Кажется, Бисмарк утверждал, что бургундское вино и пиво делают людей тупыми и безвольными. Но я становился добрее и уступчивее, а шнапс тянет меня на подвиги.
Я не сноб, всеяден, неприхотлив и стараюсь быть без предубеждений. Снобизм отрицает импровизацию. Отсутствие импровизации отрицает новизну. А вкусы то меняются. Вкус величина переменная. Где нет вкуса, там пошлость!
Улавливаете? Вкус убегает от пошлости. Причем, говорят, что о вкусах не спорят! Каждому свое! А что такое вкус и что такое пошлость мало, кто понимает и может объяснить. Короче, всё это на интуитивном уровне.
Где снобизм весьма полезем и уместен, так это в сохранении традиций. Например, маленькие пухленькие блондинки хороши ближе к вечеру, а высокие худые брюнетки ранним утром!
Ну, а к обеду, конечно, огурцы солёные или свежие, соответственно, зимой или летом. А о напитках как? От моего бати:
Пиво для беседы, светлое, только кружками по 0,5 литра. Беседы могут быть долгими – надо пить много и не спеша.
Вино для настроения. Белое к рыбе гладкими высокими бокалами, красное высокими хрустальными стаканами, с тонкой резьбой, к свиной котлетке.
Водка для аппетита. Правильного охлаждения, и рюмками, кратно 50 граммам. Ею хорошо запивать горячий борщ или закусывать холодцом с горчичкой, окуная кусочки в уксус.
Коньяк подходит для размышлений, соответствующими бокалами. Вынюхивать аромат, пить мелкими глотками, облизывая губы языком. И размышлять. Можно без закусок, если не больше 0,5 литра.
О пиве! Пиво Жигулёвское Жигулёвскому, рознь, если рассматривать, кто, как и где его делает. Я имею в виду, пиво только из дубовых бочек и все это подходит к Советским временам.
Лучше нашего, Таганрогского Жигулёвского не встречал нигде, недаром при Советах на День шахтёра, в нашем городе пиво исчезало. Оно вывозилось в Украинский город Донецк, там наше пиво знали и ценили, как мы их колбасу.
Дефицит пива встречал только в Таганроге и Запорожье, особенно в выходные летом.
Помню, как с двумя приятелями поймали на ериках напротив Синявки три мешка раков. Проблема была доставить их в Таганрог. Доставили. А пива нигде нет. Объездили с мужем сестры, у него была машина, всё. Кто-то сказал, есть вероятность найти бутылочное в станционном буфете Синявки!
Увы, пришлось раков запивать водкой!
После этого стали организовывать семейные пивные дни с раками для жён. Заранее договаривались и оплачивали пиво в пивном баре, что был возле ДК Димитрова.
Нас пять семейных пар. Это десять трёхлитровых стеклянных баллонов плюс пять баллонов на пену и про запас. Пиво из дубовых бочек, утро, воскресение, большая очередь страждущих похмелья.
Но все предупреждены, нам выделен отдельный кран. Один из нас стоит с закруткой и крышкой, второй наливает пиво, первый закатывает баллоны, двое носят баллоны в машину и пустые из машины, пятый варит раков дома, женщинам такое доверять нельзя.
Долгие беседы. К вечеру на столе появляется водка, салаты и жареная картошка на сале. К ночи баловство. Муж моей сестры, Саня, военпред на заводе Димитрова, пускаем с балкона сигнальные ракеты.
Ракеты кончаются, Саня вспоминает, что он ещё и охотник, что у него ружьё и много патронов. Спускаемся с третьего этажа, перелезаем забор детского садика и оттуда стрельба в воздух из двух стволов.
Кто-то вызывает милицию, облава, приглашаем трёх милиционеров в гости. Им пить нельзя, служба, жены с удовольствием угощают их салатами и жареной картошкой. Расстаёмся с милицией почти друзьями, выписали штраф, мы его тут же оплатили наличными.
Запорожье, четвёртый курс ТРТИ, производственная практика, нас четверо Борис Покрышко, Борис Коровин, Гена Анашкин и я. Запорожский опытный завод полупроводниковых приборов. Я и Гена попали на конвейер отбраковки приборов для космоса и высокоточных измерительных приборов.
Приёмка выше военной. Огромная ответственность, нам платят хорошую зарплату и открывают трудовые книжки. На украинском языке!
Местные рассказывают в субботу едут на дамбы Каховского водохранилища ловить раков. Мы с ними. Раки ловятся сами. В маске и ластах отплываем от берега метров на пятьдесят, ныряем и возвращаемся над дном, на руках тряпичные перчатки с привязанными к ним длинными шнурками от ботинок.
Раки хватаются клешнями за шнурки по 5-7 раков на руку, стряхиваем раков на берег и новый заплыв. По берегу ходят с огромными рюкзаками и собирают добычу. Наловили столько раков, что не поднять.
В оговоренное время по дамбе, как по железнодорожной насыпи, проходит поезд. Останавливается, мы загружаемся и едем на платформе до станции около тюрьмы, выгружаемся, наше общежитие напротив городской тюрьмы. Десять минут хода. Идем через частный сектор, где на газонах растёт укроп и чеснок. Почти как в Таганроге.
Раков выгружаем из рюкзаков в ванны для купания. Варим в электрических чайниках. Конечно, чайники сразу стали не пригодны для чая, кто-то написал на них стеклорезом "Для раков". Нам пришлось купить для чая новые.
В ближайшую пивную, пива нет, сообщают, пиво в субботу бывает только зимой, советуют ехать на остров Хортица, пиво возят на пляжи. Но это завтра, а сегодня вечером раков запиваем водкой.
В воскресное ранее утро электричкой на остров с двумя рюкзаками вареных раков, а там красивые девчонки, и их там очень много, как бочек с пивом.
Красота. Вечером танцы под оркестр не далеко от дуба, на котором Тарас Бульба своего сына заживо сжёг, а батька Махно свою жизнь спас, нарубив дров от дуба, убегая на паровозе от Красных!
Конечно, я и Коровин сочетали девушек с играми в преферанс, в том числе с московскими студентами из энергетического института. Практически обыгрывали их каждый раз в пух и прах, запрещённым картёжным приёмом, играя на общий кон, то есть не перебивать в определенные моменты игру друг другу.
За такие дела в приличном обществе можно было получить канделябром по голове! Деньги от выигрышей превышали наши зарплаты! Короче, жизнь на практике стала такой прекрасной, что я решил её кратко отразить в своём дневнике по практике, воспользовавшись его разделом общественно-политическая деятельность.
За неделю до окончания практики мы отправились подписывать дневники по заводским инстанциям. Начальник цеха за достигнутые мною производственные показатели поставил оценку "отлично", а заведующий производством, объявил благодарность с записью в трудовую книжку!
Но секретарь комитета комсомола завода, прочтя сущность моей общественно-политической деятельности, отказался подписывать мой дневник и через замдиректора завода по кадрам добился, изъять мой дневник и отправить его почтой Ректору ТРТИ с сопроводительным письмом, в котором содержалась просьба мою практику не засчитывать, как выполненную, с оценкой "не удовлетворительно".
У всех должна быть только одна строчка в разделе общественно-политическая деятельность, это посещение еженедельных политинформаций перед началом рабочего дня в понедельники!
Простившись с запорожскими и московскими друзьями, а также милыми подружками хохлушками, поскольку тут делать, было уже нечего, через пару дней отправился в славный город Таганрог.
В деканате секретарь, дико выпучив на меня глаза, заявила "доигрался, твой дневник находится у Ректора, а твоё поведение после каникул будет рассмотрено на заседании кафедры с решением об отчислении из института".
Я стал прикидывать, куда пойду работать и, остановился на профессии таксиста. Мой приятель детства, Вовка Денисов, стал таксисом и зашибал такие деньги, о которых даже профессоры не мечтали.
Состоялось заседание выпускающей кафедры. Оказалось, никто моего дневника не видел, он был у Ректора. На вопрос заведующего кафедрой, как я докатился до такой жизни, я решил сострить и заявил, Бога не интересуют банальные праведники, Богу интересны только грешники и их покаяния!
Это вызвало весёлое настроение у присутствующих. И, несмотря на заявление классного папы, о моём должном стремлении к морали и о предстоящей моей борьбе за нравственность, меня лишили на один месяц стипендии и заставили идти каяться не перед Богом, а перед Ректором ТРТИ Анатолием Васильевичем Каляевым.
Я записался, как положено, у секретаря на приём, и в назначенное время вошёл в его кабинет. Я был очень удивлён тем, что вместо наложения строгого взыскания, он улыбался и спросил, не могу ли подарить ему дневник?
Он с женой прочёл его, и они остались довольны моей практикой, поэтому он ставит мне зачёт! Я ляпнул, типа, весьма польщен и был свободен!
Могу сказать, что он хранил мой дневник довольно долго, поскольку в начале 90-х годов, я часто встречался с ним.
Он весело говорил о моем дневнике, когда у него что-то не получается, он читает его и, всё после этого идёт, как по маслу!
Добавлю что, когда были выборы Ректора, я проголосовал за Каляева, поскольку его жена была очень красивой женщиной, а красивая женщина не может выйти замуж за недостойного уважения человека!
Отличным пиво Жигулёвское было в Пензе и Львове.
Но самым удивительным было то, что отличным оно было только в баре под названием Чешское пиво города Пензы, причём по популярности и качеству оно превосходило 5 или 6 Чешских сортов.
Даже во Львове Жигулёвское бодяжили водой. Я случайно познакомился со старичком аптекарем-провизором, он родился в Таганроге во время гражданской войны в польской семье и, оказался большим любителем пива. Он рассказал, есть единственное место, где я могу выпить настоящее Жигулёвское.
Отвратительным было пиво Жигулёвское в Ленинграде, впрочем, как и водка и хлеб. Единственное, что умели делать в Ленинграде, так это квашеную капусту, различных рецептов приготовления, включая с клюквой, яблоками, изюмом и морошкой!
Посещая банный комплекс на проспекте Ветеранов в компании сослуживцев, после парилки приходилось пить венгерские сухие вина Фурминт или Димиат.
Иногда удавалось купить у банщиков из-под полы с переплатой отличную Рижскую 56-ти градусную водку. Называли её, Коленвал. Из-за того, что слово ВОДКА печаталось буквами "В", "Д" и "А" выше, а "О" и "К" ниже!
Интересно, что недалеко от Ленинграда на пляжах Рижского взморья и Калининградской области Жигулёвское пиво неплохого качества стоило 15 копеек за 0,5 литровую кружку. Никто этого феномена объяснить не мог. Почему, или за что, в полтора раза дешевле?
Отличное Жигулёвское пиво я пил на ВДНХ, куда из Куйбышева, ныне Самара, оно доставлялось транспортными самолётами в дубовых бочках.
Жигулёвское пил также на веранде павильона ВДНХ Чешское пиво. Признаться, по качеству так себе, хуже Чешского Козела.
Единственная прелесть этого павильона была в том, что он находился на берегу пруда. Можно было взять вёсельную лодку на прокат, кататься с барышней и пить с ней пиво из горлышка.
Такое практиковал в Таганроге муж моей сестры. Как-то я увидел что-то непонятное в море Приморского пляжа. Поплыл полюбопытствовать. Оказалось, мой родственник с приятелем использовав, упаковку от телевизора, разместили в ней вяленую рыбку, несколько бутылок и, пьют пиво, стоя по грудь в воде.
Не помню по понятным причинам, но очень плохое пиво было в Московских пивных, типа бар «Жигули» в переходе между Арбатом и Калининским проспектом.
В этом блатном питейном заведении, мошенничали, чтобы хорошее подали, нужно было давать на лапу или в карман двойную цену, как и на Кузнецком мосту, в пивной, попавшей в кинофильм «Берегись автомобиля». Эльдар Рязанов это прекрасно показал.
Самым лучшим заведением Москвы подобного рода был огромный, с двумя залами, пивной бар «Саяны» на метро Щёлковская. Вот его мы, Таганрогские и Московские друзья облюбовали и посещали очень часто. В нём персонал по какой-то, загадочной причине работал честно?
Бывало, в Саянах столько выпивали пива, добавив, правда, ещё и Грузинской кустарной 70-й градусной чачи, что сдвигали столы и танцевали на них лезгинку!
Пиво творит чудеса. Западная Украина. Яблунецкий перевал. Граница с Венгрией.
Мы праздновали день рождения местного парня, инструктора по горным лыжам, в новом ресторане Беркут. Играли наши и венгерские музыканты национальную музыку, с учётом характера события.
И вот после основной части застолья с местной кухней, нам на десерт предложили самим приготовить кукурузную кашу, мамалыгу. Кто пожелал и был ещё в состоянии, тем выдали переднички и колпаки. Специальные чугунные сковородки на одну порцию, исходные продукты были готовы. Получили мастер класс от шеф-повара.
Наступила тишина, как раз время закрытия ресторана. Персонал стал собираться домой. Ожидался автобус из Венгрии. Раздался шум, прибыл автобус, и водитель с пассажирами внесли несколько ящиков пива.
Оказалось, мы и забыли, что привезли вяленую рыбу. Таганрог в Карпатах знали по вяленой чехони и судаку. Мы предъявили рыбу, но в меню ресторана не предполагалось пиво. Ну, какое пиво в горах, тем более, зимой? Горячее кустарное вино, кустарная сливовица, водка и бренди!
Кто-то высказал сожаление по отсутствию пива в меню, кто-то сказал кому-то проезжавшему в Венгрию.
И вот жители ближайшего венгерского городка в подарок имениннику передали пиво. Мы решили остаться, администратор поддержал. Несколько музыкантов и повар договорились, что переночуют у наших и венгерских пограничников. С пивом открылось второе дыхание.
Где я только пил Жигулевское, в Новосибирске, Петропавловске, Баку, Калининграде, Мурманске, Североморске, Кировске, Оленегорске, Лиепае, Риге, Вильнюсе, Северодонецке, Донецке, Жданове, Иловайске, Красном Луче, Ставрополе, Краснодаре, Изобильном, Ужгороде, Анапе, Воронеже и Курске.
Куда только ни ездил, всюду пробовал местное пиво и ходил в парилки, но такого плохого, как в Алма-Ате и Ростове-на Дону не встречал! Возможно, дело связано с качеством воды.