Оури Джаллох (1969 – 7 января 2005) был просителем убежища , которого нашли мертвым, связанным и сильно обгоревшим, после пожара в полицейской камере, где он содержался в Дессау, Германия . Руки и ноги Джаллоха, который находился в камере один, были привязаны к кровати. Сработала пожарная сигнализация, но сначала ее отключили без дальнейших действий со стороны сотрудника полиции. Этот случай вызвал национальное и международное возмущение по поводу официальной версии о самоубийстве.
Согласно документам, которые его родители позже представили в суд, Оури Джаллох родился в 1969 году в Конакри, Гвинея. Сообщается, что он бежал от гражданской войны в Сьерра-Леоне в Гвинею, где уже жили его родители, и прибыл в Германию в 1999 году, где подал заявление на политическое убежище. Его заявление было отклонено, но ему было предоставлено исключительное разрешение на пребывание в стране.
Официальная версия событий, представленная сотрудниками полиции на последующем судебном процессе, была опубликована такими газетами, как Der Tagesspiegel. Утром 7 января 2005 года, около 8 часов утра, несколько уборщиков улиц позвонили в полицию и сообщили, что их коллега чувствует угрозу со стороны пьяного мужчины (которым был Оури Джаллох). Когда прибыли двое полицейских (Ханс-Ульрих М. и Удо С.), Джаллох отказался предъявить удостоверение личности и оказал сопротивление аресту. Полицейские схватили его за шею и взяли под стражу, намереваясь привлечь к ответственности за преследование, хотя обвинения так и не были предъявлены. В полицейском участке двое полицейских отвели Джалло в подвал и удерживали его, пока врач брал у него кровь на анализ на алкоголь и наркотики. Анализ показал содержание алкоголя в крови около 3‰ и выявил употребление кокаина. Врач оценил Джаллоха как безопасного для содержания под стражей. Джаллох был доставлен в камеру и содержался там до тех пор, пока не предстал перед судом. Двое офицеров оттащили его в камеру и приковали наручниками к кровати за руки и ноги.
Полицейская Беате Х. работала в диспетчерской на втором этаже вместе со своим начальником Андреасом С. По домофону она услышала, как Джаллох гремит цепями и ругается, поэтому попыталась его успокоить, и позже сообщила, что слышала других офицеров в камере. Она сама пошла проверить его около 11:30 утра, не заметив ничего необычного. Она вернулась в диспетчерскую, где Андреас С. убавил громкость домофона, и она велела ему снова увеличить её. Около полудня она утверждала, что слышала звуки брызг и сказала Андреасу С., что теперь его очередь проверять. Первоначально она сказала, что после того, как сработала пожарная сигнализация, Андреас С. дважды её выключил. Когда сработала другая сигнализация, он пошёл проверить, что происходит. Герхард М. последовал за Андреасом С. вниз в камеры, где они обнаружили Джаллоха живым, но сгорающим заживо. Его последним словом было «Огонь».
Полиция предположила, что Джаллох поджег себя, используя зажигалку, чтобы поджечь поролоновый матрас, на котором он лежал в камере. Один из таких матрасов был обнаружен в пакете с вещественными доказательствами через несколько дней после смерти Джаллоха.
Официальная экспертиза пришла к выводу, что непосредственной причиной смерти, вероятно, стал тепловой удар по легким Джаллоха в результате вдыхания дыма. Более поздняя экспертиза 2019 года, проведенная экспертами из Университета имени Гёте по заказу семьи Джаллоха, показала, что у него было сломано ребро, сломан нос и был перелом основания черепа, что указывает на то, что Оури Джаллох мог подвергаться пыткам перед смертью. В первоначальной экспертизе был указан только недавний перелом носа. Врачи были убеждены, что травмы были получены до смерти.
В марте 2007 года в государственном суде Дессау начался судебный процесс над полицейскими Хансом-Ульрихом М. и его начальником Андреасом С. Двое полицейских обвинялись в причинении телесных повреждений со смертельным исходом и в непредумышленном убийстве соответственно. 8 декабря 2008 года суд оправдал обоих подсудимых по всем пунктам обвинения. По словам председательствующего судьи Манфреда Штайнхоффа, противоречивые показания помешали прояснению обстоятельств и воспрепятствовали соблюдению надлежащей правовой процедуры. В своей заключительной речи Штайнхофф обвинил полицейских во лжи в суде и, таким образом, в нанесении ущерба репутации земли Саксония-Анхальт. Судебный процесс выявил несоответствия и пробелы в показаниях полицейских и длился 60 дней вместо запланированных четырех. Эксперты по пожарной безопасности не смогли воссоздать обстоятельства смерти. Вопрос о том, как зажигалка, предположительно использованная для поджога, попала в камеру, остался необъясненным. Беате Х. изменила свои первоначальные показания, заявив, что Андреас С. не дважды выключал пожарную сигнализацию, а встал и спустился вниз, но она не смогла точно сказать, когда именно, потому что работала, сидя спиной к двери. Семья и сторонники Джаллоха были возмущены приговором. Суд предложил семье 5000 евро, поскольку не смог доказать вину офицеров, но отец Джаллоха сказал, что не хочет этих денег.
7 января 2010 года, ровно через пять лет после смерти Джаллоха в своей камере, федеральный суд Бундесгерихтсхофа в Карлсруэ отменил предыдущий приговор. Дело было передано в суд земли Саксония-Анхальт в Магдебурге для повторного рассмотрения. В ходе расследования были пересмотрены смерти Ханса-Юргена Розе (умершего от внутренних травм через несколько часов после освобождения из того же полицейского участка в 1997 году) и Марио Бихтеманна (умершего от перелома черепа, полученного без надзора, в той же камере в 2002 году). В 2012 году Андреас С. был признан виновным в непредумышленном убийстве и оштрафован на 10 800 евро. Затем в 2014 году начался новый судебный процесс, который завершился без вынесения обвинительного приговора в 2017 году.
В августе 2020 года парламент Саксонии-Анхальт опубликовал доклад специальных следователей Ежи Монтага и Манфреда Нётцеля по делу Джаллоха, назвав действия полицейских «ошибочными» и «противоречащими закону». Однако они пришли к выводу, что окончательное прекращение дела окружным прокурором в 2017 году было «фактически и юридически правильным с учетом имеющихся доказательств».
Инициатива памяти Оури Джаллоха (Initiative in Gedenken an Oury Jalloh) была создана для того, чтобы добиться справедливости для жертвы и провести кампанию против полицейского насилия. В 2021 году инициатива заказала отчет у эксперта по пожарной экспертизе, чтобы оценить обстоятельства смерти Джаллоха. Эксперт счел маловероятным, что человек, привязанный к кровати, мог поджечь себя. Затем к матрасу прикрепили манекен из мертвой свиньи и подожгли его. Только при использовании бензина манекен сгорел так, как сгорело тело Джаллоха. Эксперт пришел к выводу, что, скорее всего, был использован бензин.
Исходя из этого мнения, инициатива и семья Джалло призвали федеральную прокуратуру возобновить расследование убийства. Они также объявили о планах подать в суд на Генеральную прокуратуру Саксонии-Анхальт за воспрепятствование правосудию, поскольку она прекратила расследование в 2018 году.