить собственное мнение, ничем не затуманенное. Всегда внимательно рассматриваю все, в том числе обстановку - сценографию, костюмы, грим, реквизит. Так вот. Оба этих спектакля ругали (и продолжают ругать) за некоторые особенности, в частности, за нелепые одеяния и излишнюю ориентацию в сторону Востока.

Сцена из спектакля «Трубадур» в «Геликоне». Кадр взяла в социальных сетях
Сцена из спектакля «Трубадур» в «Геликоне». Кадр взяла в социальных сетях

А теперь давайте-ка разбираться. Дело в том, что действие оперы происходит в Испании, а конкретно - в горах Бискайи (и это не досужие домыслы постановщиков, а факты, отмеченные в классическом либретто - об этом рассказывает одна из героинь, которая отправляется туда на поиски сына). А что это за место такое? Это восточная часть на севере Испании, которая когда-то неоднократно подвергалась нападению воинов Османской империи. Очевидно же, что на костюмах местного населения это когда-то должно было сказаться.

Так вот. Герои постановки в «Новой Опере» одеты как раз в стиле воинов Османской империи XIV века, то есть Позднего Средневековья или Раннего Возрождения. Так что итальянская постановочная команда сделала продуманный, глубоко осмысленный, продуманный до мелочей спектакль, нападки на которой теперь еще больше признаю неуместными.

У Дмитрия Бертмана в «Геликоне» главная героиня в начале предстает артисткой, яркой звездой со множеством поклонников. В конце она становится едва ли не «черной вдовой». А герои облачены в типично восточные наряды. Критики в дни премьеры ополчились против такого решения. Мне же теперь хочется верить, что удалось хотя бы частично разгадать замысел мастера, который всегда делает очень глубокие спектакли, смысл которых сразу увидеть сложно, и для этого порой необходимо много раз пересматривать это действо и тщательно обдумывать, анализировать увиденное.

Люблю театр в том числе и за это…