Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Серов в образе Гамлета на полотне Врубеля

Валентин Серов и Михаил Врубель познакомились во время обучения в Императорской академии художеств. Серов был учеником Ильи Репина, Врубель – Павла Чистякова. Несмотря на разные взгляды и подходы к живописи, их связывало одно – любовь к искусству. У художников сложились дружеские отношения. Так, Врубель писал своей сестре: «Очень мне хотелось бы за лето заработать столько, чтобы на зиму эмансипироваться и жить в комнатке на Васильевском, хоть бы вместе с Серовым. Мы очень сошлись, дороги наши одинаковые, и взгляды как-то вырабатываются параллельно». Их товарищество выражалось и в творчестве. Пример совместной работы – полотно Врубеля 1884 года «Гамлет и Офелия». Художник попросил Серова и его двоюродную сестру Марию Симонович позировать в образах шекспировских героев. Выбор Серова в качестве Гамлета можно объяснить не только дружбой художников, но и его характеристикой, данной Константином Коровиным: «Это был человек среднего роста, с виду несколько грузный и неуклюжий, сдержанный, нем

Валентин Серов и Михаил Врубель познакомились во время обучения в Императорской академии художеств. Серов был учеником Ильи Репина, Врубель – Павла Чистякова. Несмотря на разные взгляды и подходы к живописи, их связывало одно – любовь к искусству. У художников сложились дружеские отношения. Так, Врубель писал своей сестре:

«Очень мне хотелось бы за лето заработать столько, чтобы на зиму эмансипироваться и жить в комнатке на Васильевском, хоть бы вместе с Серовым. Мы очень сошлись, дороги наши одинаковые, и взгляды как-то вырабатываются параллельно».

Их товарищество выражалось и в творчестве. Пример совместной работы – полотно Врубеля 1884 года «Гамлет и Офелия». Художник попросил Серова и его двоюродную сестру Марию Симонович позировать в образах шекспировских героев. Выбор Серова в качестве Гамлета можно объяснить не только дружбой художников, но и его характеристикой, данной Константином Коровиным:

«Это был человек среднего роста, с виду несколько грузный и неуклюжий, сдержанный, немногословный и в то же время бесконечно обаятельный и деликатный».

Коровин также отмечал, что на вид Серов был «угрюмо-серьезен». Возможно, именно эти качества подсказали Врубелю пригласить Серова на роль задумчивого и отрешенного принца датского. В любом случае, художнику удалось создать глубокую работу с выразительными образами.

Михаил Врубель. Гамлет и Офелия. 1884 г.
Михаил Врубель. Гамлет и Офелия. 1884 г.

Офелия сидит на ручке стула и склоняется над Гамлетом, ее взгляд опущен. Она спокойна и расслаблена. В то же время принц датский задумчив, насторожен, чувствуется некоторое напряжение в его позе, особенно это выдает единственная четко проработанная деталь на полотне – его рука, сжимающая книгу. Возникает вопрос, почему художник сосредоточил свое внимание на руке, а не на лице героя? Возможно, Врубель оставил это на потом, ведь художник отлично знал Серова и, обладая хорошей памятью, мог доработать его черты лица позже. Но то, как как Серов держит книгу – не могло пройти мимо внимания Врубеля. Именно это напряжение указывает на психологическую составляющую работы.

Это полотно так и осталась в подмалевке и на сегодняшний день хранится в Русском музее. Всего существует 3 работы Врубеля на тему «Гамлет и Офелия»: первый – акварельный вариант – также хранится в Русском музее, а третья работа в Третьяковской галерее. Интересно отметить, что в последнем полотне в роли принца датского выступает сам Врубель. И это не случайно. Исследователи отмечают, что Врубель мог ассоциировать себя с Гамлетом: «в Киеве он платонически и безнадежно влюбился в Эмилию Львовну Прахову, жену историка искусства и археолога Адриана Викторовича Прахова, руководившего работами во Владимирском соборе». Поэтому здесь – это скорее отчаяние любви, нежели интеллектуальный образ героя, который можно увидеть в работе с Серовым. Таким образом, Врубель смог не только обратиться к одному из известных персонажей Шекспира, но и показать многогранность героя.

Читайте также: