Найти в Дзене

Истинный курс майора Силина или Русский квант действия

Марат Хайруллин
Часть 1 В конце 90-х (а может в начале 2000-х) меня занесло полярной ночью в поселок Тикси где-то на краю Якутии. Мы пили с одиноким майором Силиным на кухне разбавленный спирт. За окном дуло и снежило так, что не видно было соседней заброшенной пятиэтажки. 
- Это надолго, - говорил майор, - но ничего, самолет все равно когда-нибудь прилетит… 
Забегая вперед, скажу, что самолет (старенький Ан-24), который доставил меня сюда, прилетел, как метель стихла. Но я его не стал дожидаться, а поехал по зимнику в Якутск с водителем Олешкой. Четыре дня колесили мы по поселкам эвенков и якутов. Это было удивительное приключение: мы с Олешкой пили водку (от холода особенно не пьянели) и спорили о вечном прямо за рулем промерзшего ЗИЛка, несущегося в бесконечной снежной пустоте навстречу сияющим звездам.
А в стойбище снова выпивали и говорили, говорили обо всем на свете с каюрами, сидя на нартах. Мудрые олени тянулись к моему лицу мягкими губами и смешно фыркали - пф-ф, пф-ф, словно

Марат Хайруллин
Часть 1

В конце 90-х (а может в начале 2000-х) меня занесло полярной ночью в поселок Тикси где-то на краю Якутии. Мы пили с одиноким майором Силиным на кухне разбавленный спирт. За окном дуло и снежило так, что не видно было соседней заброшенной пятиэтажки. 
- Это надолго, - говорил майор, - но ничего, самолет все равно когда-нибудь прилетит… 
Забегая вперед, скажу, что самолет (старенький Ан-24), который доставил меня сюда, прилетел, как метель стихла. Но я его не стал дожидаться, а поехал по зимнику в Якутск с водителем Олешкой.

Четыре дня колесили мы по поселкам эвенков и якутов. Это было удивительное приключение: мы с Олешкой пили водку (от холода особенно не пьянели) и спорили о вечном прямо за рулем промерзшего ЗИЛка, несущегося в бесконечной снежной пустоте навстречу сияющим звездам.
А в стойбище снова выпивали и говорили, говорили обо всем на свете с каюрами, сидя на нартах. Мудрые олени тянулись к моему лицу мягкими губами и смешно фыркали - пф-ф, пф-ф, словно тоже участвовали в разговоре.

Если хотите, дорогие мои, почувствовать, как велика наша страна, обязательно повторите этот путь - заберитесь в Тикси, в самые снега, и потом по зимнику возвращайтесь назад в цивилизацию с чистой, отмытой снегами до скрипа, душой. 
А пока вернемся в забытый Богом и своей страной в 90-е поселок на краю земли.

Когда следующим днем короткий рассвет пробился сквозь полярную ночь, мы с Силиным добрались до торгового порта. 
- Вон там лежит, эх, в такой буран не дойдем, - качал головой Силин. 
Залив замерз. Впереди в паре километров прятался в метели остров Бруснева. Западная оконечность острова заканчивалась небольшой песчаной косой, на которой было устроено самое северное в мире кладбище кораблей. И где-то там, между ржавеющих северных работяг, покоился самый знаменитый корабль русского севера.

Создать карусельШхуна «Заря» (Яхта «Заря») — судно, на котором была совершена Русская полярная экспедиция под руководством барона Э. В. Толля в 1900—1902 годах.
Целью экспедиции было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, а также исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи — открытие «большого материка»
Создать карусельШхуна «Заря» (Яхта «Заря») — судно, на котором была совершена Русская полярная экспедиция под руководством барона Э. В. Толля в 1900—1902 годах. Целью экспедиции было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, а также исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи — открытие «большого материка»

Хотя здесь, наверное, кто-то поспорит - знаменитых было много. Но нашедшая свой последний причал на траверзе порта Тикси парусная яхта «Заря» - самое красивое судно русского императорского флота. Этого опровергнуть не сможет никто. По крайне мере мне и майору Силину.
Он всю жизнь собирал документальный материал, связанный с яхтой «Заря».

- Знаешь, почему яхта? Вообще это был барк. Потому что его приписали к Императорской Санкт – Петербургской яхтенной эскадре, и «Заря» несла флаг Невского яхт – клуба. Особая честь - личный штандарт Великого князя Константина Константиновича - внука императора Николая I и президента Академии наук, - рассказывал Силин, - сам император Николай II пришел благословить яхту «Заря» в первое плавание Русской полярной экспедиции в 1900 году. Поэтому и «Заря» - на заре новой эры отправлялась в путь.

На излете парусного века стали строить барки – парусные суда с изящным корпусом (с идеальными обводами), передние мачты с прямыми парусами. А на задней бизань-мачте косые паруса.
И не было более красивого зрелища тогда, чем барк, выпустивший все паруса и стремительно режущий волну.
На «Заре» работала паровая машина, играющая вспомогательную роль, но это приводило в восторг исследователей севера на рубеже XIX и XX веков. Норвежец Фритьоф Нансен, со слезами на глазах напутствуя «Зарю», писал, что именно отсутствие паровой машины не позволило его «Фраму» пройти Северным морским путем (тогда его называли Северо-Восточный проход).

Выдающийся адмирал Степан Осипович Макаров благословлял Русскую полярную экспедицию и пророчил ей успех благодаря этой маленькой и слабенькой машине.
Все они беззаветно верили в могучую силу пара и бесстрашно шли навстречу вековым льдам, не подозревая, что потомкам понадобится обуздать атом, чтобы окончательно покорить северные моря.

«Заря» была не только самым красивым и мощным парусником русского флота. Она была первым научно-исследовательским судном России.
Это было первое полностью академическое предприятие Императорской академии наук, названное Русской полярной экспедицией.
Яхта «Заря - это целая героическая эпоха отечественной науки и истории.
Толль, Колчак, Матисен, Коломейцев, Зееберг, Бируля, Вальтер – люди, составившие первую Русскую полярную экспедицию.
Жизнь и судьба каждого из них так переплетена с великолепным XIX веком, что об этом можно повествовать бесконечно. Хоть в стиле детектива, хоть в стиле трагедии и драмы - столь удивительные жизни прожили эти люди.

- «Заря» была переделана из норвежского китобоя «Таральд Харорангер». Помнишь «Морской волк» Джек Лондона. Волк Ларсен плавал на парусном барке, и Джек был просто влюблен в эти парусники. Их невозможно не любить, - говорил Силин.
Так же говорил и руководитель экспедиции барон Эдуард Толль. Он увидел китобой и все, пропал. 
Из китобоя судно переделали в научный барк. Построили каюты, шесть лабораторий, две библиотеки (одну для матросов). 
- И большую кают-компанию из красного, резного дерева. Представляешь, с пианино. Полярной ночью, на затертой во льдах яхте доктор Вальтер при свечах играл Чайковского и Шопена. Шопен во льдах, черт возьми, - это были русские офицеры, русский флот!
Вы не представляете, сколько гордости чувствовалось в словах Силина. 

Поселок Тикси в тот год загибался, народ бедствовал и спивался. А Силин писал мне в московскую редакцию не об этих ужасах погибшего совка, он писал письма о самом красивом корабле русского флота.
В стране уже года три не платили зарплату, сам Силин жил неизвестно на какие доходы. Аэродромной воинской части, в которой он по-прежнему служил, как таковой уже не было – все, кто мог, сбежали на Большую землю, где жизнь была не намного лучше.
Силин же мечтал собрать деньги, откопать «Зарю» и восстановить ее красоту. И писал об этом страстные письма в столичные газеты.
Самое удивительное, что корпус «Зари» - обломок XIX века еще в начале 90-х был виден на косе острова Бруснева. «Зарю» почти занесло песком, но к этой легенде еще можно было прикоснуться.
Наша страна на 70 % - это великий Север. И умение жить там, где никакой народ не умеет, - суть величия нашей нации.
И барк «Заря», хоть и порушенный, сгоревший, но на который еще можно было взойти, постоять там, где был мостик, и представить, как он, расправив белые крылья-паруса, летит вперед - для меня в тех 90-х это было настоящим чудом. Потому что в мировой летописи географических открытий страницы о первопроходцах русского Севера одни из самых величественных.
Тогда, стоя на краю земли вместе с майором Силиным и пытаясь сквозь метель разглядеть остров Бруснева, я думал, как же так получилось, что все эти годы корабль с такой славной историей заносило песком и забвением на глазах у всех. Почему мы позволили это, почему так не ценим свою историю. 

В тот день «чума 90-х» казалась мне наказанием за то, что мы забыли свою историю. Советский период пытался разорвать преемственность истории нашей страны. Коммунисты поставили эксперимент над нашим народом: они считали, что все, что было до Великой Октябрьской революции, несущественно. Отсчет новой эры начнется с вооруженного мятежа в Петрограде.
Но они ошибались, как и все остальные потрясатели устоев до них - история такая же константа, как Постоянная Планка. Ее можно отрицать, замалчивать, искажать, не знать ничего о ней, но она все равно будет присутствовать на всех уровнях нашего социального микрокосма.
И ни одно явление в обществе не проходит без её влияния - хотим мы того или нет. Это закон жизни - история, это то, что определяет истинный курс нации. «Квант действия», который движет народом всегда и везде.
И поэтому, стоя в тот день на краю грандиозного бурана, я вместе со своим народом начал возвращение на этот самый желанный для любого моряка курс.
Мы постояли еще немного с Силиным на берегу и пошли домой обедать пельмени с олениной и пить чай с вареньем из морошки.
Продолжение следует…

Создать карусель
Создать карусель

❤️ Поддержка команды Марата Хайруллина:

+7 936 242 12 44 (по СБП ТИНЬКОФФ)

Мы создаем для Вас:

📚 Книги, которые хочется прочесть 
📰 Расследования, которые дают понимание происходящего 
📈 Военную аналитику, которая в деталях описывает события на фронтах

Каналы «Военкор Марат Хайруллин» - здоровая и вкусная пища для ума.