...С полей Италии императорские гвардейцы вернулись в ореоле славы. Впереди их ждали десять лет мирной жизни. Кампании в Мексике, Африке и Индокитае обошли Гвардию стороной. Теперь её основной заботой стали смотры, парады, учения и дворцовые караулы. Однако император по прежнему уделял Гвардии много внимания.
В 1860 г. Гренадёры, Вольтижёры и Инженеры Гвардии получили новые мундиры - в виде полукафтана с поперечными петлицами - бранденбурами: белыми у гренадёров, жёлтыми - у вольтижёров и красными - у инженеров (у офицеров бранденбуры были золотыми). В батальоне Пеших егерей на куртки так же были добавлены жёлтые бранденбуры (у офицеров - гусарские золотые шнуры).
15 Ноября 1865 г. Гвардия подверглась очередной реорганизации. Второй кирасирский полк был слит с Первым в один полк Гвардейских Кирасир (полк стал носить форму бывшего 1-го кирасирского полка). Тем же указом 1-й и 2-й армейские карабинерные полки так же объединялись в один полк, и причислялись к Гвардии (изменения в форме были минимальные: воротник и отвороты фалд голубого мундира стали красными, вместо голубых, с красной выпушкой, белые эполеты сменились красными, на плече появился аксельбант). Теперь в бригаду Гвардейской тяжёлой кавалерии входили: Кирасиры, Карабинеры и эскадрон Конных Жандармов.(Однако вскоре Конные Жандармы были переданы под начало маршала Императорского двора и стали, в очередь с Почётными Гвардейцами, нести охрану императорских резиденций и охранять императора при выездах.) Тогда же была упразднена рота Гвардейских Инженеров. В 1866 г Пешие егеря, первые во французской армии, получили на вооружение игольчатую винтовку Шасcпо.
В очередной (и, как оказалось, последний ) раз Императорской Гвардии довелось понюхать пороху в 1870 г, во время Франко-прусской войны. Две пехотные и одна кавалерийская гвардейские дивизии двинулись в поход. Каждой пехотной дивизии придавались две батареи 4-х фунтовых пушек и батарея митральез Гвардейской пешей артиллерии, а кавалерийской две батареи Гвардейской Конной артиллерии. В каждой батарее по шесть орудий. Силы поддержки и обеспечения - оставшиеся четыре конные батареи, артиллерийский и транспортный обозы. Никто из гвардейцев не сомневался в скорой победе. Но всё пошло не так...
Начав с захвата Саара, французская армия вскоре потерпела ряд неудач под Вейссенбургом, Шпирхеном и Вёртом, и вынуждена была отойти на территорию Франции. Наполеон III, вместе со своей Гвардией находился в войсках маршала Базена, отступавших к Мецу. Однако, 13 Августа он приказал маршалу отходить к Шалону, а сам выехал в Верден, навстречу армии маршала Мак-Магона, в сопровождении части Почётной Гвардии, 3-го батальона 3-го Гренадёрского полка и эскадронов Конных Жандармов, Карабинеров и Гидов. Остальная Гвардия осталась вместе с войсками Базена, и уже 16 Августа встретилась с пруссаками при Резонвиле (Мар-ла-Тур).
Сражение началось в 9:00 утра. Императорская Гвардия располагалась между Резонвилем и Гравелотом, и первоначально, находилась в стороне от основного направления атаки пруссаков, которые наступали на Вионвиль и Флавиньи. Но, в 12:30, после отхода французов из этих селений, Базен отдал приказ Гвардейским кирасирам атаковать преследующие противника прусские войска. Те построившись в две линии по два эскадрона (пятый в резерве), устремились вперёд. Но попав под убийственный огонь прусской пехоты, и потеряв 230 человек и 245 лошадей, обратились в беспорядочное бегство. По их пятам немедленно бросились 11-й и 17-й прусские гусарские полки, которые не только нанесли урон отступающим но и захватили батарею французской Гвардейской артиллерии, порубив прислугу. Правда,увезти орудия из-за отсутствия артиллерийских лошадей, им не удалось
.
Как только стало ясно, что 2-й армейский корпус потерпел поражение, командир прусского корпуса Альвенслебен приказал 6-й кавалерийской дивизии преследовать противника. Базен тут же выдвинул на плато Резонвиль Гренадёрскую и Вольтижёрскую дивизии Гвардии, которые около 13:00 остановили продвижение прусской кавалерии и отбросили её назад.
Базен видел наибольшую угрозу для своих позиций в прибытии дополнительных прусских сил в долину Мозеля против его левого фланга. Поэтому перебросил большую часть Императорской Гвардии именно туда, расположив её восточнее Гравелота.
Тем временем, корпус Канробера попытался контратаковать и вернуть французам Вионвиль.Что бы остановить его Альвенслебен послал в атаку свой последний резерв — кавалерийскую бригаду фон Бредова, состоявшую из 7-го кирасирского, 13-го драгунского и 16-го уланского полков. Эта, практически самоубийственная атака, оказалась, тем не менее, успешной. Кавалеристы Бредова прорвались через две французские артиллерийские позиции, порубив артиллеристов и рассеяли пехоту Канробера. Что бы остановить натиск вражеской конницы Базен бросил в контратаку свою кавалерию, в том числе Гвардейских Улан и Драгун.
Одетые в голубые походные мундиры Гвардейские Уланы столкнулись с 13-м полком прусских драгун, так же обмундированных в голубую форму. Их ряды смешались. И тут случилось то же, что когда то в Италии — подоспевшие французские драгуны из 3-го полка, не разобравшись в горячке боя, врезались в эту мешанину, рубя всех подряд, не разбирая , где свой, где чужой. В результате уланы потеряли 140 человек, часть из которых пала от рук соотечественников. Бригада фон Бредова потеряла почти половину своего состава, но задачу выполнила и смогла отступить и соединиться со своими.
Тем временем, прибытие на помощь к Альвенслебену основных сил 2-й прусской армии принца Фридриха-Карла стала склонять чашу весов на сторону пруссаков. Что бы выправить положение около 18:00 Базен приказал 2-й бригаде Гвардейских Вольтижёров захватить высоту 989. Им удалось сбросить с холма прусскую пехоту, но ураганный огонь артиллерии противника вынудил вольтижёров отступить. В 19:00 принц Фридрих-Карл послал III и X корпуса в наступление на Резонвиль. Однако атака была отбита огнём 54 пушек Гвардейской артиллерии, подавивших вражеские батареи и обративших в бегство пехоту. Тогда Фридрих-Карл бросил в атаку на Гвардейских Пеших Егерей, оборонявших дорогу на Резонвиль, 6-ю кавалерийскую дивизию. Но прицельный огонь французских игольчатых винтовок Шасспо отбросил пруссаков назад. К 21:00 сражение завершилось. Ночью маршал Базен отвёл французскую армию ближе к Мецу.
Для Гвардии этот день стал днём тяжёлых потерь: три полка гренадёр лишились, в общей сложности, 1200 человек, зуавы потеряли 95, пешие егеря — почти 200, потери вольтижёров, принявших незначительное участие в битве, были невелики, у кирасир выбыло более 250 человек, у драгун — около 70, уланы, как уже говорилось, потеряли 140, гиды, конноегеря и карабинеры в сражении, практически не участвовали и потерь почти не понесли.
В последовавшем через два дня сражении при Сен-Прива Императорская Гвардия участия, фaктически, не приняла, что, возможно, послужило одной из причин поражения французов. Многие историки считают, что если бы в самый критический момент сражения, когда наступление Прусской Гвардии на Аманвийе захлебнулось, в бой была введена Императорская Гвардия, исход сражения, а может быть и всей войны мог быть совсем иным. А значит вся мировая история могла пойти совсем другим путём! Но маршал Базен так и не решился послать Гвардию в атаку.
И лишь когда крупповские пушки сокрушили оборону французов у Сен-Прива и корпус Канробера начал отход, командующий гвардией генерал Бурбаки двинул свои части на правый фланг. Однако, при виде отступающих в беспорядке французских солдат, он остановил дальнейшее продвижение, бросив в сердцах сопровождавшему его адъютанту Канробера: «Вы обещали мне победу, а я вижу бегущих солдат!» Как только французы поняли, что Гвардия в бой не вступит, бегство стало повальным. Один бывший гвардейский гренадёр вспоминал, что когда солдаты линейных полков пробегали мимо шеренг гвардейцев, то кричали им: «Гнилые преторианцы!». Гвардия, вместе со всей армией Базена отступила в Мец, где была блокирована прусскими войсками.
Наполеон III, находившийся в армии маршала Мак-Магона, попытался снять осаду с Меца, но потерпел поражение, был, в свою очередь, окружён в Седане и капитулировал 2 Сентября. Вместе с ним в плен попали гвардейские части составлявшие императорский эскорт — часть Почётной Гвардии, 3-й батальон 3-го Гренадёрского полка, эскадроны полков Гидов и Карабинеров, а так же эскадрон Конных Жандармов.
Как только о пленении императора стало известно в Париже, там сразу произошла революция. Империя пала и власть перешла к Правительству Национальной Обороны. Часть Почётной Гвардии находилась в Шалоне, составляя конвой наследного принца Наполеона Эжена. После крушения Второй Империи гвардейцы сопровождали принца, отбывающего в эмиграцию, до бельгийской границы, а потом вернулись в Париж.
7 Октября Императорская Гвардия была официально расформирована. При этом запасные роты гвардейских полков, находившиеся в Париже, послужили основой для вновь формируемых частей французской армии: из 23 рот Вольтижёров и Гренадёров был сформирован 28-й маршевый полк, отличившийся при обороне Парижа и преобразованный позже в 128-й линейный полк французской армии. Роты полка Зуавов пошли на формирование нового 4-го полка зуавов. Из запасных эскадронов Карабинеров, Кирасир, Гидов и остатков Почётной Гвардии был создан 12-й кирасирский полк.
Однако большая часть Гвардии пережила свою официальную «смерть» почти на месяц. Подразделения, запертые в Меце находились в осаде до 27 Октября, получая «усиленную» долю пайков, что вызывало зависть и возмущение солдат армейских частей Зато и дисциплина в гвардейских частях была выше, поэтому после капитуляции именно им было поручено следить за порядком в городе до вступления туда прусских войск. После сдачи армии Базена гвардейцы пополнили собой ряды французских военнопленных. История Императорской Гвардии закончилась окончательно и бесповоротно... Final!
КОНЕЦ.